Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
|
Аннотация | Полнотекст
Полнотекст
Дети лишаются
родителей в совершенно разном возрасте
и на разных этапах развития. Это
обстоятельство определяет круг проблем,
с которым сталкивается воспитатель
или приемный родитель в общении
с ребенком-сиротой.
Довольно часто, еще во время проживания
с родными родителями в неблагополучной
семье, разного рода потребности ребенка
подвержены депривации. Опираясь на известные
теории возрастной периодизации, такие
как эпигенетическая теория Э. Эриксона,
теорию интеллектуального развития Ж.
Пиаже, культурно-историческую теорию
Л.С. Выготского и др., можно утверждать,
что дети, не прошедшие успешно основные
этапы развития, лишены чувства базового
доверия к миру, замкнуты или, напротив,
импульсивны, истеричны в проявлениях
радости и боли, депрессивны.
Ребенок-сирота попадает в новые условия
приемной семьи с багажом негативных воспоминаний
и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка
в общении со значимым взрослыми (либо
взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно
адаптироваться к новой среде.
Адаптация к новым условиям может быть
продолжительна, болезненна и порой непредсказуема.
Цель психологической поддержки приемных
семей найти пути для ускорения адаптации
ребенка в приемной семье, сделать этот
процесс менее болезненным и более успешным
как для ребенка, так и для приемных родителей.
Психологическое определение понятию
«социальная адаптация»: «Постоянный
процесс активного приспособления индивида
к условиям социальной среды и результат
этого процесса... Таким образом, процесс
адаптации всегда инициирован неким столкновением
со средой и поиском путей комфортного
существования в ней.
В рамках приемной семьи это понятие можно
уточнить как возникновение чувства доверия,
которое проявляется в возможности общения
«по душам», адекватных реакциях ребенка
на просьбы и предложения; инициативное
поведение, возможность проявить некоторую
эмпатию по отношению к окружающим, —
все это признаки поведения ребенка, который
начал «работать» со своим внутренним
миром, а следовательно, искать пути органичного
включения в новое общество.
Проанализировав двенадцатилетний опыт
работы с детьми-сиротами терапевтического
сообщества «Китеж», мы отметили, что успех
адаптации зависит от нескольких факторов
сразу: возраст «потери» семьи, предыдущий
опыт взаимодействия с семьей и социумом,
сформированность соответствующих возрасту
качеств и навыков и возраста, в котором
ребенок попадает в приемную семью. Были
выявлены закономерности в протекании
процесса адаптации детей-сирот в приемных
семьях, а так же универсальные стадии,
обязательные для прохождения ребенком
на его пути к доверию и любви к приемным
родителям и миру в целом.
Существует взаимосвязь между возрастными
периодами и стадиями адаптации ребенка
в приемной семье.
Возраст, в который ребенок попадает в
приемную семью, играет немалую роль —
он определяет «радиус значимых отношений»
по теории возрастной периодизации Эриксона.
Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован
на семью, от 7 до 11 — на соседей и школьных
товарищей, и далее на отношения со сверстниками.
Поэтому дети, попавшие в приемную семью
до 11, в течение долгого, порой до трех
лет, времени заняты взаимодействием внутри
семьи; дети более старшего, и, особенно,
подросткового возраста, нуждаются в более
широком круге взаимодействий, который
одновременно включает и семью, и школу,
и сообщество в целом. Такие дети привыкают
к новой среде долго и порой мучительно
— они вынуждены «работать» одновременно
на нескольких психологических фронтах.
Анализ позитивных и негативных образований
личности (качества и отношения), свойственных
детям, попавшим в приемную семью в различные
возрастные периоды, показал, что у детей,
потерявших родных родителей в одном и
том же возрасте, существует сходство
в прохождении стадий адаптации и проблемах,
возникающих на разных этапах, а так же
во времени протекания периодов адаптации.
Была выявлена так же зависимость проблем,
возникающих у ребенка на этапе адаптации,
от особенностей его прошлого. Обычно,
попадая в приемную семью, ребенок начинает
провоцировать повторение «жизненного
сценария» из своей родной семьи, причем
самым серьезным проверкам начинает подвергаться
приемный родитель, играющий роль наиболее
«провинившегося» родителя родной семьи.
Успешная адаптация ребенка в новой семье
дает ему возможность сознательно проработать
все прошлые задачи неприобретенных позитивных
новообразований.
Используя вышеизложенное, мы получаем
возможность:
Остаются вопросы на дальнейшее рассмотрение: