Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы адаптации ребенка в приемной семье.
1.1. Теоретические подходы к изучению семейной адаптации в психологической науке.
1.2. Социально-психологические особенности адаптации детей в приемной семье.
1.3. Социально-психологические условия и факторы успешной адаптации приемного ребенка в семье.
Глава 2. Психологическое моделирование процесса адаптации ребенка в приемной семье.
2.1. Ролевая идентичность
как условие формирования
2.2. Модель социально-
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментального
Введение:
Демографическая политика в России направлена на создание наиболее благоприятных условий для роста населения, воспитания детей в семье, предупреждения негативных тенденций формирования личности ребенка (Т.В. Андреева, В.Б. Голофаст, С.В. Дармодехин, Н.А. Коваль, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, В.М. Целуйко и др.).
Решение задач воспитания подрастающего поколения в российском обществе осложняется тем, что пока еще нередкими остаются случаи лишения родителей их прав на воспитание ребенка, отказ от детей и недобросовестное отношение родителей к своим обязанностям по обучению и воспитанию детей.
К традиционным видам устройства детей-сирот до 1996 года относились опека и усыновление. В связи с обострением проблемы социального сиротства, увеличением количества детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, и снижением числа усыновлений - с другой, встал вопрос о необходимости создания новых форм семейного устройства детей-сирот. Такими формами стали сначала семейные дома, а затем приемные семьи.
Увеличение количества
приемных семей является одной из
современных тенденций решения
проблемы воспитания детей, оставшихся
без родительской заботы. В таких
семьях дети обретают свой «второй
дом», получают возможность развиваться
в нормальной семейной среде и
чувствовать себя полноправными
участниками детско-
В России практика функционирования замещающих семей пока еще не нашла своего повсеместного внедрения. Существующие в разных регионах страны единичные опыты только начинают получать методическое обоснование и экспериментальную апробацию. Формирование детскородительских отношений в таких семьях имеет свою специфику. Родители не всегда могут справиться с возникающими трудностями из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний.
В связи со сложившейся ситуацией большое значение приобретают исследования социально-психологических аспектов адаптации детей в приемных семьях, поскольку именно адаптация является самым ответственным и важным этапом вхождения ребенка в новую семью.
Исходя из актуальности проблемы жизнеустройства детей-сирот вообще, заслуживает особого внимания проблема исследования социально-психологических условий адаптации детей в приемных семьях.
Состояние и
степень разработанности
Большую значимость для теории и практики приобретают научные работы в области внутрисемейных конфликтов, включая конфликты как между детьми и родителями (В.Сатир, В.Н. Соколова, М.О. Юзефович и др.), так и между поколениями (Е.В. Киселева, В.М. Розин, Д.И. Фельдштейн и др.), а также между детьми в одной семье (С.А. Беличева, Н.В. Самоукина, А.З. Шапиро и др.).
Особое значение
для данного исследования имеют
работы, посвященные проблемам
В последние годы появилось немало исследований по проблеме взаимодействия, адаптации детей в принимающей семье (Ф.Б. Березин, Л.Н. Большакова, В.И. Кондрашин, A.M. Нечаева и др.), где раскрываются вопросы семейного воспитания в приемной семье, особенности 4 складывающихся межличностных отношений, а также специфика адаптации детей и родителей к новым ролям (В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, А.Б. Холмогорова и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных внутрисемейным отношениям, а также адаптации детей и родителей в приемных семьях, пока еще не полностью решенными остаются следующие противоречия:
•между исследованиями в области внутрисемейных отношений и изучением проблемы адаптации детей в приемных семьях;
•между научными трудами, посвященными адаптации детей в приемных семьях, с одной стороны, и внедрением результатов этих исследований в деятельность семейных психологов - с другой;
•между опытом
работы семейных психологов и экспериментальной
проверкой социально-
Выявленные противоречия обостряют проблему адаптации детей в приемных семьях, которая заключается в том, что пока еще отмечается значительное количество случаев нарушения адаптации детей в приемной семье, нередкими остаются конфликтные ситуации между детьми и их приемными родителями, в ряде случаев наблюдаются примеры прекращения пребывания ребенка в приемной семье, что оказывает острое травмирующее влияние на детскую психику. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Объект исследования - адаптация детей в приемной семье.
Предмет исследования
- социально-психологические
Цель - выявить
социально-психологические
Данная цель определила следующие задачи исследования:
• исследовать адаптацию ребенка в приемной семье как научную проблему в социальной психологии;
• определить социально-психологические стратегии адаптации детей в приемных семьях;
• раскрыть социально-психологические условия и факторы адаптации детей в приемных семьях;
• выявить типы ролевой идентичности членов приемной семьи;
• проверить особенности адаптации детей в приемных семьях в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования
заключается в предположении
о том, что адаптация детей
в приемных семьях будет более
успешной, если формировать
Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи теории отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В.Шорохова и др.), психологического детерминизма (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.), системности психических явлений (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), психологии отношений (В.Н. Мясищев,
A.А. Бодалев, В.А. Лабунская и др.), адаптации личности (Г.А. Балл,
B.А. Петровский, С.Т. Посохова и др.).
Теоретическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.), рефлексивнодеятельностного подхода к воспитанию и обучению (Г.И. Давыдова, А.В.
Карпов, И.Н. Семенов, и др.), когнитивно-поведенческого подхода (А.Бек, А. 6
Бандура, А.Г. Спиркин и др.), а также основные разработки по детско-родительским отношениям (Р.В. Овчарова, JI.A. Орлова, Ю.Г. Эйдемиллер и др.), семейным конфликтам (Я.Я. Соотак, П.А. Сорокин, В.А. Сысенко и др.), адаптации личности в условиях приемной семьи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева, B.C. Мухина и др.).
Методы исследования:
теоретико-методологический анализ литературных
источников; эмпирические методы исследования:
анкетирование, беседа, опрос, интервью;
методики: «Цветовой тест отношений»
(A.M. Эткинд), опросник «Взаимодействие
«взрослый-ребенок» (И.М. Марковская), анкета
«Семейные роли» (А.В. Черников), методика
измерения самооценки Дембо-Рубинштейн,
«Опросник для выявления
Научная новизна исследования. Определены два компонента адаптации ребенка в условиях приемной семьи, а именно: социальный и личностный.
Выявлены следующие
социально-психологические
Раскрыты типы ролевой идентичности: экстранаправленный (принятие форм ролевого поведения с преобладающим влиянием на других), ннтранаправленный (зависимое от окружающих ролевое поведение), медиаторный (ролевое поведение посредника между членами семьи) и 7 гуманизирующий (ролевое поведение создания заботы и внимания в семейных отношениях).
Обнаружены социально-
Теоретическая значимость исследования. Доказано, что на успешность адаптации детей в приемных семьях оказывают влияние такие типы ролевой идентичности в семье, как экстранаправленный, интранаправленный, медиаторный и гуманизирующий.
Конкретизированы понятия «ролевая идентичность», «адаптация приемного ребенка» применительно к предмету исследования.
Систематизированы стратегии адаптации членов семьи с приемными детьми, включающие межличностную идентификацию, уподобление, взаимодействие, компенсацию и сближение, что обеспечивает единство, взаимопонимание и взаимоподдержку в системе семейных отношений.
Практическая значимость исследования. Предложена методика психологического тренинга по формированию адаптации приемного ребенка к условиям приемной семьи.
Разработаны рекомендации по развитию ролевой идентичности в семьях с приемными детьми для педагогических работников, психологов, социальных работников.
Материалы исследования
могут быть использованы в учебных
курсах «Социальная психология детства»,
«Психология семьи и семейных
отношений», в работе психологов и
социальных педагогов с приемными
семьями, в курсе повышения квалификации
психологов, работников социальных служб
и органов опеки и
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация
ребенка в приемной семье есть
взаимонаправленный процесс