Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
• Образование родителей.
• Личностную зрелость родителей.
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Наиболее созвучны нашим исследованиям работы:
а) Исследования по психологическому изучению и сопровождению замещающей семьи с привлечением системного подхода и рассмотрением мо-
дели анализа
семьи как системы в четырех
аспектах: структура, микродинамика, макродинамика,
идеология. На основе экспериментально-
б) Исследования
по социально-психологической
Анализ литературы по проблеме адаптации показывает, что приемная семья и ее проблемы изучены мало. Как правило, мы больше имеем дело с изучением проблемы обездоленных детей, проживающих в государственных учреждениях. Встречаются публикации по результатам социологических, психологических исследований о проблемах приемных семей вообще, которые проводились в Москве, Самаре, Владимирской области. Результаты таких исследований публиковались в журналах «Вопросы психологии», «Защити меня», «Образование», в сборниках «Детский дом на рубеже веков», «Государственная политика: опыт регионов России по социальной защите семей и детей», «Инновации в Российском образовании» и другие.
Анализируя отчеты иностранных усыновителей, можно также сделать некоторые выводы об адаптации детей в иностранных семьях.
В Республике Коми
исследованиями подобного рода занимается
Центр усыновления, опеки и попечительства,
однако полученные результаты в полном
объеме еще не опубликованы. Надо отметить,
что, в связи с региональными
особенностями и нехваткой
Совершенно очевидно, что результаты наблюдений, бесед, других приемов работы с приемной семьей не дают возможности на сегодняшний день увидеть в научном свете адаптационные возможности как со стороны приемного ребенка, так и со стороны приемного родителя, выявить блок наиболее значимых факторов данного процесса.
На сегодняшний день фактически очень мало специальных работ по
психологическим аспектам прохождения процесса адаптации, существования определенных закономерностей или этапности этого процесса, нет достоверных данных о психологических особенностях адаптивных возможностей в зависимости от факторов, особенностях личностного развития в зависимости от успешности (неуспешности) ситуации вхождения в семью, механизмов адаптации в случае повторного сиротства.
Исходя из актуальности проблемы сиротства вообще, тем более становится актуальной проблема изучения закономерности адаптационных процессов при помещении ребенка-сироты в приемную семью.