Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
|
|
|
3.2. Конспекты проведённых уроков в старшей логопедической группе.
Число: 02.10.03.
Тема: «Формирование представления о звуках».
Цели: 1. Развитие слухового внимания.
1. Знакомство детей с понятием «звук».
2. Закрепление представлений детей по темам «Овощи» и «Фрукты»
3.
Составление описательных
4. Развитие внимания.
5. Воспитание аккуратности в работе.
6. Воспитание уважения к сверстникам.
Ход занятия. 1. Организационный момент:
Ребенок называет свое имя и садиться на место (сначала девочки, потом мальчики).
1.Речь логопеда: «Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с миром звуков, научимся их слушать и узнавать. Для этого вы должны правильно себя вести: аккуратно сидеть за партой и поднимать руку, если хотите ответить, а не выкрикивать с места. А теперь давайте послушаем, что можно услышать в полной тишине?».
Дети слушают. Затем по очереди говорят о том, что услышали.
Речь логопеда: «А вы знаете, что есть звуки, которые издают разные предметы?
Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит».
Педагог при помощи разных предметов издает разные звуки. Дети определяют на слух предметы: бубен, погремушку, колокольчик, молоток, счеты и др.
Речь логопеда: «А теперь, давайте сравним, как звучат предметы».
Дети определяют звучание тихое и громкое, звонкое и глухое. По месту расположения, справа и слева, сзади и спереди.
Логопед дает определение звуку: «Звук – это то, что мы слышим».
3. Закрепление пройденных тем «Фрукты» и «Овощи».
Игра «Разложи продукты в корзины»
Цель: Закрепление пройденных тем «Фрукты» и «Овощи». Оборудование: Две корзины, муляжи фруктов и овощей. Ход игры:
Детям предлагается разложить в синюю корзину овощи, а в красную корзину - фрукты.
2.Физкультминутка.
Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-Встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Словно наш упрямый мяч.
З.Составление описательных загадок.
Логопед предлагает детям угадать по описанию про какой овощ или фрукт идет речь.
Игра «Ито это – угадай»
Цель: Развитие памяти, зрительного восприятия, мышления и речи.
Ход игры:
Педагог составляет описательный рассказ по плану:
Что это:
Форма.
Цвет.
Вкус.
Дети угадывают и получают следующее задание.
Когда ребята научатся хорошо отгадывать загадки, логопед предлагает им самим попробовать сочинить подобные задания.
В помощь детям вывешивается схема.
4.Итог урока.
Вопросы детям:
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось?
Число: 07.10.03.
Тема: «Звуки речи».
Цели:
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Знакомство с понятием «речевой звук».
3 Развитие просодики.
4. Развитие слухового внимания.
5. Закрепление понятия «звук».
6. Развитие органов артикуляции.