Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:03, курсовая работа
целью контрольно-курсовой работы является изучение социальной адаптации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Изучить структуру и стадии адаптации
Рассмотреть социальную адаптацию личности в коллективе
Изучить психологические механизмы социальной адаптации человека
Введение3
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях5
1.1 Структура и стадии адаптации10
Глава 2. Социальная адаптация личности в коллективе14
2.1 Психологические механизмы социальной адаптации человека19
Заключение22
Список литературы24
Приложение25
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра “Мировая экономика”
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Конфликтология"
На тему: «Социальная адаптация в коллективе»
Выполнила: «__»____________
Проверила:
______________________________
Тула 2012
Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях5
1.1 Структура и стадии адаптации10
Глава 2. Социальная адаптация личности в коллективе14
2.1 Психологические механизмы
социальной адаптации
Заключение22
Список литературы24
Приложение25
Введение
Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и все более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.
Актуальность проблемы определяется
значением, которое приобретает
в настоящее время исследование
целостного развития человека в единой
жизненной среде и его
Но, несмотря на то, что в последнее
время к вопросу о
Исходя из этого, целью контрольно-курсовой работы является изучение социальной адаптации.
Задачи исследования:
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Термин
«адаптация» прочно вошел в научный
и бытовой обиход, однако его содержание
многозначно. Сложность и многоаспектность
содержания понятия адаптации
Адаптация - это межпредметная категория. В разных науках она трактуется по-разному. В настоящее время философами, социологами, педагогами, медицинскими работниками ведутся исследования этого процесса, обосновывается статус категории "социальная адаптация", изучаются ее механизмы и адаптационный потенциал (Андреева Г.М. 1994, Битянова М.Р. 1997, Бочарова В.Г. 1994, Буева Л.П. 1988, Вульфов Б.З. 1995, Гурьянова М.П. 2000, Залевский Г.В. 1999, Иовчук Н.М. 2002, Казначеев В.П. 1980, Корель Л.В. 1998, Лисовский В.Т. 1981, Филонов Г.Н. 1985, Шпак Л.Л. 1991, Эльконин Д.В. 1989, Яркина Т.Ф. 1996 и др.). Тем не менее, говорить о сложившемся комплексном исследовании процессов адаптации пока не приходится, так как каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.
В биологии
адаптация — это процесс
Процесс адаптации реализуется
всякий раз, когда в системе "организм-среда"
возникают значимые изменения, и
обеспечивается формирование нового гомеостатического
состояния, которое позволяет достигать
максимальной эффективности физиологических
функций и поведенческих
В медицине проблема адаптации тесно связана с такими понятиями, как норма и патология, которые отражают определенные состояния человеческого организма - здоровье и болезнь. О приспособительной сущности заболевания, по мнению медиков, следует судить не по исходу приспособления, а по тенденции - любыми имеющимися средствами, ценой самых тяжелых жертв, оптимально уравновеситься со средой. Таким образом, здоровье и болезнь - две формы единого процесса адаптации.
Демографию адаптация
интересует, прежде всего, с позиции
смены исторических типов воспроизводства
населения. По мнению специалистов, нарушение
демографического равновесия, под которым
понимается равновесие между процессами
рождаемости и смертности, с одной
стороны, и всеми остальными протекающими
в обществе процессами, с другой,
ведет к необходимости
Адаптация в этнографии - это приспособление этносов к условиям среды (ландшафту), происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.
В философии понятие
адаптации трактуется как процесс
приспособления системы к условиям
внешней и внутренней среды. Адаптацией
иногда называют и результат такого
процесса - наличие у системы
Внимание психологов сосредоточено на адаптации индивида. Здесь важным является вопрос о психологическом механизме адаптации. Под психологическим механизмом адаптации понимается структура определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к состоянию адаптированности.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
а) оптимизацию постоянного
воздействия индивидуума с
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
В психологии под адаптацией понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
В педагогике адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Это - процесс и результат
согласования человека с окружающим
миром, приспособления к изменившейся
среде, к новым условиям жизнедеятельности,
к структуре отношений в
Социальная педагогика под адаптацией понимает вид воздействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.
Для социологии важно изучение общих и специфических законов, закономерностей развития и функционирования определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Поэтому в центре внимания социологов находятся общие закономерности социальной адаптации, а также характер, содержание, темпы, типы, формы и виды адаптации. Большое место в предметном поле данной науки занимают вопросы о социальных регуляторах, социальном механизме и критерии адаптации. [1].
В мировой социологической
науке теории адаптации в рамках
социологии, как правило, осуществлялась
в русле изучения и анализа
влияния социальных норм на поведение
человека. Э. Дюркгейм, один из наиболее
ярких представителей позитивизма,
утверждал, что основу социальной реальности
составляют факты, которые обладают
двумя признаками. Во-первых, они
имеют объективное и
Согласно М. Веберу, основной
характеристикой социального
В работах Т. Парсонса социальная адаптация отождествляется с равновесием. Общество в равновесии - общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, что от него ждут. Иначе говоря, социальная адаптация - это равновесие между потребностями (ценностями) индивида и социальной среды.
Большой вклад в разработку важнейших вопросов социальной адаптации в отечественной социологии внесли Корель Л.В., Лубышева Л.И., Савотина Н.А., Шпак Л.Л., Ядов В.А. При этом следует отметить, что большая часть исследований социальной адаптации в последнее время велась на стыке социологии, социальной психологии и педагогики, а накалившийся материал все более нуждается в систематизации.
Активная роль субъекта в адаптации рассматривается в трудах Реана А.А., Коломинского Я.Л., Кривцовой СВ., Стамбуловой Н.Б.. По их мнению, нельзя не учитывать того, что человек - активный субъект саморазвития. Он способен развиваться в самых разнообразных направлениях. Социально-психологическая адаптация понимается данными учеными как такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности ("Я") со средой, которое характеризуется:
1) осознанием необходимости
для личности постепенных,
2) приспособлением, которое
рассматривается и как процесс,
1.1.Структура и стадии адаптации
Что касается структуры адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта:
Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А. Куган выделяет следующие: