Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Скачать)

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  АДАПТАЦИИ

ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ  И ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА  СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Исследование  процесса вхождения ребенка в  приемную семью, выявление особенностей и факторов адаптации обусловили необходимость теоретического анализа  научно-педагогической и психологической  литературы и исследований по данной проблеме.

Термин «адаптация» - в широком смысле понимается как  приспособление к окружающим условиям. Он происходит от позднелатинского «adaptation» — приспособление, прилаживание - способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, т.е. способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменения параметров внешней среды. Впервые термин был введен в конце XVIII в. Г. Аубертом, с тех пор исследуется и применяется на различных уровнях - от философского до биологического. Поскольку человеческая деятельность никогда не осуществляется изолированно от внешней среды, а объект и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека, то понятие адаптации становится одним из основных в научном исследовании организма.

Теоретические предпосылки данных исследований основываются на эволюционном учении Ч.Дарвина, который  считал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую к все  более совершенному

13

приспособлению  к окружению, и учении Э. Дюркгейма, считавшего любое проявление духовной жизни человека, как функцию его социальных отношений. Таким образом, современная научная мысль ориентируется на такие компоненты как приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в общество индивидов.

В работах исследователей, поэтому, рассматриваются два основных аспекта общей адаптированности человека — биологический и социальный.

По мнению К. Бернара, изучавшего проблему функционирования живого организма как целостной  системы, любой живой организм существует потому, что обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные  для своей жизнедеятельности  параметры внутренней среды, а это  происходит потому, что все системы  и протекающие в организме  процессы находятся в равновесном  состоянии. Исследования У. Кэннона позволили ему выдвинуть идею гомеостаза, в которой одним из центральных моментов является представление о стремлении любой системы к сохранению своей стабильности [109,191].

Большой вклад  в исследование проблемы адаптации  внес канадский физиолог Г.Селье, разработавший концепцию адаптационного синдрома, которая была подхвачена психологами и получила разнообразные толкования. Классические исследования Г. Селье доказали, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса [176].

Социально-ориентированный  подход нашел свое отражение в  психотерапевтической системе А.Адлера. По его мнению, адаптация личности в обществе является важнейшей психологической  функцией как личности, так и общества. Подход Адлера представляет собой выражение крайнего социологизма, при котором абсолютируется социальный аспект адаптированности человека, а общество выступает в роли оценщика [2].

Обзор некоторых  психологических теорий, выявляет использование  различных принципов адаптации  или адаптационных моделей.

14

Согласно Б.Скиннеру (представитель бихевиоризма), основополагающим является поведенческий аспект жизнедеятельности  индивида, а вся феноменология  душевной жизни - это всего лишь совокупность поведенческих реакций, которые  могут быть либо адекватными по отношению  к вызвавшим их внешним стимулам (адаптивное поведение), либо неадекватными. Процесс адаптации основан на принципах угашения дезадаптивных реакций и разработки более эффективного механизма приспособления [7].

В социально-когнитивной  теории научения Альберта Бандуры проанализирован индивидуально-личностный аспект адаптации, который в большей мере определяется психологическими особенностями и установками субъекта, чем обуславливающими стимулами окружающей среды [204]. В исследованиях Г. Айзенка, Р.Хэнки и других представителей необихевиоризма, была сделана попытка восстановить автономную личность в правах, и в модель адаптации личности были включены доминирующие мотивы личности, поставленные в непосредственное отношение к требованиям окружающей среды. В этом случае адаптация рассматривается в двух аспектах - как состояние гармонии между индивидом и природой и социальной средой, когда потребности индивида и требования среды полностью удовлетворяются; как процесс, посредством которого это гармоничное состояние создается. По мнению Р.Хэнки, социальная адаптация - это процесс, который принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Это также процесс, посредством которых индивид или группа достигает состояния социального равновесия, что в целом означает отсутствие переживания конфликта со средой [126].

В свете интеракционистской концепции адаптации, представителем которой является Л. Филипс, адаптированность личности обусловлена как сре-довыми, так и внутрипсихическими факторами. Она выражается в двух типах ответов на воздействие среды: эффективный ответ на социальные ожи-

15

дания соответствующие возрасту и полу, умение принять правильное решение при изменении условий. Два основных признака адаптированности по Филипсу - это адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает умения, знания и навыки, и адаптированность в сфере межличностных отношений, где индивид устанавливает эмоционально - насыщенные связи с окружением и от него требуется социально-психологическая способность к сотрудничеству [5, 126]. Проблемы взаимодействия индивида с социальным окружением нашли свое отражение в классическом психоанализе и примыкающих к нему психологическим школам. Анализируя положения основателя психоанализа З.Фрейда о противостоянии сознательного Я (Эго) и бессознательного влечения и принимая во внимание его установки на роль первичного окружения для ребенка, для формирования личности, можно заключить, что в его учении были интегрированы элементы и первого, и второго эталонов [27].

Механизмы и  процессы защитной адаптации рассмотрены  в классической для психоаналитиков  работе А. Фрейд [219].

Развитие представлений  об адаптации нашло свое отражение  в трудах психоаналитиков X. Гартманна, Э. Фромма. По мнению X. Гартманна, проблема адаптации рассматривается не только в плане изменений, которые производит человек в окружающей его среде или в собственной психической системе, но и с точки зрения необходимости поиска и выбора новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений. Адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. Ученым проводится различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется и личность и среда

16

[220]. Э. Фромм анализирует вопрос о необходимости деления адаптации на статическую и динамическую Статическая адаптация - приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация -приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги» [200].

В совершенно ином аспекте рассматривается проблема адаптации в тех научных направлениях, которые взяли за основу изучение познавательных процессов и рассматривают  их становление по приспособительному принципу. Примером такой концепции  может служить генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации  отводится одно из ключевых мест. Субъект, по Пиаже, это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму, с  помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности [144].

Современное представление  об адаптации основывается на работах  отечественных ученых И. П. Павлова, И.М. Сеченова, П. К. Анохина и других авторов. Изучение феномена адаптации  позволяет говорить о том, что  объективно существует несколько ее проявлений, на основании которых  можно утверждать, что адаптация - это:

• свойство организма,

• процесс, при  котором организм приспосабливается  к изменяющимся условиям среды, в  результате чего достигается равновесие между средой и организмом,

• результат  взаимодействия в системе человек-среда,

• цель, к которой  стремится организм.

Существует, таким  образом, два подхода к анализу  этого процесса:

• Адаптация - свойство любой живой саморегулируемой системы, обес-

17

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация