Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
П.2.3 Методы статистической
обработки результатов
В связи с
поставленными задачами необходимость
обработки результатов
1. При сравнении
результатов тестирования, основной
и контрольной групп для
В пп. 1 и 2 для анализа использовалась следующая схема.
В тех случаях,
когда по результатам психологического
исследования были установлены различия
в долях единицы или процентах
(как, например, в проективных методиках),
применялся метод, который носит
название углового преобразования Фишера
и относится к
Многофункциональные критерии позволяют решать задачи сопоставления уровней исследуемого признака, сдвигов в значениях исследуемого при
знака и сравнения распределений. Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или в процентах. Суть критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений (реакций, выборов, испытуемых) в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется.
1. Критерий
(р = 2arcsin(^/p),
где р - процентная доля, выраженная в долях единицы.
Продемонстрируем,
например, применение этого критерия
для обработки результатов
где П\ - 91, "2 = ЮО. Это значение
Щ\ ДОЛЯ ЛИЦ, у
которых проявляется
Н\. Доля лиц, у
которых проявляется
С использованием соответствующих таблиц устанавливается, какая из гипотез достоверна и каков уровень значимости этого результата.
2. В тех случаях,
когда результаты
Общее назначение
множественной регрессии (этот термин
был впервые использован в
работе Пирсона - Pearson, 1908) [28] состоит
в анализе связи между
регрессии будут оценивать параметры линейного уравнения вида Y = а + Ьх * Хг + Ь2 * Х2 + ... + Ьр * Хр.
Регрессионные коэффициенты (или В-коэффициенты) представляют независимые вклады каждой независимой переменной в предсказание зависимой переменной. Другими словами, переменная Х\, к примеру, коррелирует с переменной У после учета влияния всех других независимых переменных.
Линия регрессии выражает наилучшее предсказание зависимой переменной (Y) по независимым переменным (Xt). Отклонение отдельной точки от линии регрессии (от предсказанного значения) называется остатком. Чем меньше разброс значений остатков около линии регрессии по отношению к общему разбросу значений, тем, очевидно, лучше прогноз.
Обычно степень
зависимости двух или более предикторов
(независимых переменных или переменных
X,) с зависимой переменной Y выражается
с помощью коэффициента множественной
корреляции R. По определению он равен
корню квадратному из коэффициента
детерминации. Это неотрицательная
величина, принимающая значения между
и 1. Для интерпретации направления
связи между переменными
П.З Анализ индивидуально-психологических особенностей приемных детей
1. Изучение личностных
характеристик детей по
Исследование детей по методике Кеттела позволило установить психологический портрет приемного ребенка, выявить его отличительные особенности по сравнению с детьми контрольной группы.
В примененном варианте тест содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности.
Результаты приведены в таблицах 1,2.
В последнем столбце таблицы указаны уровни значимости различий по результатам критерия Колмогорова-Смирнова. Данные означают, что разли
чия по шкалам C,D,E,G,0,Q^,Q4 статистически значимы, уровень значимости превышает 95% (р
В последнем
столбце таблицы приведены
Анализируя результаты тестирования, получаем, что в основной группе наблюдается повышение по фактору D - эмоциональная возбудимость, что выражается в повышенной возбудимости этих детей, неуравновешенности, нервном напряжении. Дети неспособны контролировать эмоции и импульсивные влечения. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Внутренне они чувствуют себя беспомощными, неспособными справится с возникающими трудностями. Высокие значения по фактору О свидетельствуют о тревожности и постоянной озабоченности таких детей, ожидании неудач, часто сниженном настроении. Доминирует тревожно-депрессивный фон настроения, подавленность, склонность к самоупрекам.
Дети склонны
недооценивать свои возможности, принижают
свои знания и способности. В обществе
они чувствуют себя неуютно и
неуверенно, держатся излишне скромно,
замкнуто и обособленно. Они полны
мрачных опасений легко и быстро
расстраиваются. Наряду с этим отмечается
повышенная напряженность и
Таким образом,
выявляется неустойчивость эмоционально-волевой
сферы и фрустрированность. Это
отражается сочетанием факторов D и Q\.
Кроме того, в основной группе в
большинстве случаев
Сравнивая результаты
исследования с полученными Э. М.
Александровской и И. Н. Гильяшевой,
заметим, что данные почти в точности
совпадают для детей
Рассматривая варианты формирования типа личности, следует говорить во-первых, о том, к какому типу можно отнести "усредненный профиль" личности ребенка из основной и контрольной групп, соответственно, а во-вторых, о том, какой тип личности является преобладающим в каждой из групп. Данные тестирования говорят о том, что сочетание факторов Л-, Е-, G-, Н-, 0+, Фз, Q4 характерно для инфантильного типа. Э. М. Александровская считает, что детей этого типа отличает задержка психического развития либо в виде незрелости мотивационно-потребностной сферы, либо в виде интеллектуальных нарушений [143]. Основным фактором, который позволяет дифференцировать два подтипа - моторно-расторможенных и апатичных - детей, является фактор D. Этот тип личности ребенка считается достаточно неопределенным и по мере взросления может претерпеть значительные изменения. Усредненный профиль личности ребенка контрольной группы более всего относится к одному из следующих трех: гармонич
ному, конформному или чувствительному. Заметим, что именно эти типы личности отличает лучшая по сравнению с другими социальная приспособленность.
Рис. 1. Усредненные профили личности по Кеттелу. А - экстраверсия, С - уверенность в себе, практичность, D - эмоциональная возбудимость, Е - независимость, доминантность, F - благоразумие, G -добросовестность, ответственность, Н - социальная смелость, / - реалистичность, О - тревожность, озабоченность, Q3 - самоконтроль, Q4 - напряженность.
Что касается преобладания
типов личности в той или иной
группе, наибольшее количество детей
основной группы (48 человек, что составляет
49%) относится к тревожному типу,
который характеризуется
Низкие значения по фактору Е указывают на то, что ребенок демонстрирует свою зависимость от других, уступчивость и послушность. Это проявляется в том, что такие дети подвержены чужому влиянию, часто не умеют отстоять свою точку зрения.
Низкие же показатели факторов G и Q3 свидетельствуют о безответственности, низком самоконтроле и плохой организованности. Дети с такими показателями не умеют контролировать свое поведение, склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело. Они часто теряются, действуют неравномерно, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел.
D-\- легкая возбудимость; 0+ - тревожность, озабоченность; Q4+ - на-
пряженность, фрустрированность; G безответственность, недобросовест-
ность; С?з - низкий самоконтроль; Е зависимость.
Итак, анализ полученных
данных по методике Кеттела показал,
что у детей из приемных семей
по сравнению с контрольной
тягу к острым ощущениям, авантюризму, слабовольные и невротически-тревожные.
Различия статистически значимы по факторам А+, С+, F-\-, F-, G-, Я-,
Различия статистически значимы по факторам А+, А-, С+, С-, ?+, ?-, G-, Я-, Q3-, Q4 -" уровень значимости р
Резюмируя полученное,
можно сказать, что приемные дети
в большей степени