Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
К традиционным видам устройства ребенка в семью относится усыновление и опека. В связи с обострением проблемы сиротства, заметным увеличением числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения в нашей стране в последние годы, снижением количества усыновлений и ростом отмены усыновлений, ставится вопрос о необходимости искать новые пути, способы и возможности для оказания действенной помощи ребенку-сироте. Появление новых форм устройства ребенка в семью, наряду со старыми, предполагает и возникновение проблем в связи с неразработанностью основных диагностических, реабилитационных программ в этом направлении, этапов в освоении этого процесса. Необходимость развития института приемной семьи на сегодняшний день очевидна, поскольку за последнее десятилетие сложилась довольно стойкая тенденция: по данным Министерства образования РФ, из 100 тысяч ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30% - в детские интернатные учреждения. Приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в Федеральной целевой программе «Дети-сироты», которая входит в состав Президентской программы «Дети Россию). Ведущим направлением деятельности становится передача детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в семг/г тащит ттрп ттгппи
В связи с этим становится актуальной задача изучения роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав. С одной стороны, проблемы, возникающие у родителей, взявших детей на воспитание, во многом схожи с воспитанием родных детей. Но есть и специфические проблемы. Одна из таких проблем - процесс адаптации ребенка в замещающей семье.
Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее полноценное развитие его личности. Система специализированной помощи замещающей семье имеет определенные успехи в решении задач диагностики, подготовки и коррекции нарушений в новой семейной системе, однако в меньшей мере уделяется внимание изучению процесса адаптации ребенка, в котором фокусируется сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, проявляющихся через различные феномены изменения поведения, формирования межличностных отношений, изменения этих отношений в процессе адаптации.
В структуре
психолого-педагогического и
О необходимости изучения замещающей семьи пишут исследователи Н.П.Иванова, О.В. Заводилкина, А.Н. Голик. Авторы освещают различные аспекты этой проблемы. Наблюдается относительное сходство позиций в понимании общих закономерностей процесса, значимости семьи и семейных отношений для дальнейшей социализации, особенностей развития ребенка-сироты, трудностей адаптационного процесса на начальном этапе, отмечаются некоторые расхождения в определении временных этапов адаптации. Эти расхождения не имеют принципиальной важности, поскольку являются результатом автономности исследовательских подходов, работы в рамках конкретных научных дисциплин. Создание микросоциальной среды (семейной), готовой принять и воспитывать проблемного ребенка, не может быть осуществлено в полной мере без научно-методического обеспечения. Недооценка значения особенностей процесса адаптации ребенка и взрослого влечет за собой не только общий дефицит объективных представлений о развитии личности в рамках вновь созданной искусственной ;емейной системы, но и неверную трактовку признаков выявляемых нарушений.
Отправной точкой
исследования процессов семейной адаптации
послужила необходимость
Исходя из актуальности решения проблемы сиротства вообще, заслуживает знимания проблема изучения процесса адаптации ребенка и приемной семьи.
Объект исследования: семья с приемным ребенком.
Предмет исследования: особенности формирования приемной семьи на ранних этапах.
Цель исследования:
выявить основные тенденции социально-
Гипотеза исследования
заключается в предположении, что
социально-психологическая
Изменения выделенных показателей в зависимости от факторов будут определять эффективность процесса адаптации.
1. Провести теоретический
анализ имеющихся в
2. Выделить критерии
и показатели социально-
3. Выявить особенности
социально-психологической
4. Выявить тенденции
социально-психологической
5. Разработать
информационно-методические
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция социализации личности (А.В. Петровский);
- теории объектных отношений (Р. Фейербейн, Д. Винникот, М. Клайн, М. Балинт, М. Малер и О. Кернберг);
- теории привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт);
- концепция соотношения индивидуального и социального в процессе социализации (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон);
- теории психической депривации (Й. Лангмейер, 3. Матейчик);
- концепция адаптации как этапа развития индивида (Ю.П. Поваренков);
- концепции психолого-
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали совокупность следующих методов:
- теоретический
анализ социологической,
- комплексное
исследование психического
цветового теста М. Люшера, цветового теста отношений, шкалы явной тревожности CMAS, методики изучения фрустрационных реакций Розенцвейга, шкалы личной тревожности А.М. .Прихожан, теста тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, проективной методики « Рисунок семьи», проективной методика Рене Жиля, опросника психологических защит ОГО, опросника уровня стрессовой симптоматики SCL - 90 - R, теста измерения родительских установок и реакций PARI);
- методы наблюдения и беседы;
- математико-статистические
методы обработки данных с
помощью статистического
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000г. по 2004 г. и условно подразделялось на три этапа
- теоретический анализ литературы;
- разработка программы исследования;
- проведение
исследования, получение результатов
и разработка информа-циионно-
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены и
проанализированы общие
- показана неравномерность
процесса, которая проявляется в
нестабильности процесса
- определено влияние факторов: времени, возраста, тендерного аспекта на процесс адаптации детей и взрослых. У детей это выражается в том, что:
- продолжительность
проживания приемного ребенка
в семье выявляет наличие
- взросление
детей характеризуется
- социально-психологическая адаптированность девочек более успешна, чем мальчиков.
У взрослых выявлены:
- нестабильность процесса адаптации в течение исследуемых 36 месяцев;
- различия в
способах воспитательных
- сформулированы
и проверены
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- в работе
осуществлено обобщение
- изучение приемной
семьи дополняет имеющиеся
- расширены теоретические
представления о
- основные выводы
и положения могут быть
- проведенные
исследования позволяют
Практическая значимость. Полученные результаты .
- являются основой
для разработки конкретных
- способствуют организации контроля за процессом адаптации в приемных семьях;
- внедрены в систему образования в вузе для обучения и организации практики студентов;
- включены в
обучающие программы
Теоретические и практические положения вошли в следующие разработки:
- программа мониторинга по усыновлению,
- программа мониторинга по приемным семьям,
- информационно-методические
рекомендации для специалистов,
работающих с приемными
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-психологическая
адаптация детей и родителей
в условиях приемной семьи
характеризуется
Неравномерность заключается в. нестабильности процесса, различной степени включения, прохождения и наступления устойчивой адаптированности детей и взрослых. Цикличность заключается в наличии этапов социально-психологической адаптации. Ограниченность во времени определяется завершением процесса к 30-36 месяцам.
2. Специфика адаптации детей заключается:
- в различной
способности формирования
- наличии флуктуаций в процессе адаптации,
- эффективности процесса социальной адаптации детей старше 10 лет,
- изменении адекватности самооценки,
- значимости «семейного фона» в любом возрасте,
- неравноценности
отношения к приемным
3. Специфика
адаптации взрослых