Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Скачать)

П.2.3 Методы статистической обработки результатов исследований

В связи с  поставленными задачами необходимость  обработки результатов тестирования, проведенного изложенными в разделе  П.2.1 методами, возникала на следующих  этапах.

1. При сравнении  результатов тестирования, основной  и контрольной групп для установления  существенных или несущественных  различий между ними и выявления  главных факторов, характеризующих  приемных детей и особенности  их взаимоотношений с членами  приемных семей.2. При выяснении,  насколько эффективной оказалась  психокоррекционная работа, и сравнении  для этого результатов тестирования  детей основной группы до и  после проведенных с ними коррекционных  мероприятий.3. Для анализа зависимости  эффективности психокоррекционных  мероприятий от профиля личности  ребенка и характера взаимодействия  в семье до коррекции.

В пп. 1 и 2 для  анализа использовалась следующая  схема.

В тех случаях, когда по результатам психологического исследования были установлены различия в долях единицы или процентах (как, например, в проективных методиках), применялся метод, который носит  название углового преобразования Фишера и относится к многофункциональным  критериям. Такие критерии могут  использоваться по отношению к самым  разнообразным данным, выборкам и  задачам, т. е. данные могут быть представлены в любой шкале, начиная от номинативной (шкалы наименований). Нижние границы  выборок - 5 наблюдений. В критерии ip* Фишера верхней границы не существует - выборки могут быть сколь угодно большими.

Многофункциональные критерии позволяют решать задачи сопоставления  уровней исследуемого признака, сдвигов  в значениях исследуемого при

знака и сравнения  распределений. Многофункциональные  критерии построены на сопоставлении  долей, выраженных в долях единицы  или в процентах. Суть критериев  состоит в определении того, какая  доля наблюдений (реакций, выборов, испытуемых) в данной выборке характеризуется  интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется.

1. Критерий 

(р = 2arcsin(^/p),

где р - процентная доля, выраженная в долях единицы.

Продемонстрируем, например, применение этого критерия для обработки результатов теста "Рисунок семьи". Исследования показали, что тревожность, вызванная  семейной ситуацией, отмечается у 48% приемных детей и у 24% детей из обычной  семьи. Выполним проверку достоверности  различий в соответствии с критерием "угловое преобразование Фишера". Для этого вычислим соответствующие 48% и 24% значения углов ц>\ и 2 ' 2 = 2 • arcsinV0.24 " 1.137. Тогда

где П\ - 91, "2 = ЮО. Это значение

Щ\ ДОЛЯ ЛИЦ, у  которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке 1 не больше, чем  в выборке 2.

Н\. Доля лиц, у  которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке 1 больше, чем в  выборке 2.

С использованием соответствующих таблиц устанавливается, какая из гипотез достоверна и  каков уровень значимости этого  результата.

2. В тех случаях,  когда результаты психологического  исследования выражаются численно (как, например, в личностном опроснике  Кеттела, тестах АСВ и ВРР  и др.), можно применять различные  критерии. При этом /-критерий, или  критерий Стьюдента, является  наиболее часто используемым  методом обнаружения различия  между средними двух выборок.  Однако этот критерий требует  выполнения требований нормальности  распределений и равенства дисперсий.  Если эти условия не выполнены,  проводится коррекция методики. Как указывается в [28], если  условия применимости /-критерия  не выполнены, следует использовать  непараметрические альтернативы /-критерия, например, двухвыборочный критерий  Колмогорова-Смирнова. Этот критерий  активизируется системой STATISTICA 6.0 в  модуле "Непараметрические статистики". Результатом применения этого  критерия является, например, обработка  данных, полученных по тесту Кеттела.3. Для анализа зависимости эффективности  психокоррекционных мероприятий  от профиля личности ребенка  и характера взаимодействия в  семье до коррекции использован  аппарат множественной регрессии.

Общее назначение множественной регрессии (этот термин был впервые использован в  работе Пирсона - Pearson, 1908) [28] состоит  в анализе связи между несколькими  независимыми переменными (называемыми  также ре-грессорами или предикторами) и зависимой переменной. Например, "психолога мог заинтересовать вопрос, какие индивидуальные качества позволяют лучше предсказать  степень социальной адаптации индивида" [28]. Термин "множественная"указывает  на наличие нескольких предикторов  или регрес-соров, которые используются в В общем случае, процедуры  множественной

регрессии будут  оценивать параметры линейного  уравнения вида Y = а + Ьх * Хг + Ь2 * Х2 + ... + Ьр * Хр.

Регрессионные коэффициенты (или В-коэффициенты) представляют независимые вклады каждой независимой  переменной в предсказание зависимой  переменной. Другими словами, переменная Х\, к примеру, коррелирует с переменной У после учета влияния всех других независимых переменных.

Линия регрессии  выражает наилучшее предсказание зависимой  переменной (Y) по независимым переменным (Xt). Отклонение отдельной точки от линии регрессии (от предсказанного значения) называется остатком. Чем  меньше разброс значений остатков около  линии регрессии по отношению  к общему разбросу значений, тем, очевидно, лучше прогноз.

Обычно степень  зависимости двух или более предикторов (независимых переменных или переменных X,) с зависимой переменной Y выражается с помощью коэффициента множественной  корреляции R. По определению он равен  корню квадратному из коэффициента детерминации. Это неотрицательная  величина, принимающая значения между  и 1. Для интерпретации направления  связи между переменными смотрят  на знаки (плюс или минус) регрессионных  коэффициентов или В-коэффициентов. Если В-коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой  переменной положительна; если В-коэффициент  отрицателен, то и связь носит  отрицательный характер.

П.З Анализ индивидуально-психологических  особенностей приемных детей

1. Изучение личностных  характеристик детей по методике  Кеттела.

Исследование  детей по методике Кеттела позволило  установить психологический портрет  приемного ребенка, выявить его  отличительные особенности по сравнению  с детьми контрольной группы.

В примененном  варианте тест содержит 12 шкал для измерения  степени выраженности черт личности.

Результаты приведены  в таблицах 1,2.

В последнем  столбце таблицы указаны уровни значимости различий по результатам  критерия Колмогорова-Смирнова. Данные означают, что разли

чия по шкалам C,D,E,G,0,Q^,Q4 статистически значимы, уровень  значимости превышает 95% (р 

В последнем  столбце таблицы приведены вычисленные  в соответствии с методикой углового преобразования Фишера значения Кр> соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости р 

Анализируя результаты тестирования, получаем, что в основной группе наблюдается повышение по фактору D - эмоциональная возбудимость, что выражается в повышенной возбудимости этих детей, неуравновешенности, нервном  напряжении. Дети неспособны контролировать эмоции и импульсивные влечения. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный  контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Внутренне они чувствуют себя беспомощными, неспособными справится  с возникающими трудностями. Высокие  значения по фактору О свидетельствуют  о тревожности и постоянной озабоченности  таких детей, ожидании неудач, часто  сниженном настроении. Доминирует тревожно-депрессивный фон настроения, подавленность, склонность к самоупрекам.

Дети склонны  недооценивать свои возможности, принижают  свои знания и способности. В обществе они чувствуют себя неуютно и  неуверенно, держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. Они полны  мрачных опасений легко и быстро расстраиваются. Наряду с этим отмечается повышенная напряженность и раздражительность, что подтверждается высоким Qj.

Таким образом, выявляется неустойчивость эмоционально-волевой  сферы и фрустрированность. Это  отражается сочетанием факторов D и Q\. Кроме того, в основной группе в  большинстве случаев наблюдаются  низкие показатели по следующим факторам: Е, G, Q3.

Сравнивая результаты исследования с полученными Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой, заметим, что данные почти в точности совпадают для детей контрольной  группы, например, по факторам D+ и 0+. При  этом авторы отмечают, что наблюдаемые  у младших школьников отклонения свойств личности позволяют считать, что "их главной особенностью является обостренная эмоциональность" [143, с. 151]. Эти же отклонения, но в еще  более явном виде, установлены  у детей основной группы.

Рассматривая  варианты формирования типа личности, следует говорить во-первых, о том, к какому типу можно отнести "усредненный  профиль" личности ребенка из основной и контрольной групп, соответственно, а во-вторых, о том, какой тип  личности является преобладающим в  каждой из групп. Данные тестирования говорят о том, что сочетание  факторов Л-, Е-, G-, Н-, 0+, Фз, Q4 характерно для инфантильного типа. Э. М. Александровская  считает, что детей этого типа отличает задержка психического развития либо в виде незрелости мотивационно-потребностной  сферы, либо в виде интеллектуальных нарушений [143]. Основным фактором, который  позволяет дифференцировать два  подтипа - моторно-расторможенных и  апатичных - детей, является фактор D. Этот тип личности ребенка считается  достаточно неопределенным и по мере взросления может претерпеть значительные изменения. Усредненный профиль  личности ребенка контрольной группы более всего относится к одному из следующих трех: гармонич

ному, конформному  или чувствительному. Заметим, что  именно эти типы личности отличает лучшая по сравнению с другими  социальная приспособленность.

Рис. 1. Усредненные  профили личности по Кеттелу. А - экстраверсия, С - уверенность в себе, практичность, D - эмоциональная возбудимость, Е - независимость, доминантность, F - благоразумие, G -добросовестность, ответственность, Н - социальная смелость, / - реалистичность, О - тревожность, озабоченность, Q3 - самоконтроль, Q4 - напряженность.

Что касается преобладания типов личности в той или иной группе, наибольшее количество детей  основной группы (48 человек, что составляет 49%) относится к тревожному типу, который характеризуется тревожностью, чувствительностью, напряженностью. Как  отмечают И. М. Никольская, Р. М. Грановская [143], этот тип личности нередко бывает следствием психотравмирующего опыта, приобретенного ребенком.

Низкие значения по фактору Е указывают на то, что ребенок демонстрирует свою зависимость от других, уступчивость и послушность. Это проявляется  в том, что такие дети подвержены чужому влиянию, часто не умеют отстоять свою точку зрения.

Низкие же показатели факторов G и Q3 свидетельствуют о  безответственности, низком самоконтроле и плохой организованности. Дети с  такими показателями не умеют контролировать свое поведение, склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело. Они  часто теряются, действуют неравномерно, не умеют организовать свое время  и порядок выполнения дел.

D-\- легкая возбудимость; 0+ - тревожность, озабоченность; Q4+ - на-

пряженность, фрустрированность; G безответственность, недобросовест-

ность; С?з - низкий самоконтроль; Е зависимость.

Итак, анализ полученных данных по методике Кеттела показал, что у детей из приемных семей  по сравнению с контрольной группой  достоверно чаще выявляются высокие  показатели по факторам D (в 1,5 раза), О (в 2 раза), Q4 (в 2 раза) и низкие значения по таким факторам как Е (более  чем в 2 раза), G (почти в 2 раза), Q3 (почти  в 2 раза). Приведенные данные свидетельствуют  о том, что дети из приемных семей  близки к интровертам, с повышенной эмоциональностью контролирующие себя, с повышенной реактивностью и тенденцией к импульсивности, зависимые и неуверенные в себе, тревожные, имеющие низкую ответственность и, одновременно,

тягу к острым ощущениям, авантюризму, слабовольные и невротически-тревожные.

Различия статистически  значимы по факторам А+, С+, F-\-, F-, G-, Я-,

Различия статистически  значимы по факторам А+, А-, С+, С-, ?+, ?-, G-, Я-, Q3-, Q4 -" уровень значимости р 

Резюмируя полученное, можно сказать, что приемные дети в большей степени ориентированы  на принципы реальности, они более  рациональны. Это характерно для  всей группы в целом. Дети, сталкиваясь  с реальностью в более жестких  условиях, таким образом адаптируются, стараясь структурировать большой  для ребенка объем сложностей и проблем.

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация