Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Скачать)

С целью научного подтверждения эффективности модели профессиональной замещающей семьи  было проведено экспериментально-психологическое  исследование 40 как подготовленных (профессиональных), так и неподготовленных семей с различным статусом и  сроком приема [135]. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляется здесь как сложная  динамика образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы. Сравнительный  анализ семей, прошедших психологическую  подготовку к патронажу и созданных  стихийно, показал, что неподготовленные семьи испытывают серьезный кризис в самом начале и могут отторгнуть ребенка. Неподготовленный ребенок  также испытывает стресс и оказывает  внутреннее сопротивление, которое  выражается в отклоняющемся поведении, депрессии.

Выделены этапы  процесса:

• Ориентировочный - около двух месяцев — этап взаимного  изучения.

• Этап напряжения. Преобладание эмоционального дискомфорта (от Здо 8 месяцев).

• Кризис перестройки (к восьмому месяцу).

• Этап штиля (от 11 до 24 месяца приема).

• Этап разочарования  или депрессии. К концу второго  года плюс два-три месяца (полгода) семьи  прекращают свое существование (некоторые).

В заключение авторы указывают на необходимость дальнейшего  психологического изучения профессиональной замещающей семьи, так как оно  позволит разработать научно обоснованные критерии подбора и рекомендации по эффективной адаптации детей-сирот  в приемной семье.

Авторский коллектив  детского дома № 19 г. Москвы, анализируя адаптацию ребенка в патронатной  семье, также выделяет этапы адаптации. По их мнению, адаптация ребенка в приемной семье происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии (семья постоянно получает квалифицированную помощь, с еженедельной периодичностью встреч в первое время до встреч еженедельно одного раза в полгода.

Первая стадия - «идеализированные ожидания», как  у ребенка, так и у патронатных  воспитателей. Примерно через месяц  наступает первый кризис, привязанность  ребенка к старой семье еще  сохраняется, а к новой еще  не сформировалась. Ребенок еще не приспособился к смене требований. Все это часть нормального  поступательного процесса адаптации  ребенка и семьи.

Вторая стадия — «вживание», или собственно адаптация. Выстраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным особенностям и привычкам. Стадия длится чуть больше года и ее главное достижение - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений.

Третья стадия - «равновесие». [163].

Авторский коллектив  доктора биологических наук, профессора Л.М.

Шипициной [210] предлагает анализировать уровень социально-бытовой адаптации по четырем разделам: осознание собственного «я», взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, ознакомление с трудом взрослых.

При анализе  трудностей, возникающих во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром, отмечаются такие, как формирование привязанности  к взрослому человеку, особенности  темперамента ребенка, опыт общения  с родителями, экономическое положение  семьи, образование родителей, характер взаимоотношений в семье (условия  адаптации).

По данным проведенного специалистами НИИ детства анкетирования  семейных детских домов, сделан вывод  об уникальности социально-психологических  проблем приемных семей. Они включают в себя весь спектр проблем обычной  многодетной семьи, но имеют и  свои трудности в восстановлении, коррекции и компенсации недоразвития, отставания и запущенности здоровья ребенка, в преодолении и залечивании душевных травм ребенка. Анализ данных выявил некоторые особенности, прямо или косвенно влияющие на процессы адаптации. У каждого ребенка имеются проблемы со здоровьем, мешают негативные проявления (агрессивность, закрытость, слабая мотивация к школе, труду, общению), выявлены высокие психоэмоциональные и физические нагрузки родителей, а это, в свою очередь, провоцирует потерю личного здоровья. В среднем, мотивация к такого рода деятельности формируется у родителей к 35-40 годам, к этому времени набирается достаточно убедительный опыт семейной жизни. Это подкрепляется тем, что они имеют высшее и среднее образование, что помогает в воспитательной работе. К сожалению, количество приемных детей превышает в два, два с половиной раза количество родных, не осуществлялся подбор ребенка по желанию приемных родителей, что снижает эффективность адаптации.

Отмечается сложности  между приемными и кровными детьми. Семьи

испытывают трудности, связанные с воспитанием и  социализацией детей. Это идет от неподготовленности родителей, их педагогической беспомощности (нужна надежная система  отбора, подготовки родителей-воспитателей, механизма комплектования приемных семей, особенно в условиях большого города). Многие приемные родители стремятся  принять в семью не одного-двух детей, а не меньше семи-восьми человек. В таких семьях отношения детей  и взрослых недостаточно близки, трудно установить дружеские контакты между  детьми. По данным института, в семьях, где живут 7-12 детей, ярко выражены такие  негативные явления, как незащищенность, тревожность, враждебность у родных, трудность в общении, конфликтность. В этих условиях педзапущенность детей усиливается. Старшие много заняты хозяйственными делами в ущерб остальным занятиям, возникает риск ухудшения здоровья детей, появляются вредные привычки, отклонения в эмоциональном состоянии и поведении. Есть случаи ухода из семьи, побегов к кровным родственникам. Накапливается усталость родителей-воспитателей, разочарование от несбывшихся надежд. По статистике за два года распалось по разным причинам 20 приемных семей, создалось 26.

В процессе адаптации  и дальнейшего проживания в семье  отмечаются и позитивные изменения  — дети становятся ласковее, добрее, приветливее, трудолюбивее, преодолевают отставание в развитии.

Специалисты центра «Семья» Самарской области, анализируя результаты первичного обследования и  результаты изучения адаптации в  последующие два года, делают вывод  о том, что эффективность и  интенсивность одних и тех  же коррекционных и реабилитационных мероприятий более чем в два раза выше в условиях семьи, чем в условиях государственного учреждения [70]. Процесс вхождения приемного ребенка в семье зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка (возраст, характер и предшествующий опыт). Маленькие дети до двух лет быстро забывают о своем прежнем окружении. Дети от двух до пяти лет помнят

больше и могут  сохранить отрывки как положительных, так и тяжелых воспоминаний о  биологических родителях. В новой  семье они ведут себя так же, как и в биологической семье, проявляют на начальном этапе  защитную реакцию.

Развитие одних  детей идет очень спокойно, других - очень бурно, с постоянными трудностями. Но после преодоления трудностей взаимной адаптации наступает период быстрого развития.

Индивидуальность  процесса адаптации в отдельно взятой приемной семье обсуждается и  другими авторами [66]. Проблема опекунской семьи определяется зачастую тем, что  в большинстве своем опекунами  являются родственники детей, бабушки  и дедушки, имеющие слабую материальную базу, проблемы здоровья. В результате адаптация ребенка в такой  семье осложняется. Опекун не может  полноценно выполнять свои обязанности, проявлять максимальное внимание к  ребенку. Проблема детского дома семейного  типа, а это, как правило, многодетная  семья - в отношении к ним социального  окружения (зачастую не совсем положительного). Внутри семьи также происходят процессы, затрудняющие адаптацию членов семьи  друг к другу, такие как уход из семьи супруга, не выдержавшего физической и эмоциональной нагрузки, сложности  взаимоотношений между родными  и приемными детьми.

По мнению А.С. Спиваковской, на адаптацию ребенка в семье влияет характер воспитания приемных родителей, что, в свою очередь, зависит от мотивов воспитания. Стиль воспитания во многом определяет успешность адаптации [190].

Важнейшим показателем  адаптации является принятие ими  своего прошлого, позитивное отношение  к кровным родителям, прежней  семье, способность ребенка организовывать новые привязанности, умение взрослых правильно построить внутрисемейные отношения, возраст ребенка, его  темперамент.

Большое значение придается количеству прерванных эмоциональных  контактов. В ситуации с постоянно  меняющимися взрослыми, ребенок  в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более  четырех раз, после чего он перестает  стремиться к такого рода отношениям и становится к ним равнодушен. У детей формируется базовое недоверчивое отношение к миру. Практика нашей работы подтверждает это положение. Мы наблюдали тяжелейшую адаптацию ребенка четырех лет. За весь период до помещения в приемную, профессиональную семью, ребенок перемещался в такой последовательности: биологическая семья, проживание у бабушки, проживание в приюте, детский дом, первая замещающая семья (которая брала ребенка на короткое время и, осознав, что ребенок не заменит погибшего взрослого сына, вернула обратно), снова детский дом, вторая приемная семья. Маленький ребенок был настолько эмоционально негативно настроен, агрессивен, поведенчески расторможен, что потребовалось долгое время для того, чтобы он сформировал новые адекватные отношения. Еще один показательный пример сложности адаптационного процесса мальчика 12 лет. Перемещения: обычная школа, школа при детском доме, Православная гимназия, новая школа при смене квартиры приемной семьей. К последней школе мальчик адаптируется год и до сих пор испытывает сложности. Отмечаются поведенческие негативные отклонения, нежелание контактировать с педагогами, отказ от учебных занятий, воровство в крупных размерах дома, курение, ложь. Таким образом, при помещении ребенка в приемную семью необходимо проанализировать эмоциональные возможности ребенка для формирования новых взаимоотношений, спрогнозировать его поведение и состояние, помочь ему в усилении его адаптивных возможностей.

Вопросов адаптации  касается в своей работе Г.С. Красницкая [94]. Она отмечает, что, попадая в новые условия, и ребенок, и родители будут испытывать определенные проблемы, которые вызваны адаптацией - процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельст-

вам. Естественно, адаптация детей проходит по-разному. Здесь многое зависит от возраста ребенка, от черт его характера, от опыта  прошлой жизни. Если ребенок до усыновления  жил в семье, проблемы будут одни, ребенок, воспитывавшийся с рождения в детском доме, иначе будет  реагировать на новые условия. Но в поведении детей можно заметить некоторые общие закономерности. Поведение ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени. Особое внимание автор предлагает уделять  первой встрече с ребенком, организовать вхождение ребенка в семью  без излишней суеты, ажиотажа, стараться  не оставлять его в комнате  на ночь одного, исключить из общения  с ребенком жесткие и категорические требования. Первое время придерживаться режима дня детского дома, стараться  не давать больших эмоциональных  нагрузок, внимательно выслушивать  все рассказы ребенка из прошлого опыта, научить ребенка правильно  пользоваться полезными вещами, постепенно располагать к себе, находить оптимально эффективные приемы общения.

Кроме подготовки семьи, нужно подготовить и ребенка. Взрослые исходят из положения, что  ему в семье лучше. Но есть дети, особенно подростки, которые считают, что могут жить самостоятельно, боятся потерять привычную среду, в которой  занимают определенное место. Нужен  период взаимного узнавания. Первый месяц нахождения в семье психологи  называют «медовым», а первый год - «полынным», трудным. Родителям очень важно  выстраивать отношения с приемным ребенком в период адаптации, освоения нового жизненного опыта, правил жизни  семьи, определения границ дозволенного, формирования связей с различными членами  семьи, развития чувства безопасности и доверия, создания условий для  реализации индивидуальных возможностей, потребностей и интересов. Успех  воспитания в приемной семье в  значительной мере зависит от того, как взрослые сумеют организовать жизнь  ребенка [95].

Н.П. Иванова  и О.В. Заводилкина [67], анализируя приход приемного

ребенка в семью, считают, что очень непросто создать  условия для адаптации, чтобы  ребенок чувствовал себя полноправным членом нового сообщества. Для успешности адаптации необходимо знать особенности  таких детей, помочь ребенку освоить  новую ролевую позицию, взаимное соответствие ролевых ожиданий, быть готовыми к трудностям.

И.Б. Назарова [125] отмечает, что возможность успешной адаптации личности зависит от множества  факторов социально-психологического, объективного и субъективного свойства. Кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияют наличие  родственников и отношения, которые  с ними складываются. Если все родственники отказываются от ребенка (родители лишены прав), то необходимо сохранить родственные  отношения между братьями и сестрами, если они есть. Автор анализирует  данную ситуацию относительно государственного учреждения, по поводу контактов воспитанника из приемной семьи с биологическими родственниками публикаций мало. Опыт нашей работы и исследования этого аспекта, позволяют сделать вывод, что 35% семей имеют опыт организации общения с биологическими родственниками через письма, общение по телефону, установление личных контактов. Из бесед с приемными родителями следует: приемные родители с большим нежеланием и осторожностью соглашаются на такие контакты, полагая, что это отрицательно сказывается на психике ребенка и способствует возникновению и закреплению отрицательного эмоционального стресса. Консультации по этому поводу подтверждают, что дети становятся раздражительными, нервными, проявляют агрессию, замыкаются в себе, плачут, меняют свое поведение в худшую сторону. Тем не менее, скучают и просят повторить встречу. Таким образом, неконтролируемое общение с родственниками отрицательно сказывается на адаптационном процессе в семье.

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация