Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Скачать)

I. Теоретическая часть.

    Самое тяжелое событие, которое может  произойти в жизни ребенка  – это утрата родителей. Когда  родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении  государства, и в его судьбе принимают  участие взрослые, задача которых  – насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.

    Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение  в родной семье и негативный жизненный  опыт, с другой – сам факт разрыва  с семьей. Такую вынужденную разлуку  ребенок воспринимает почти как  смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что  «им все равно» и «они быстро все  забудут» – ошибочны. Дети точно  так же, как и взрослые, чувствуют  боль утраты близких отношений, но у  них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что  с ними случилось.

    Еще одно традиционное заблуждение –  считать, что ребенок не может  любить родителей, которые так плохо  с ним обращаются. А если любит  – значит, «сам – ненормальный». Однако сохранение привязанности к  родителям как раз является одним  из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым  естественна для всякого душевно  здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая  хорошее и не замечая плохое.

    «Я  никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в  любой момент» – это убеждения, к которым в большинстве своем  приходят дети, покинутые своими родителями.

    Привязанность – это стремление к близости с  другим человеком и старание эту  близость сохранить. Глубокие эмоциональные  связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных  сил для каждого из нас. Для  детей же это – жизненная необходимость  в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

    Глубокая  привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к  другим людям, и одновременно – уверенности  в себе. Отсутствие привязанности  к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

    Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально –  и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся  внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к  поискам эмоционального тепла в  условиях его жесткого дефицита. Кроме  того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность  общения с взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных  семей.

      Основные  характеристики привязанности (по Д. Боулби):

    ü конкретность – привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;

    ü эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;

    ü напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»);

    ü продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;

    ü врожденный характер потребности в отношениях привязанности;

    ü ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям – если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта близких отношений с взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.

    Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать  и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.  

Типы  нарушенной привязанности:

    1) Негативная (невротическая) привязанность  – ребенок постоянно «цепляется»  за родителей, ищет «негативного»  внимания, провоцируя родителей  на наказания и стараясь разозлить  их. Появляется как в результате  пренебрежения, так и гиперопеки.

    2) Амбивалентная – ребенок постоянно  демонстрирует двойственное отношение  к близкому взрослому: «привязанность-отвержение»,  то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении  являются частыми, полутона и  компромиссы отсутствуют, а сам  ребенок не может объяснить  своего поведения и явно страдает  от него. Характерно для детей,  чьи родители были непоследовательны  и истеричны: то ласкали, то  взрывались и били ребенка  – делая и то, и другое бурно  и без объективных причин, лишая  тем самым ребенка возможности  понять их поведение и приспособиться  к нему.

    3) Избегающая – ребенок угрюм,  замкнут, не допускает доверительных  отношений с взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной  мотив – «никому нельзя доверять».  Подобное может быть, если ребенок  очень болезненно пережил разрыв  отношений с близким взрослым, и горе не прошло, ребенок «застрял»  в нем; либо если разрыв воспринимается  как «предательство», а взрослые  – как «злоупотребляющие» детским  доверием и своей силой.

    4) «Размытая» – так мы обозначили  часто встречающуюся особенность  поведения у детей из детских  домов: ко всем прыгают на  руки, с легкостью называют взрослых  «мама» и «папа», – и так  же легко отпускают. То, что  внешне выглядит как неразборчивость  в контактах и эмоциональная  прилипчивость, по сути, представляет  собой попытку добрать качество  за счет количества. Дети стараются  хоть как-нибудь, от разных людей,  в сумме получить тепло и  внимание, которое им должны были  дать близкие. 

    5) Дезорганизованная – эти дети  научились выживать, нарушая все  правила и границы человеческих  отношений, отказываясь от привязанности  в пользу силы: им не надо, чтобы  их любили, они предпочитают, чтобы  их боялись. Характерно для  детей, подвергавшихся систематическому  жестокому обращению и насилию,  и никогда не имевших опыта  привязанности.

    Если  вышеприведенные особенности наблюдаются  у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех  групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.

    Разлука с семьей, даже неблагополучной, –  утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя. Боль и потеря – реальные составляющие жизни. Дети, теряющие семью, узнают об этом слишком рано. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие  на все уровни жизнедеятельности  – физический, психологический, социальный.

    Процесс переживания горя – достаточно длительный (около года), особенности его  протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей  независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

    Основная  сложность при работе с детьми состоит в том, что у них  нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать и  чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни, отсутствие изо  дня в день и навсегда того тепла  и защиты, которые давали отношения  с ушедшим человеком (или людьми). Облечь свои переживания в слова  дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть  таким же, как всегда – что  сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают»  или «им все равно».

    По  изменению силы чувств и степени  контроля над ситуацией процесс  переживания горя подразделяют на следующие  стадии:

    1) Начальная (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.

    2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность.  Боль и отреагирование. Поиск.  Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения  регуляции деятельности.

    3) Утихающая (реорганизация) – Восстановление.   

    Способность ребенка справляться  со стрессом зависит  от следующих факторов:

    ü социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы;

    ü опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;

    ü присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы;

    ü индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.   

      Личностные  характеристики, помогающие пережить стресс:

    ü активность и самостоятельность ребенка;

    ü самоуважение и вера в себя;

    ü уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо;

    ü гибкость и способность приспосабливаться к новому;

    ü ответственность за кого-то, кроме себя.

    Для ребенка отчуждение от родной семьи  начинается не в момент изъятия, а  в момент помещения в новую  семью. Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей  – тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться  по-разному. Этим, по-видимому, объясняется  тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.

    Отрицание

    Главная особенность поведения ребенка  на этой стадии состоит в том, что  он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у  взрослых: «ему все нипочем». Для  вновь принятых в семью детей  это может означать то, что они  привыкают не выражать болезненные  чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется  не долго – либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие  проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой  другой деятельности, требующей сосредоточенности  и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения  – «аффект тормозит интеллект»), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного  тракта и сердечной деятельности и т.п.

    Стадия  гнева и смешения чувств

    Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих  эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, они  особенно нуждаются в помощи, чтобы  эти подавленные чувства не нанесли  вреда. Дети испытывают следующие  эмоции, причем иногда все сразу:

    а) Тоска. Это чувство может вызвать  у детей стремление увидеться  с членами родной семьи, повсюду  их разыскивать. Нередко утрата обостряет  привязанность, ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.

    б) Злость. Это чувство может проявляться  против чего-то определенного или  быть самодавлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими  их родителями, несчастливой судьбой  и т.д. Они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников»  – милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей – как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация