Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа
Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.
Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47
Содержание
Введение______________________
Глава 1 Социальная
адаптация военнослужащих________________
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная
работа с военнослужащими_______________
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________
Приложение ______________________________
Список литературы_____________
Введение
Изучение
социально-профессиональной адаптации
показало, что большинство
Объект исследования: военнослужащие, уволенные в запас.
Предмет исследования: социальная помощь военнослужащим как частная технология социальной работы.
Целью
курсовой работы является не только рассмотрение
теоретического аспекта социальной
работы с военнослужащими, но и анализ
практических примеров ее реализации.
Глава1. Социальная адаптация военнослужащих.
1.1 Понятие социальной адаптации, и её основные формы
Социальная адаптация является объектом исследования различных отраслей знания в области как естественных, так и гуманитарных наук. Наиболее широко представлена и изучена проблема адаптации в биологии. Начиная с Ж.Бюффона БюффонЖ. Всеобщая и частная естественная история. СПб., 1989., обосновавшего зависимость организмов от их приспособления к окружающей среде, адаптация была предметом исследования практически всех выдающихся биологов: К. Бэра; А.Вейсмана, Ч.Дарвина, Н.Я.Данилевского, К.М.Завадского, Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова, А. Н. Северцова, И. М. Сеченова, Ж. Сент-Илера, А. Д. Слонима, Н. В. Тимофеева-Ресовского, А. А. Ухтомского, Г.И. Царегородцева, И. И. Шмальгаузена и др.
Основные
идеи адаптации, заложенные и разработанные
в биологии, оказали соответствующее
влияние на становление и развитие
данного понятия в других научных
дисциплинах, в том числе и
в социологии. История биологических
воззрений на адаптацию человека
явилась практически зеркальным
отображением этапов развития социологической
мысли. Идея прямого приспособления
к условиям среды, теперь уже социальной
оказалась не менее привлекательной
и жизнеспособной. Однако, в отличие
от биологических дисциплин; в социологии
адаптация долгое время не исследовалась
как самостоятельный предмет. Наряду
с другими общественными
Социологические
воззрения на адаптацию и других
ученых начала XX века также развивались
под воздействием учения о борьбе
за существование и естественном
отборе. Широкую известность получили
труды польско-американского
Изучая адаптацию польских крестьян-эмигрантов в, Америке,
У. Томаси и Ф. Знанецкий убедительно показали, что процесс адаптации человека прежде всего социален.
Собственно социологический подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов Э.Дюркгейма, М. Вебера; Т. Парсонса и Р.Мертона.
По
Э. Дюркгейму, адаптация представляет
собой приспособление внутренней организации
человека к существующим в обществе
нормам. Ha индивидуальном уровне адаптация
выражается в принятии человеком
господствующей общественной морали,
осознании своего «долга» перед
обществом, что проявляется в
его мыслях, целях, деяниях. На уровне
всего общества адаптация выражается,
прежде всего, в наличии самих
норм; квинтэссенция адаптации
Функционально адаптация человека представляет собой процесс усвоения; «интериоризации» существующих норм. Любые отклонения от принятия человеком этих норм являются социальной патологией. Отсутствие норм, их «слабость», множественность, расплывчатость - это патология общества. [4] Несмотря на то, что Э. Дюркгейм не использовал термина «адаптация», его шкала «норма - патология» полностью идентична понятиям адаптации - дезадаптации, а позитивистское понимание адаптации как принятия и слепого усвоения индивидом условий социальной среды соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.
Полностью
игнорировалась роль личности, а адаптация
выступала как процесс
В психологии понятие адаптации употребляется в значении приспосабливать, прилаживать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки.
Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Во-вторых, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существенно, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой.
Более интересно интеракционистское определение адаптации личности. Представители интеракционистского направления различают адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). Адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Понятие "приспособление" (adjustment) относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций.
В отечественной литературе по исследуемой проблеме не сложилось однозначного определения понятия адаптации (социальной адаптации). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 1960-х годов [5]
Согласно Д. Ольшанскому, социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [6]
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.
П. Карако отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека [7]
Правда, диапазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной стороны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему) - с другой, не всегда можно уловить.
Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».
Представители
первого направления сущность адаптации
видят в приспособлении организма
и личности к воздействию новых
раздражителей или к
Основным
содержанием процесса адаптации
они считают привыкание, изменение
(ломку) старого динамического
Такой
подход вполне правомерен при оценке
биологической, физиологической, психофизиологической
и психологической адаптации
человека к соответствующим условиям
военной службы, но он не может быть
признан достаточным при
Первый
подход к пониманию сущности адаптации
состоит в том, что адаптация -
приспособительный процесс «
Сторонники
второго направления полагают, что
в процессе адаптации личность не
только приспосабливается к среде,
но и активно взаимодействует
с ней, приспосабливая ее к себе,
изменяя в собственных
Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в условиях новой деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).