Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ2.1.1. Характеристика выборки и организация процедуры исследования
Исследования проводились в течение 2000 - 2004 гг. в приемных семьях Республики Коми и условно подразделялись на три этапа:
1. Анализ литературы
по проблеме.2. Разработка программы
исследования.3. Проведение исследования
и получение результатов.
Всего в исследованиях приняло участие 159 приемных детей, 51 приемная мать, 16 женщин - кандидатов в тот период, когда в семье еще нет приемного ребенка.
89% детей - социальные
сироты, т.е. родители живы, но
лишены прав в отношении детей,
Количественный состав детей по возрасту: Возрастает): 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
оличество детей: 3 11 16 14 19 18 12 14 16 15 6 6 12
Возраст приемных мам и кандидатов - от 20 до 55 лет, в т.ч.: в возрасте от 20 до 30 лет - 5 человек (8%), в возрасте от 30 до 40 лет — 21 человек (31%), старше 40 лет — 41 человек (61%).
Краткая информация по выборке семей. Статус семьи
Полная семья
Бездетные семьи
Семьи, имеющие своих детей
Проживающие в условиях города
Проживающие в условиях села
Мать имеет педагогическое образование
Количество в процентном отношении
30 70 30 70 32
Таблица 1
Распределение родителей в зависимости от родительского стажа
Стаж (месяцев) 0-6 6-12 12-18 18-24 24-30 30-36 Более 36
Количество родителей 16 14 8 6 5 7 11
В процентах 23,9 20,9 11.9 9,0 7,5 10,4 16,4
Возраст приемных детей находится в рамках от 4 до 17 лет. В исследовании участвовали дети, имеющие опыт проживания в приемной семье от 1 дня до 7 лет.
Таблица 2 Распределение семей в зависимости от общего количества детей
Общее количество детей в семье 0 1 2 3 4- 5 6 7 8 9 10
Количество таких семей 5 16 9 9 в 7 4 8 1 1 1
В процентах 7,5 23,9 13,4 13,4 9,0 10,4 6,0 11,9 1,5 1.5 1,5
Таблица 3
Распределение семей в зависимости от количества приемных детей
Общее количество детей в семье 0 1 2 3 4 5 7
Количество таких семей 16 22 13 7 2 6 1
В процентах 23,9 32,8 19,4 10,4 3,0 9,0 1,5
2.1.2. Характеристика методов исследования и их обоснование
Разрабатывая
схему исследования, мы исходили из
анализа теоретических
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали совокупность следующих методов:
- теоретический
анализ социологической,
- проведение
психолого-педагогической
- статистическая обработка данных, анализ и интерпретация результатов.
Статистическая
обработка данных проводилась с
помощью статистического пакета
для обработки результатов
При сравнении
результатов неоднократных
(связанные выборки),
использовался знаковый
Гипотеза о
существовании достоверных
Основные объекты и направления исследования семьи.
Исходя из анализа обобщенных критериев оценки эффективности процесса адаптации, определения возможности использования их для данной категории - приемных родителей и детей, как не противоречащих в структуре общих закономерностей процесса, имея в виду адаптацию приемного ребенка и семьи, как адаптацию индивида в малой социальной группе, можно сделать вывод о том, что оценки успешности процесса семейной адаптации входят в систему общих оценок успешности адаптации человека. Учитывая важность условий, специфичность группы, в которой будут происходить изменения, мы рассматриваем семейную адаптацию со следующих позиций:
положение в системе социальных отношений. Социальный статус — приемный ребенок, приемные родители;
положение в
системе семейных отношений —
связи и отношения, удовлетворяющие
или неудовлетворяющие обе
характеристики личности, дающие информацию о степени и качестве адаптированности.
На основании
анализа вышеизложенных подходов из
всего многообразия переменных, которые
прямо или косвенно могут дать
ответ на изменения в процессе
адаптации, опираясь на характеристики
личности, которые определяют успешность
процесса адаптации в разных условиях
(уровень нервно-психической
ность, уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию, ориентацию на требования ближайшего окружения), нами выбрано несколько показателей, которые, могут дать объективную картину происходящих процессов.
Показатели социально-
• тревожность - как один из центральных индикаторов адаптации;
• реакция на фрустрацию - адекватность реагирования на препятствия, показатель социальной адаптированности;
• уровень нервно-психической напряженности;
• самооценка;
• агрессивность;
• общение со сверстниками;
• общение со взрослыми;
• семейные связи, привязанность;
• отгороженность (закрытость).
Показатели социально-
• тревожность;
• стрессовая симптоматика,
• психологические защиты;
• уровень нервно-психической напряженности;
• ролевая позиция матери;
• отношение к ребенку.
Таблица 4 Использование
методик для подтверждения
№ П/П Показатель Методика
Показатели адаптации детей
1 Тревожность (школьная, как относительно устойчивое образование, по отношению к конкретной ситуации, личностная, компенсаторная) Опросник школьной тревожности Б.Филлипса Шкала явной тревожности CMAS Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен Шкала личной тревожности А.М. Прихожан Цветовой тест Люшера2 Реакция фрустрации. Уровень социальной адаптированное™ Методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга Проективная методика Рене Жиля3 Уровень нервно-психической напряженности Цветовой теста М.Люшера5 Самооценка Рисунок семьи Шкала личной тревожности А.М. Прихожан Методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга6 Семейные отношения, привязанность Проективная методика Рене Жиля Рисунок семьи7 Агрессивность Проективная методика Рене Жиля Методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга8 Общение со сверстниками Проективная методика Рене Жиля (шкала «друг», «общительность в группе сверстников») Тест школьной тревожности Филлипса (шкала «переживание социального стресса»)9 Общение со взрослыми Проективная методика Рене Жиля (шкала «учитель») Тест школьной тревожности Филлипса («проблемы и страхи в отношениях с учителями»)10 Одинокость (отгороженность) Проективная методика Рене Жиля Рисунок семьи
Показатели адаптации родителей
1 Тревожность Цветовой тест М. Люшера2 Наличие стрессовой симптоматики Опросник выраженности стрессовой симптоматики SCL -90-R3 Наличие и глубина психологических защит Опросник психологических защит (ОПЗ)5 Уровень нервно-психической напряженности Цветовой тест М. Люшера6 Семейная ролевая позиция матери (комплексная оценка) Методика измерения родительских установок и реакций PARI Цветовой тест отношений7 Отношение к ребенку. Методика измерения родительских установок и реакций PARI Цветовой тест отношений
Нами также выбрано несколько факторов, которые могут оказывать влияние на процессы адаптации: продолжительность проживания ребенка в приемной семье, возраст детей, возраст приемной матери, тендерный аспект.
Описание методик исследования. В период с 2001 г. по 2004 г. нами было проведено исследование эффективности семейной адаптации приемных детей и родителей.
В рамках данной
работы рассматриваются результаты
исследования детей, полученные с помощью
опросника школьной тревожности Б.Филлипса,
цветового теста МЛюшера, шкалы явной
тревожности CMAS, экспериментально-
Исследование взрослых (приемных матерей), проведено с помощью цветового теста М.Люшера, цветового теста отношений, опросника психологических защит, опросника уровня стрессовой симптоматики, теста «измерения родительских установок и реакций».
1. Для определения
уровня тревожности детей был
использован тест школьной
Он предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста, и дает возможность определить общую тревожность в школе, эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, небла- \ гоприятный психический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, наличие страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, выявить проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Опросник включает 58 вопросов, разделенных на 8 групп, на которые нужно ответить «да» или «нет». Каждая группа вопросов соответствует определенному фактору тревожности. Распределение тревожности по факторам приведено в таблице 5.
Подсчет несовпадений позволил определить уровень тревожности респондентов:
- до 50% несовпадений
- нормальный уровень
- 50 - 75% несовпадений
- повышенный уровень
- выше 75% несовпадений — высокий уровень тревожности.
Таблица 5
Распределение тревожности по факторам
Название Содержание
1. Общая тревожность
в школе Общее эмоциональное
состояние ребенка, связанное
с различными факторами