Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Скачать)

Оглавление: 

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы адаптации ребенка в приемной семье.

1.1. Теоретические  подходы к изучению семейной  адаптации в психологической  науке. 

1.2. Социально-психологические  особенности адаптации детей  в приемной семье. 

1.3. Социально-психологические  условия и факторы успешной  адаптации приемного ребенка  в семье. 

Глава 2. Психологическое  моделирование процесса адаптации  ребенка в приемной семье.

2.1. Ролевая идентичность  как условие формирования ролевой  адаптации приемных детей. 

2.2. Модель социально-психологического  сопровождения адаптации детей  к условиям приемной семьи. 

2.3. Анализ результатов  опытно-экспериментального исследования  социально-психологических условий  адаптации детей в приемных  семьях.

Введение: 

Демографическая политика в России направлена на создание наиболее благоприятных условий  для роста населения, воспитания детей в семье, предупреждения негативных тенденций формирования личности ребенка (Т.В. Андреева, В.Б. Голофаст, С.В. Дармодехин, Н.А. Коваль, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, В.М. Целуйко и др.).

Решение задач  воспитания подрастающего поколения  в российском обществе осложняется  тем, что пока еще нередкими остаются случаи лишения родителей их прав на воспитание ребенка, отказ от детей  и недобросовестное отношение родителей  к своим обязанностям по обучению и воспитанию детей.

К традиционным видам устройства детей-сирот до 1996 года относились опека и усыновление. В связи с обострением проблемы социального сиротства, увеличением  количества детей, оставшихся без попечения  родителей, с одной стороны, и  снижением числа усыновлений - с  другой, встал вопрос о необходимости  создания новых форм семейного устройства детей-сирот. Такими формами стали  сначала семейные дома, а затем  приемные семьи.

Увеличение количества приемных семей является одной из современных тенденций решения  проблемы воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В таких  семьях дети обретают свой «второй  дом», получают возможность развиваться  в нормальной семейной среде и  чувствовать себя полноправными  участниками детско-родительских отношений (В.А. Маглыш, Н.М. Тычило, Е.В. Ушакова, И.А. Фурманов, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

В России практика функционирования замещающих семей  пока еще не нашла своего повсеместного  внедрения. Существующие в разных регионах страны единичные опыты только начинают получать методическое обоснование  и экспериментальную апробацию. Формирование детскородительских отношений в таких семьях имеет свою специфику. Родители не всегда могут справиться с возникающими трудностями из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний.

В связи со сложившейся  ситуацией большое значение приобретают  исследования социально-психологических  аспектов адаптации детей в приемных семьях, поскольку именно адаптация  является самым ответственным и  важным этапом вхождения ребенка  в новую семью.

Исходя из актуальности проблемы жизнеустройства детей-сирот  вообще, заслуживает особого внимания проблема исследования социально-психологических  условий адаптации детей в  приемных семьях.

Состояние и  степень разработанности проблемы. В психологических исследованиях  большое внимание уделяется проблеме детско-родительских отношений (Ю.Е. Алешина, В.В. Елизаров, В.А Сысенко и др.), а также кризисам отношений детей  и родителей на разных этапах развития семьи (Т.М. Мишина, Т.В. Навайтис, С.В. Стегачева  др.).

Большую значимость для теории и практики приобретают  научные работы в области внутрисемейных конфликтов, включая конфликты как  между детьми и родителями (В.Сатир, В.Н. Соколова, М.О. Юзефович и др.), так  и между поколениями (Е.В. Киселева, В.М. Розин, Д.И. Фельдштейн и др.), а  также между детьми в одной  семье (С.А. Беличева, Н.В. Самоукина, А.З. Шапиро и др.).

Особое значение для данного исследования имеют  работы, посвященные проблемам нарушений  внутрисемейной адаптации детей  и супругов, включая семьи после  развода родителей (О.В. Некрасова, К.В. Ягнюк, Ю.А. Якубов и др.), неполные (М.М. Лебедева, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер  и др.), приемные (А.И. Довгалевская, Е.И. Морозова, П.Котли и др.) и др.

В последние  годы появилось немало исследований по проблеме взаимодействия, адаптации  детей в принимающей семье (Ф.Б. Березин, Л.Н. Большакова, В.И. Кондрашин, A.M. Нечаева и др.), где раскрываются вопросы семейного воспитания в  приемной семье, особенности 4 складывающихся межличностных отношений, а также  специфика адаптации детей и  родителей к новым ролям (В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, А.Б. Холмогорова и др.).

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных внутрисемейным отношениям, а также адаптации детей и  родителей в приемных семьях, пока еще не полностью решенными остаются следующие противоречия:

•между исследованиями в области внутрисемейных отношений  и изучением проблемы адаптации  детей в приемных семьях;

•между научными трудами, посвященными адаптации детей  в приемных семьях, с одной стороны, и внедрением результатов этих исследований в деятельность семейных психологов - с другой;

•между опытом работы семейных психологов и экспериментальной  проверкой социально-психологических  условий адаптации детей в  приемных семьях.

Выявленные противоречия обостряют проблему адаптации детей  в приемных семьях, которая заключается  в том, что пока еще отмечается значительное количество случаев нарушения  адаптации детей в приемной семье, нередкими остаются конфликтные  ситуации между детьми и их приемными  родителями, в ряде случаев наблюдаются  примеры прекращения пребывания ребенка в приемной семье, что  оказывает острое травмирующее влияние  на детскую психику. Этим обусловлена  актуальность нашего исследования.

Объект исследования - адаптация детей в приемной семье.

Предмет исследования - социально-психологические условия  адаптации детей в приемной семье.

Цель - выявить  социально-психологические условия  адаптации детей в приемной семье  и апробировать их в совместном тренинге для членов семьи.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

• исследовать  адаптацию ребенка в приемной семье как научную проблему в  социальной психологии;

• определить социально-психологические  стратегии адаптации детей в  приемных семьях;

• раскрыть социально-психологические  условия и факторы адаптации  детей в приемных семьях;

• выявить типы ролевой идентичности членов приемной семьи;

• проверить  особенности адаптации детей  в приемных семьях в ходе опытно-экспериментальной  работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении  о том, что адаптация детей  в приемных семьях будет более  успешной, если формировать экстранаправленную, интранаправленную, медиаторную и  гуманизирующую ролевую идентичность у членов семьи с учетом влияния  таких социально-психологических  факторов, как эмоционально-личностный, психологической совместимости  родителей и ребенка, трансформации  отношений между родителями и  ребенком, смены ролей в приемной семье, психологической готовности родителей к приему ребенка, а  также фактор проблемных зон ребенка  в период адаптации.

Методологическую  основу исследования составили фундаментальные  идеи теории отражения личностью  окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В.Шорохова и др.), психологического детерминизма (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.), системности  психических явлений (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), психологии отношений (В.Н. Мясищев,

A.А. Бодалев,  В.А. Лабунская и др.), адаптации  личности (Г.А. Балл,

B.А. Петровский, С.Т. Посохова и др.).

Теоретическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.), рефлексивнодеятельностного подхода  к воспитанию и обучению (Г.И. Давыдова, А.В.

Карпов, И.Н. Семенов, и др.), когнитивно-поведенческого подхода (А.Бек, А. 6

Бандура, А.Г. Спиркин  и др.), а также основные разработки по детско-родительским отношениям (Р.В. Овчарова, JI.A. Орлова, Ю.Г. Эйдемиллер и  др.), семейным конфликтам (Я.Я. Соотак, П.А. Сорокин, В.А. Сысенко и др.), адаптации  личности в условиях приемной семьи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева, B.C. Мухина и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, интервью; методики: «Цветовой тест отношений» (A.M. Эткинд), опросник «Взаимодействие  «взрослый-ребенок» (И.М. Марковская), анкета «Семейные роли» (А.В. Черников), методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, «Опросник для выявления психологических  факторов адаптации ребенка в  приемной семье» (O.K. Миневич), опросник «Семейные роли в приемной семье» (Н.А. Коваль, O.K. Миневич), проективная  методика «Рисунок семьи», проективная  методика Р. Жиля. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 14.0 для Windows. При этом применялись  следующие статистические методы: факторный  анализ, критерий Манна-Уитни, критерий Фишера.

Научная новизна  исследования. Определены два компонента адаптации ребенка в условиях приемной семьи, а именно: социальный и личностный.

Выявлены следующие  социально-психологические условия  адаптации детей в приемных семьях: социальный опыт приемного ребенка, его психофизиологические характеристики, личностные особенности приемного  ребенка и приемных родителей, а  также супружеские отношения  в приемной семье.

Раскрыты типы ролевой идентичности: экстранаправленный (принятие форм ролевого поведения  с преобладающим влиянием на других), ннтранаправленный (зависимое от окружающих ролевое поведение), медиаторный (ролевое  поведение посредника между членами  семьи) и 7 гуманизирующий (ролевое поведение  создания заботы и внимания в семейных отношениях).

Обнаружены социально-психологические  факторы, влияющие на развитие адаптивности приемных детей и родителей, а  именно: эмоционально-личностный, психологической  совместимости родителей и ребенка, трансформации отношений между  родителями и ребенком, смены ролей  в приемной семье, психологической  готовности родителей к приему ребенка, а также проблемных зон ребенка  в период адаптации.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что  на успешность адаптации детей в  приемных семьях оказывают влияние  такие типы ролевой идентичности в семье, как экстранаправленный, интранаправленный, медиаторный и  гуманизирующий.

Конкретизированы  понятия «ролевая идентичность», «адаптация приемного ребенка» применительно  к предмету исследования.

Систематизированы стратегии адаптации членов семьи  с приемными детьми, включающие межличностную  идентификацию, уподобление, взаимодействие, компенсацию и сближение, что обеспечивает единство, взаимопонимание и взаимоподдержку в системе семейных отношений.

Практическая  значимость исследования. Предложена методика психологического тренинга по формированию адаптации приемного  ребенка к условиям приемной семьи.

Разработаны рекомендации по развитию ролевой идентичности в  семьях с приемными детьми для  педагогических работников, психологов, социальных работников.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных  курсах «Социальная психология детства», «Психология семьи и семейных отношений», в работе психологов и  социальных педагогов с приемными  семьями, в курсе повышения квалификации психологов, работников социальных служб  и органов опеки и попечительства.

Достоверность и надежность полученных результатов  исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам  и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью  выборки испытуемых; тщательным и  корректным проведением качественного  анализа и статистической обработки  исходных данных.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Адаптация  ребенка в приемной семье есть  взаимонаправленный процесс межличностной  идентификации, уподобления, взаимодействия, компенсации и сближения, что  обеспечивает единство, взаимопонимание  и взимоподдержку в приемной  семье. 

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация