Проблемы социальной адаптации мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:56, доклад

Описание работы

Проблема социальной адаптации возникает тогда, когда эмигрант или же группа эмигрантов попадает в новую для них среду обитания с другой культурой, ценностями, обычаями, традициями и нормами. Общество, в котором они имели определенный социальный статус, социальные роли, сменяется совершенно другим обществом, где они должны заново приобретать эти социальные качества. Меняются и природно-климатические условия, что также негативно влияет на адаптацию мигрантов в новой среде.

Работа содержит 1 файл

Проблемы социальной адаптации мигрантов.doc

— 32.03 Кб (Скачать)

     Проблема  социальной адаптации возникает  тогда, когда  эмигрант или же группа эмигрантов попадает в новую для  них среду обитания с другой культурой, ценностями, обычаями, традициями и  нормами. Общество, в котором они  имели определенный социальный статус, социальные роли, сменяется совершенно другим обществом, где они должны заново приобретать эти социальные качества. Меняются и природно-климатические  условия, что также негативно  влияет на адаптацию мигрантов в  новой среде.

     Процесс социальной адаптации мигрантов  включает в себя несколько элементов: узнавание новой ситуации, обучение новым образцам поведения и психологическая  переориентация (определение ситуаций согласно принятым в данном обществе нормам и образцам)1.

     Согласно  Я. Щепаньскому2, существует несколько ступеней или степеней приспособления мигрантов.

    1. Психологическая переориентация, при которой мигрант осознает, как нужно вести себя в новом обществе, какие образцам и нормам нужно следовать и следует им, но при этом не признает и всячески отвергает их в своем сознании.
    2. Терпимость. Более высокая степень приспособленности, при которой и принимающая среда, и сам мигрант признают и уважают культуру и ценности друг друга, признают их равноценность.
    3. Аккомодация встречается наиболее часто. На данной ступени приспособления и среда, и эмигрант проявляют не только терпимость друг к другу, но и идут на уступки, принятие базовых ценностей друг друга. Нередко аккомодация выступает как способ разрешения конфликтов. В основе данного этапа адаптации лежат толерантность, снисходительность, эмпатия, установка на терпимость, страх перед распадом отношений и утратой общих ценностей.
  1. Ассимиляция основана на полном отказе от прошлых ценностей и образцов поведения и на полном принятии новых. Когда эмигрант полностью принимает традиции, нормы и ценности новой для него страны, можно говорить о его ассимиляции

     Для обозначения культурных изменений, происходящих в результате столкновения двух групп, принадлежащих к разным культурам, антропологи Р.Редфилд, Р.Линтон и М.Херсковиц ввели понятие «аккультурация». Аккультурация появляется, когда группы индивидов из разных культур вступают в продолжительный и непосредственный контакт, вследствие чего возникают изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп. В доминантной группе изменения могут быть незначительными, а в группах этнокультурных меньшинств  - намного более масштабные: им приходится принимать язык, нормы и законы доминантной группы3.

     Теория  аккультурации разрабатывалась  Дж.Берри, канадским психологом. Согласно его теории, процесс адаптации мигранта в новое общество зависит от выбранной им аккультурационной стратегии. Он выделяет четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию,  маргинализацию и интеграцию4.

     В случае, если индивид не стремится  к сохранению своей этнической идентичности, она не представляет для него особой ценности, и он готов идти на поддержание  межкультурных отношений с группой, к которой он адаптируется, то индивид  выбирает для себя ассимиляцию. Происходит постепенное вытеснение старых ценностей индивида, они заменяются ценностями и нормами новой культуры. Ассимиляция, по Берри, приводит к подавлению меньшинства доминантной группой, при этом изменений в доминантной группе не происходит.

     Желание индивида сохранить свою культурную идентичность, поддерживать традиции, обычаи своей родной культуры и жить ее ценностями, а так же его желание  включиться в новую общность, поддерживать контакт с ней, приводят к выбору интеграционной стратегии. Такой способ адаптации приводит к некой мозаичности данного общества. Индивиды, входящие в него, одновременно сохраняют свою самобытность, но вместе они образуют совершенно новую целостность. Такой способ интеграции является наиболее эффективным. В результате интеграции общество не подавляет мигранта, а принимает его культурные особенности, позволяет ему сохранять свою этническую самобытность, тем самым сохраняя его личностную целостность. В свою очередь, индивид включается в процесс адаптации, приспосабливается к новым условиям, усваивает нормы, традиции, обычаи данного общества, становится более гибким, получает новые возможности в саморазвитии и самосовершенствовании.

     Третья  стратегия аккультурации, сепарация, характеризуется нежеланием индивида принимать новые нормы и ценности и взаимодействовать при помощи них в доминантной группе. При этом индивид стремится сохранить свои культурное наследие, самобытность. Зачастую данная стратегия видится этнической группе как единственный способ сохранить этнокультурную идентичность. Если эта стратегия сходит от доминантной группы, то говорят о стратегии серегации.

     Четвертая аккультурационная стратегия –  маргинализация. Ее выбирают люди, у которых слабо сформирована или уже утрачена культурная идентичность, у которых нет установки на принятие новых ценностей и норм и поддержание межличностных контактов с новой общностью.

     Таким образом, попадая в новую страну, в новую культурную и социальную среду, мигранту необходимо пройти процессы аккультурации и адаптации. Те, кто выбирают более продуктивные способы этих процессов, включаются в новое общество более эффективно. Они расширяют свой потенциал, приобретают новый опыт, получают возможность активно и эффективно взаимодействовать с людьми доминантной общности. Интеграция в новый для них социум позволяет мигрантам найти себя в новой обстановке, сохранив свою самобытность и в то же время расширив круг своих возможностей.

     В случае, если мигрант выбирает для  себя сепаратистский путь включения  и аккультурации, то его ждут непреодолимые  препятствия, которые рано или поздно либо сломают его, либо подтолкнут к  использованию более продуктивных методов адаптации. Человек, нежелающий принимать нормы, законы, ценности и  обычаи другой страны будет отвергнут обществом, он просто не сможет существовать в нем. Например, мигранты из Средней Азии, приезжающие в Россию, рано или поздно принимают обычаи и нормы нашей страны, так как то, что является нормой в их обществе, неприемлемо в нашем, и наоборот. Если они не захотят учить русский язык, они не смогут устроиться на работу, поддерживать контакты с остальными гражданами.

     В.Н. Петров выделяет две группы факторов миграции, в связи с которыми формируются модели адаптации, поведение индивидов в новом обществе5. Первая группа – вынужденные, или стрессовые факторы. К вынужденным факторам относятся: гражданские войны, угроза депортации, межэтнические конфликты, стихийные бедствия. Вторая группа факторов – социально - экономические: желание увеличить доход, улучшить жилищные условия, развить бизнес. Различие в причинах миграции несложно увидеть в поведении самих мигрантов. Люди, переехавшие в Россию для развития бизнеса, в основном мигранты из Азербайджана и Армении, ведут себя более раскованно, так как осознают свою финансовую власть и равенство с местными жителями,  большинство из которых они даже превосходят в своем финансовом положении. Беженцы, которые приехали, чтобы выжить, ведут себя более скованно, скромно, они сплочены и живут в основном большими группами людей на маленькой площади, соглашаются на черную работу и осознают свое бедственное положение и нередко неприязнь местного населения.

     В современной научной литературе существует ряд теорий для объяснения состояния эмигрантов в принимающей  стране6.

    1. Теория страдания и лишения. Рассматривает миграцию как опыт утраты социальных связей, близких, имущества и т.д. Эта теория чаще всего применяется к беженцам. Именно эта категория мигрантов больше всего переживает утрату и переносит наибольшие страдания.
    2. Теория ценности ожиданий. Согласно данной теории, успешность адаптации мигранта напрямую зависит от его ожиданий. Если его ожидания от жизни в новой стране завышены, то он непременно будет разочарован, а если наоборот, его ожидания занижены, то адаптироваться ему будет гораздо легче, и разочарования не наступит.
    3. Теория ценностных различий. Степень различий в ценностях между родной страной мигранта и принимающим обществом прямо пропорциональна количеству трудностей, переживаемых индивидом при миграции. Также согласно этой теории взрослые люди, мигрирующие уже в зрелом возрасте, гораздо сложнее переживают эти различия. Их уже сформировавшиеся образцы поведения вступают в конфликт с новыми, даже если они не намного отличаются от родных мигранту. Дети –мигранты намного проще адаптируются к новым условиям, так их система ценностей и мировоззрение еще не до конца сформированы, они гибки и способны легко воспринимать и усваивать новые нормы, образцы и ценности. Впоследствии им даже может быть стыдно за своих родителей, которые так и не смогли до конца «вписаться» в новое общество.
    4. Теория социальной поддержки. Данная теория утверждает, что для нормальной и эффективной адаптации мигранта ему необходима социальная поддержка в лице таких же мигрантов, оказавшихся в схожей ситуации.

     Несмотря  на то, что все эти теории выдвигают  разные точки зрения на главенствующие проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в процессе социальной адаптации, все они сходятся на том, что миграция порождает в человеке чувство незащищенности, иногда даже отчаяния, глубокий психологический стресс и связанные с ним социально-психологические последствия. Все это происходит потому, что, совершив миграцию, человек сталкивается с новой культурой, обычаями, традициями, образцами и ценностями, которые зачастую идут вразрез с его привычным образом жизни. Вследствие этого возникает «культурный шок», о котором будет сказано ниже.

     В 1954 году американский антрополог К.Оберг  ввел понятие «культурного шока». Под культурным шоком понимается состояние индивида, оказавшегося в чужом обществе и испытывающего значительные трудности  общении и удовлетворении своих потребностей, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным7. Культурный шок, или стресс, возникает из-за ряда причин8:

    • новизна обстановки, неизвестность многого в ней;
    • новый темп жизни, непривычный для мигранта;
    • повышенная сложность и многокомпонентность среды;
    • особая упорядоченность жизнедеятельности, отличающаяся от привычной для адаптирующегося индивида.

     Хотелось  бы добавить к вышеперечисленным  причинам возникновения культурного  шока еще одну причину. Несоответствие ценностей, норм, законов и т.д. в принимающем обществе несомненно вызовет некоторые столкновения в голове у адаптирующегося мигранта. Если его привычные нормы и образцы поведения неприемлемы или не приняты в новом обществе, ему придется принять новые, которые зачастую прямо противоположны привычным для мигранта образцам и нормам. Поначалу это несоответствие может вызвать состояние культурного шока. Например, мигрант-мусульманин, приехавший в Россию, поначалу будет находиться в состоянии культурного шока потому, что его представления о подобающем поведении и образе женщины столкнется с прямо противоположным представлением и образом женщины в России. Это неизбежно, так как его устойчивые нормы столкнуться с новыми, кардинально отличающимися от старых, и это несоответствие служит причиной культурного стресса.

     Наряду  с прямым, острым и хроническим  культурным стрессом, впоследствии может  наступить «возвратный шок»9. Это явление возникает вследствие полного отрицания старых образцов, норм и ценностей в процессе адаптации. В данном случае индивид, возвращаясь на родину, снова переживает культурный шок, попадая в ту среду, которая теперь стала для него чуждой. Он так старался отказаться от своей прежней культуры, что, попадая в нее обратно, ему сложно принять ее обратно и интегрироваться в нее. Возвратный культурный шок является более тяжелым для индивида, чем первичный культурный шок в новом для него принимающем обществе.

     Следствием  культурного шока, по мнению С.К. Бондыревой и Д.В.Колесова10, может стать вандализм. Вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Причинение вреда ценностям принимающей культуры является защитным механизмом индивида, который видит в данных ценностях прямой и сильный раздражитель. Он разрушает памятник, но воспринимает это как месть, вызов новому обществу. Вандализм – это одновременно прямая деструктивная тенденция в отношении материальных ценностей и косвенная  - в отношении людей. Совершая акт вандализма, индивид ассоциирует вещь с человеком, создавшим ее, и с обществом, к которому этот человек принадлежит. Им приносит удовольствие нанесение вреда и отдельному создателю, и всему обществу.

     Еще одной проблемой, чрезвычайно серьезной  в процессе социальной адаптации, является мигрантофобия. Этот феномен сфокусирован на объекте зачастую необоснованных страхов – мигрантах. В современной России в эта проблема является наиболее острой, так как является причиной не только притеснения лиц нерусского происхождения и острой неприязни к ним, но и межэтнических конфликтов.

     Фобии – это навязчивые неадекватные болезненные  страхи конкретного содержания, при которых внутренняя опасность переходит во внешнюю, невротический страх превращается в реальный11.  В большинстве случаев мигранты являются удобной мишенью для людей, испытывающих неудовлетворенность своей жизнью, которым необходимо выплеснуть свою агрессию на кого-либо. Причиной такой агрессии может послужить конкуренция за обладание социальными ресурсами. В данном случае мигрантофобия выступает как защитный механизм для местных жителей.

     По  мнению автора теории «авторитарной  личности» Т.Адорно, именно авторитарная личность является носителем расистских и этнических предубеждений. Адорно доказывал, что данный тип личности связан с враждебной установкой и агрессией к социальным меньшинствам12.

     В.Н. Петров и М.В. Донцова выделяют 3 способа  возникновения мирантофобии13:

    • Мигрантофобия может возникнуть из-за чувства вины, самоунижения местных жителей, чувствующих свою этническую неполноценность;
    • Невозможность принимающего общества контролировать социальную ситуацию, связанную с мигрантами, может вызвать мигрантофобию;
    • Мигрантофобия возникает в состоянии фрустрации – переживания, возникающего при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Информация о работе Проблемы социальной адаптации мигрантов