Программа социальной адаптации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:54, практическая работа

Описание работы

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

Работа содержит 1 файл

Programma social'nojj adaptacii podrostkov.doc

— 130.50 Кб (Скачать)
 
 

    Краткая аннотация:

      Программа социальной адаптации предназначена  для подростков, прежде всего для  тех, у которых уже были на более  ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к  определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

      Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные  навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается  в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. 
 

Программа социальной адаптации  подростков 
 

    Обоснование:

Социальная  адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

      Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка  часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими   школьниками,  нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только  к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

      Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем  зависит  от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

      Относительно  данного вопроса представляют интерес  интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.

      Термин  социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.

Социальный интеллект включает следующие аспекты:

  • умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
  • способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
  • уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
  • способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.

      Чаще  всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

      То  есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

      Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

      Целью программы социальной адаптации  является развитие адаптивных возможностей подростка.

      Задачи:

    1.    Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.

    2. Предоставление  подросткам возможности осознать  важность приобретения ими социальных  навыков.

    3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара. 

      Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

    1.Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.

    2.Индивидуально-коррекционная работа с подростками.

    3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

      Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество  подростков, принимающих участие  в групповой коррекционной работе – 10-12 человек.

      Объём тренинговой работы – 21 час.

      Режим работы:

  • тренинг – семь 3-часовых занятий 1 – 2 раза в неделю;
  • индивидуально-коррекционная  работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.

      Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.

      Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального  консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

      При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.

Использование перечисленных техник и методов  предоставляет возможность прекращения  нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

      В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

      Завершение  тренинга эффективно работой с метафорой  изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации  ресурсных механизмов возраста и  в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции. 

Шаги  реализации коррекционно-развивающей  программы.

  1. Измерение социального интеллекта подростков.
  2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
  3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час.
  4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

      Для диагностики эффективно использование  методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. 

Логика  построения групповых коррекционных  занятий:

      1 занятие – создание благоприятных  условий для работы группы, самопознание;

      2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;

      3 занятие – развитие невербальной  экспрессии, формирование эффективных  способов общения со сверстниками  на основе анализа целей, намерений,  потребностей участников коммуникации;

      4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

      5 занятие – приобретение опыта  взаимодействия с группой при  выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;

      6 занятие – закрепление полученных  умений и навыков самоанализа  и самокоррекции;

      7 занятие – самокоррекция развития  на подсознательном уровне при  помощи метафоры изменения, активизации  ресурсных механизмов возраста.

      Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую  коррекцию – 2 – 3 месяца. 
 

Занятие №1

      Цели:

  • создание благоприятных условий для работы группы;
  • принятие правил работы;
  • определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
  • начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
  1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
  1. Принятие правил работы в группе.
  2. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).

      Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.

  1. Игра «Встаньте в круг».

          Назначение:

    • создание общей атмосферы тренинга;
    • построение доверительных отношений участников.

      Участники собираются вокруг ведущего. По команде  они начинают передвигаться с  закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

      Обсуждение: как себя чувствовали во время  игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

  1. Игра «Меняются местами те, кто…» (2, №5, с.66).

      Назначение:

    • интенсивное физическое взаимодействие;
    • создание общей атмосферы тренинга;
    • диагностика динамики поведения участников.
  1. Упр. «Мои добрые дела»

      Назначение:

    • развитие умений анализировать свои поступки;
    • настрой на доброе отношение друг к другу.

Информация о работе Программа социальной адаптации подростков