Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
I. Теоретическая часть.
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых – насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» – ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.
Еще
одно традиционное заблуждение –
считать, что ребенок не может
любить родителей, которые так плохо
с ним обращаются. А если любит
– значит, «сам – ненормальный».
Однако сохранение привязанности к
родителям как раз является одним
из признаков «нормальности» ребенка.
Потребность любить и быть любимым
естественна для всякого
«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» – это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями.
Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это – жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.
Глубокая
привязанность к родителям
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения с взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби):
ü конкретность – привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;
ü эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;
ü напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»);
ü продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;
ü врожденный характер потребности в отношениях привязанности;
ü ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям – если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта близких отношений с взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.
Потребность
в привязанности – врожденная,
однако способность ее устанавливать
и поддерживать может нарушиться
из-за враждебности или холодности
взрослых.
Типы нарушенной привязанности:
1)
Негативная (невротическая) привязанность
– ребенок постоянно «
2)
Амбивалентная – ребенок
3)
Избегающая – ребенок угрюм,
замкнут, не допускает
4)
«Размытая» – так мы
5)
Дезорганизованная – эти дети
научились выживать, нарушая все
правила и границы
Если
вышеприведенные особенности
Разлука с семьей, даже неблагополучной, – утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя. Боль и потеря – реальные составляющие жизни. Дети, теряющие семью, узнают об этом слишком рано. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности – физический, психологический, социальный.
Процесс переживания горя – достаточно длительный (около года), особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.
Основная
сложность при работе с детьми
состоит в том, что у них
нет моделей поведения в
По изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на следующие стадии:
1) Начальная (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.
2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.
3)
Утихающая (реорганизация) –
Способность ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов:
ü социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы;
ü опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;
ü присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы;
ü индивидуальная динамика
переживаний и способы отреагирования.
Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:
ü активность и самостоятельность ребенка;
ü самоуважение и вера в себя;
ü уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо;
ü гибкость и способность приспосабливаться к новому;
ü ответственность за кого-то, кроме себя.
Для
ребенка отчуждение от родной семьи
начинается не в момент изъятия, а
в момент помещения в новую
семью. Дети начинают чувствовать себя
отличающимися от обычных детей
– тех, которые не лишились семьи.
Осознание этого может
Отрицание
Главная
особенность поведения ребенка
на этой стадии состоит в том, что
он бессознательно не воспринимает потерю.
Такой ребенок может быть послушен,
даже весел, вызывая удивление у
взрослых: «ему все нипочем». Для
вновь принятых в семью детей
это может означать то, что они
привыкают не выражать болезненные
чувства, обращаясь к опыту прошлого.
Они живут, изо всех сил стараясь
не думать о том, что произошло, плывут
по течению. Но такое состояние тянется
не долго – либо последует «взрыв»,
когда переживания нахлынут, либо
начнутся соматические и поведенческие
проявления вытесняемых переживаний:
рассеянность, частое впадание в прострацию,
расстройство учебной и любой
другой деятельности, требующей сосредоточенности
и логики (глобальные расстройства
внимания и интеллектуальные нарушения
– «аффект тормозит интеллект»),
капризы и слезы «без повода»,
ночные кошмары, расстройств желудочно-
Стадия гнева и смешения чувств
Эта
стадия характеризуется появлением
сильных, иногда взаимоисключающих
эмоций. Жить ребенку с чувствами,
вызывающими тревогу и
а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» – милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей – как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.