Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Скачать)

Семейная система  характеризуется и внешнихми границами - степенью открытости семьи как систехмы для контактов с внешним мирОхМ. Для функционирования каждой семьи существует свой оптимальный баланс проницаемости ее границ. Профессиональная захМещающая сехмья должна иметь более открытые внешние границы (поскольку дети-сироты хмогут появляться PI уходить из семьи), быть более восприимчивой к внешнИхМ воздействиям, такая семья нуждается в медицинском, педагогическом, психологическом сопровождении [78]. Если внешние границы подобной семьи закрыты, она недостаточно справляется со своими профессиональными задачами. Такое развитие захмещающей профессиональной сехМьи является дисфункциональным и не соответствует профессиональным целям.

Вторым аспектом анализа семейной системы [78] является хМикродина-мика семьи, процесс ее функционирования. Здесь большое значение принадлежит понятию роли. Семейные роли - это устойчивые функции в работе системы, закрепленные за каждым из ее членов. В приемной ceivibe неизбежные проблехмы ребенка, особенно в период его адаптации, могут провоцировать у членов сехМьи поведение, способное укрепить его в роли виновника всех семейных бед. Для ресурсных ceiviefi (т. е. ceivieft, обладающих достаточным потенциалом для интеграции в свою структуру ребенка-сироты) характерна значительная ролевая гибкость - способность из-менять роли в соответствии с меняющейся ситуацией. В таких сехМьях негативные роли "агрессора", "аутсайдера", которые часто выбирают для себя приемные дети, не "прирастают"к ним, а под влиянием членов семьи изменяются на более позитивные.

В четырехаспектной модели анализа семейной системы А. Б. Холмогорова активно использует понятие "паттернов взаимодействия".

Паттерны взаимодействия - это вытекающие из ролей устойчивые кОхМ

муникативные стереотипы: ссоры, конфликты, обиды, высхчеивание, унижение и т. д. Как отмечают исследователи фостеровских семей [15, 289, 288, 306], дети-сироты достаточно быстро переншнают паттерны взаимодействия приемной сехМьи. Наиболее опасным и дисфункциональным является паттерн гиперконтроля, сдерживающий развитие личной автономии членов ceivibH. Он резко снижает ресурсы сехмейной системы при приеме в нее ребенка-сироты, так как не способствует свободному и спонтаннОхМу проявлению личности ребенка, сближает ситуацию в семье с обстановкой в детском доме. Неблагоприятным для адаптации является и стиль Эхмоци-ональной коммуникации, получивший название "доминирование критики над похвалой".

Третьим аспектом четырехаспектной модели анализа семейной системы [78] является макродинамика семейной систехмы, под которой повдша-ется семейная история, или эволюция. СистехМный подход к анализу поведения членов приемной семьи утверждает, что систехма постоянно находится в состоянии изменения и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся стереотипов (гомеостазу), а с другой - к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Тенденция к сохранению сложившегося стереотипа проявляется в сопротивлении членов семьи иЗхмененияхМ сехмейной системы. В рамках семейной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивления изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития сехМьи, как девиантное поведение, сОхМатОхМорфные и невротические расстройства одного из членов ceivibH (нередко ребенка), т. е. проявление дисфункции семьи через "выдвижение" "идентифицированного клиента"[78] (члена семьи, на которого перекладывается груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия).

Четвертым аспектОхМ анализа по А. Б. Холмогоровой является изучение идеологии сехмейной системы, представленной семейными ценностями, нормахми, правилами, традициями, ритуалахМи, требованиями и санкциями.

При этом семейная идеология считается одним из наиболее важных аспектов при работе с приемной семье. Неадекватные ожидания семьи по отношению к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвержения. Ребенок-сирота, пытаясь войти в  семейную систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые нередко сама семья крайне слабо осознает. Семейные нормы и правила - это те основания, на которых строится жизнь семьи. Именно нес-формированность правил характерна для семей, в которых дети-подростки демонстрируют делинквентное поведение [98]. Если требования, выдвигаемые родителями, противоречивы, то их влияние на ребенка может быть разрушительным. Такие требования и соответствующие им ожидания не поддаются интеграции, порождают у ребенка внутренние конфликты и противоречия, препятствуют его адаптации в семье.

1.2 Теоретический анализ  психологических  факторов, определяющих  социально-психологическую  адаптацию детей  в приемных семьях

Рассмотрим, как  освещен в литературе механизм социально-психологической  адаптации ребенка в приемной семье. Как известно, под адаптацией понимается приспособление организма  к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Адаптацию можно оценивать  как по средовому вектору (социальная, школьная, семейная и т. д.), так и по уровню (высокий, низкий, средний) [207]. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды ("припособление себя") и преобразования, изменения среды ("приспособление к себе"). Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы - приемлемые способы достижения целей и санкции за отклонение от этих норм. Ниже будет рассмотрен процесс

психологической адаптации ребенка к условиям среды - приемной семьи.

При появлении  приемного ребенка все члены  семьи переживают эмоциональные  трудности. Дети переносят на приемных родителей обиды, накопившиеся на кровных  родителей, по тем или иным причинам оставивших их. Приемные родители испытывают чувство вины, т. к. их чувства к  приемным детям, по крайней мере, на первых порах очень амбивалентны [78]. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные  в данной семье. Если в семье преобладают  зависть и желание унизить, то и для ребенка они становятся определяющими [307]. Такое наблюдение не только выделяет имитацию поведения  членов семьи в качестве механизма  адаптации ребенка, но и отражает необходимость изучения самих процессов, происходящих в семье, для правильного  понимания психологии ребенка.

В странах Запада вопрос об эффективности замещающей заботы и о требованиях, которые  предъявляются к потенциальным  фостеровским семьям, активно изучается. В частности, социальные работники при оценке факторов неудачного фостеринга указывают чаще всего на неспособность фостеровской матери найти оптимальный баланс между собственным контролем и ответственностью ребенка [342].

Еще одним механизмом адаптации ребенка в приемной семье последователи психоаналитического  направления считают механизм имитации детьми поведения приемных родителей.

О. М. Дерябина [66], изучая перспективы развития взаимоотношений  между членами приемных семей, к  группе риска в плане успешности адаптации ребенка в приемной семье относит те семьи, в которых  имеют место: отсутствие одного из родителей; слишком солидный возраст приемных родителей; длительное отсутствие собственных  детей; недостаточная информированность  родителей-воспитателей о дефектах ребенка; неадекватное представление  родителей о трудностях, с которыми они столкнутся, и о той психологической  нагрузке, которую получают они caiun и их приемные де

ти.

Н. П. Иванова  и О. В. Заводилкина [84] отмечают, что необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Авторы подчеркивают влияние собственного жизненного опыта ребенка на процесс идентификации с семьей. "Дети-отказники", не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, приходя в семью, начинают "борьбу за собственную идентичность". При этом, по мнению авторов, решающим звеном формирования идентичности является наличие заботливого взрослого. По результатам проведенных исследований приемных семей авторы констатируют положительную динамику развития взаимоотношений приемных детей с родителями, указывают, несмотря на очевидные трудности, на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в замещающей семье, улучшение речи, расширение кругозора на фоне чувства уверенности и развития межличностных отношений. Анализируя результаты наблюдений, авторы делают вывод, что уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в приемных семьях прошла успешно, не отличается от развития детей, растущих в родных семьях. Психологические трудности, возникающие при адаптации ребенка в приемной семье, обсуждают И. А. Фурманов, А. А. Аладьин и Н. В. Фурманова в [233]. Особенностям адаптации ребенка дошкольного возраста посвящена работа [225].

Идентификация ребенка с приемными родителями считается главным критерием  эффективности адаптации ребенка  в приемной семье [294]. В традиции психоанализа взросление понимается как  интеграция личности и эго-функций, зависящих от правильной идентификации. Ребенок, ставший членом замещающей семьи, не может принять роль биологического, поэтому для него затруднена идентификация. Это проявляется [352] в отсутствии своего статуса в новой семье, чувстве униженности, проблемах верности приемным и биологическим родителям и др. Таким образом, оказавшись в приемной семье, дети из одной нестабильной ситуации попадают в другую.

, * оссмискля 'госул-.рстасмнлп

' El'-"А

Этим во многом объясняется тот кризис, который  переживают дети и семья на первых этапах совместной жизни.

В работе [194] Н. А. Рычкова исследует вопросы психопрофилактической  и коррекционной работы с детьми групп высокого риска по формированию дезадаптивных форм поведения. Отмечается, что существенную роль в механизме нарушения поведения играет расстройство адаптации к окружающей среде. При этом к признакам нарушения социальной адаптации относят потерю социально направленных чувств, недоверие к близкому социальному кругу и нормам, социальную неконтактность, неадекватную оценку собственных возможностей.

На адаптации  ребенка в приемной семье не могут  не сказываться сложности, привносимые  в жизнь таких семей извне. В [78] оцениваются по значимости четыре основных фактора, которые, по мнению школьных учителей, затрудняют адаптацию замещающих семей в социуме. Наиболее дезадаптирующим, с точки зрения большинства учителей, оказался фактор "подозрительное отношение общества к мотивам патронирования детей, обвинение в корысти". Вторым по деструктивности фактором является негативное внимание взрослых и сверстников к членам профессиональных семей. Отмечаются также ухудшение отношения к кровным детям и повышенная сензитивность профессиональной семьи к проблемам взаимоотношений с социумом. Зачастую семьи склонны были преувеличивать степень негативного отношения и излишне фиксироваться на этом, причем оказалось, что это типично, в первую очередь, для неэффективных семей.

Проведенный анализ литературных данных, результатов предшествующих исследований показывает, что замещающая семья сталкивается со сложной задачей  компенсации последствий депривации и травматического опыта у детей-сирот. Поэтому социальные службы, работающие с такими семьями, обязаны организовать профессиональное сопровождение этих детей и всех членов профессиональных семей семейными психологами, социальными работниками и, если в этом есть необходимость, психотерапевта

ми [54, 60, ПО, 153, 210].

1.3 Психокоррекционная работа в приемной семье (с анализом методов психокоррекции)

Традиционно психологическая  помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых  подходов и методов работы с семьей, в том числе групповых методов  работы с родителями. Как правило, психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических  концепций. Назовем наиболее известные  из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована  в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической трав-матизации в детском возрасте. Сведения, полученные в работах Дж. Боулби [271], А. Фрейд [229], К. Хорни [303], Э. Эриксона [253] и др., снискали широкую популярность и признание. Авторы подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

Психокоррекционная работа в приемной семье направлена на то, чтобы компенсировать последствия депривации и способствовать эффективной адаптации ребенка. В данной работе при создании программы психокоррек-ционных мероприятий учитывались результаты многочисленных исследований, среди которых отметим А. Адлера [3] и Э. Эриксона [253].

Исследования  Э. Эриксона [253], относящиеся к истокам идентичности, показывают, что "только постепенное нарастание чувства идентичности, основанное на личном опыте социального здоровья и культурной солидарности в конце каждого главного кризиса детства, сулит тот периодический баланс в человеческой жизни, который - при интеграции стадий эго -

способствует  чувству гуманности... PI только идентичность, благополучно бросившая якорь в "родовом имении" культурной идентичности, способна создавать осуществимое психосоциальное  равновесие" [253, с. 400].

В русле психоаналитического  направления известно, что для  каждого индивида характерны три  межличностные потребности: потребность  включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение  этих потребностей может приводить  к психическим расстройствам. Сложившиеся  в детстве поведенческие образцы  всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к  другим. Отношения ребенка и родителей  являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное  социальное или сверхсоциальное поведение.

В групповой  работе с родителями основной акцент делается на диагностике сферы отношений  и взаимодействия. Последние тесно  связаны друг с другом: отношения  включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Кроме того, групповые  эффекты дают возможность снять  ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют  получить получить обратную связь и от взрослых, и от детей.

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация