Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
С целью научного
подтверждения эффективности
Выделены этапы процесса:
• Ориентировочный - около двух месяцев — этап взаимного изучения.
• Этап напряжения. Преобладание эмоционального дискомфорта (от Здо 8 месяцев).
• Кризис перестройки (к восьмому месяцу).
• Этап штиля (от 11 до 24 месяца приема).
• Этап разочарования или депрессии. К концу второго года плюс два-три месяца (полгода) семьи прекращают свое существование (некоторые).
В заключение авторы
указывают на необходимость дальнейшего
психологического изучения профессиональной
замещающей семьи, так как оно
позволит разработать научно обоснованные
критерии подбора и рекомендации
по эффективной адаптации детей-
Авторский коллектив
детского дома № 19 г. Москвы, анализируя
адаптацию ребенка в
Первая стадия
- «идеализированные ожидания», как
у ребенка, так и у патронатных
воспитателей. Примерно через месяц
наступает первый кризис, привязанность
ребенка к старой семье еще
сохраняется, а к новой еще
не сформировалась. Ребенок еще не
приспособился к смене
Вторая стадия — «вживание», или собственно адаптация. Выстраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным особенностям и привычкам. Стадия длится чуть больше года и ее главное достижение - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений.
Третья стадия - «равновесие». [163].
Авторский коллектив доктора биологических наук, профессора Л.М.
Шипициной [210] предлагает анализировать уровень социально-бытовой адаптации по четырем разделам: осознание собственного «я», взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, ознакомление с трудом взрослых.
При анализе трудностей, возникающих во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром, отмечаются такие, как формирование привязанности к взрослому человеку, особенности темперамента ребенка, опыт общения с родителями, экономическое положение семьи, образование родителей, характер взаимоотношений в семье (условия адаптации).
По данным проведенного
специалистами НИИ детства
Отмечается сложности между приемными и кровными детьми. Семьи
испытывают трудности, связанные с воспитанием и социализацией детей. Это идет от неподготовленности родителей, их педагогической беспомощности (нужна надежная система отбора, подготовки родителей-воспитателей, механизма комплектования приемных семей, особенно в условиях большого города). Многие приемные родители стремятся принять в семью не одного-двух детей, а не меньше семи-восьми человек. В таких семьях отношения детей и взрослых недостаточно близки, трудно установить дружеские контакты между детьми. По данным института, в семьях, где живут 7-12 детей, ярко выражены такие негативные явления, как незащищенность, тревожность, враждебность у родных, трудность в общении, конфликтность. В этих условиях педзапущенность детей усиливается. Старшие много заняты хозяйственными делами в ущерб остальным занятиям, возникает риск ухудшения здоровья детей, появляются вредные привычки, отклонения в эмоциональном состоянии и поведении. Есть случаи ухода из семьи, побегов к кровным родственникам. Накапливается усталость родителей-воспитателей, разочарование от несбывшихся надежд. По статистике за два года распалось по разным причинам 20 приемных семей, создалось 26.
В процессе адаптации и дальнейшего проживания в семье отмечаются и позитивные изменения — дети становятся ласковее, добрее, приветливее, трудолюбивее, преодолевают отставание в развитии.
Специалисты центра
«Семья» Самарской области, анализируя
результаты первичного обследования и
результаты изучения адаптации в
последующие два года, делают вывод
о том, что эффективность и
интенсивность одних и тех
же коррекционных и
больше и могут
сохранить отрывки как
Развитие одних детей идет очень спокойно, других - очень бурно, с постоянными трудностями. Но после преодоления трудностей взаимной адаптации наступает период быстрого развития.
Индивидуальность процесса адаптации в отдельно взятой приемной семье обсуждается и другими авторами [66]. Проблема опекунской семьи определяется зачастую тем, что в большинстве своем опекунами являются родственники детей, бабушки и дедушки, имеющие слабую материальную базу, проблемы здоровья. В результате адаптация ребенка в такой семье осложняется. Опекун не может полноценно выполнять свои обязанности, проявлять максимальное внимание к ребенку. Проблема детского дома семейного типа, а это, как правило, многодетная семья - в отношении к ним социального окружения (зачастую не совсем положительного). Внутри семьи также происходят процессы, затрудняющие адаптацию членов семьи друг к другу, такие как уход из семьи супруга, не выдержавшего физической и эмоциональной нагрузки, сложности взаимоотношений между родными и приемными детьми.
По мнению А.С. Спиваковской, на адаптацию ребенка в семье влияет характер воспитания приемных родителей, что, в свою очередь, зависит от мотивов воспитания. Стиль воспитания во многом определяет успешность адаптации [190].
Важнейшим показателем
адаптации является принятие ими
своего прошлого, позитивное отношение
к кровным родителям, прежней
семье, способность ребенка
Большое значение придается количеству прерванных эмоциональных контактов. В ситуации с постоянно меняющимися взрослыми, ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестает стремиться к такого рода отношениям и становится к ним равнодушен. У детей формируется базовое недоверчивое отношение к миру. Практика нашей работы подтверждает это положение. Мы наблюдали тяжелейшую адаптацию ребенка четырех лет. За весь период до помещения в приемную, профессиональную семью, ребенок перемещался в такой последовательности: биологическая семья, проживание у бабушки, проживание в приюте, детский дом, первая замещающая семья (которая брала ребенка на короткое время и, осознав, что ребенок не заменит погибшего взрослого сына, вернула обратно), снова детский дом, вторая приемная семья. Маленький ребенок был настолько эмоционально негативно настроен, агрессивен, поведенчески расторможен, что потребовалось долгое время для того, чтобы он сформировал новые адекватные отношения. Еще один показательный пример сложности адаптационного процесса мальчика 12 лет. Перемещения: обычная школа, школа при детском доме, Православная гимназия, новая школа при смене квартиры приемной семьей. К последней школе мальчик адаптируется год и до сих пор испытывает сложности. Отмечаются поведенческие негативные отклонения, нежелание контактировать с педагогами, отказ от учебных занятий, воровство в крупных размерах дома, курение, ложь. Таким образом, при помещении ребенка в приемную семью необходимо проанализировать эмоциональные возможности ребенка для формирования новых взаимоотношений, спрогнозировать его поведение и состояние, помочь ему в усилении его адаптивных возможностей.
Вопросов адаптации касается в своей работе Г.С. Красницкая [94]. Она отмечает, что, попадая в новые условия, и ребенок, и родители будут испытывать определенные проблемы, которые вызваны адаптацией - процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельст-
вам. Естественно,
адаптация детей проходит по-разному.
Здесь многое зависит от возраста
ребенка, от черт его характера, от опыта
прошлой жизни. Если ребенок до усыновления
жил в семье, проблемы будут одни,
ребенок, воспитывавшийся с рождения
в детском доме, иначе будет
реагировать на новые условия. Но
в поведении детей можно
Кроме подготовки
семьи, нужно подготовить и ребенка.
Взрослые исходят из положения, что
ему в семье лучше. Но есть дети,
особенно подростки, которые считают,
что могут жить самостоятельно, боятся
потерять привычную среду, в которой
занимают определенное место. Нужен
период взаимного узнавания. Первый
месяц нахождения в семье психологи
называют «медовым», а первый год - «полынным»,
трудным. Родителям очень важно
выстраивать отношения с
Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина [67], анализируя приход приемного
ребенка в семью, считают, что очень непросто создать условия для адаптации, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным членом нового сообщества. Для успешности адаптации необходимо знать особенности таких детей, помочь ребенку освоить новую ролевую позицию, взаимное соответствие ролевых ожиданий, быть готовыми к трудностям.
И.Б. Назарова [125] отмечает, что возможность успешной адаптации личности зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного свойства. Кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияют наличие родственников и отношения, которые с ними складываются. Если все родственники отказываются от ребенка (родители лишены прав), то необходимо сохранить родственные отношения между братьями и сестрами, если они есть. Автор анализирует данную ситуацию относительно государственного учреждения, по поводу контактов воспитанника из приемной семьи с биологическими родственниками публикаций мало. Опыт нашей работы и исследования этого аспекта, позволяют сделать вывод, что 35% семей имеют опыт организации общения с биологическими родственниками через письма, общение по телефону, установление личных контактов. Из бесед с приемными родителями следует: приемные родители с большим нежеланием и осторожностью соглашаются на такие контакты, полагая, что это отрицательно сказывается на психике ребенка и способствует возникновению и закреплению отрицательного эмоционального стресса. Консультации по этому поводу подтверждают, что дети становятся раздражительными, нервными, проявляют агрессию, замыкаются в себе, плачут, меняют свое поведение в худшую сторону. Тем не менее, скучают и просят повторить встречу. Таким образом, неконтролируемое общение с родственниками отрицательно сказывается на адаптационном процессе в семье.