Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)
 
 
 
 
3 Ж, С, С-З, Различение  на Образовние Продук «Поймай звук»,
 
 
 
 
Ш, 3 Ш-Ж слух  и в уменьшительной ты «Угадай слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
предложении формы им. сущ. питания «Измени слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
изучаемых  
 
  «Испорченный
 
 
 
 
 
 
 
 
звуков.  
 
 
 
телефон».
 
 
4 Ш, Ш-Ж Выделение Закрепление навыка Профес- «Жуки и  змеи»,
 
 
 
 
Ж  
 
изучаемых образования сии. «Собери слова в
 
 
 
 
 
 
 
 
звуков  из других прилагательных  от  
 
корзину»,
 
 
 
 
 
 
 
 
звуков  и слогов. сущ.  
 
«Измени звук»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Он -она -они».
 
 
1 Л, Л-ЛЬ Определение Подбор Весна. «Поймай звук»,
 
 
 
 
ЛЬ  
 
наличия однокоренных  слов.  
 
«Угадай слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
изучаемых  
 
 
 
«Продолжи пред
 
 
 
 
 
 
 
 
звуков  в слове и  
 
 
 
ложение»,
 
 
 
 
 
 
 
 
их позиция.  
 
 
 
«Изобрази букву»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Узнай  букву».
 
 
2 Р, РЬ Р-РЬ Анализ  и синтез Образование Одежда. «Поймай звук»,
 
 
 
 
 
 
 
 
прямых  и приставочных  
 
«Угадай слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
обратныых глаголов.  
 
«Изобрази букву»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов  
 
 
 
«Узнай  букву»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Магазин».
 
 
3 Р, Л, Р-Л, Анализ  и синтез Употребление Игруш- «У кого полней
 
 
 
 
РЬ, РЬ- прямых  и предложных ки. корзина»,
 
 
 
 
ЛЬ ЛЬ обратныых конструкций.  
 
«Светофор»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов.  
 
 
 
«Тигры  и тигрята»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Автомобили»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Третий лишний».
 
 
4 Гл.  
 
Анализ  и синтез Употребление Транс- «Не зевай»,
 
 
 
 
зв.  
 
односложных предложных порт. «Поезд»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слов конструкций.  
 
«Живые  звуки».
 
 
1 Согл.  
 
Введение Подбор  слов Животн. «Узнай  и назови
 
 
 
 
зв.  
 
понятий: слово - противоположного жарких слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«действие», значения. стран. «Угадай»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слово-«предмет».  
 
 
 
«Чудесный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
мешочек»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Живые  слоги»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Узнай  животное».
 
 
2 Повт  
 
Введение Образование сущ. от Инстру- «Поймай звук»,
 
 
 
 
зв. Х  
 
понятия глаг. и  наоборот менты. «Угадай слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«предложение».  
 
 
 
«Изобрази букву»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Узнай  букву»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Угадай, чей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
инструмент».
 
 
 
3 Ч  
 
Знакомство  со Образование сущ. от Дикие «Будь
 
 
 
 
 
 
 
 
схемой слова. глаг. и наоборот. птицы. внимательным»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Летает -не летает»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Чего не стало?»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Собери букет».
 
 
4 Щ  
 
Знакомство  со Употребление Насеко «Кто больше
 
 
 
 
 
 
  схемой предложений с мые. запомнит»,
 
 
 
 
 
 
 
 
предложения разными  
 
«Лото»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
придаточными.  
 
«Летает -не летает»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Живые слова».
 
 
1 Ч, Щ Ч-Щ Закрепление Составление Весна «Живые звуки»,
 
 
 
 
 
 
 
 
понятий: рассказов  
 
«Живые слоги»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«слово»,  
 
 
 
«Живые слова»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«предложение»  
 
 
 
«Кто больше
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
назовет»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Слова и
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предложения»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Кто внимательнее»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Когда это  бывает»? «Доскажи словечко»
 
 
 
 
2  
 
 
 
Закрепление Оречевление серий Одежда «Четвертый
 
 
 
 
 
 
 
 
понятий: выполненных Обувь лишний»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«слово», действий.  
 
«Лото»,
 
 
 
 
 
 
 
 
«предложение»  
 
 
 
«Если это было
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
вчера»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Соревнование»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Перепутались
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
слоги»
 
 
3  
 
 
 
Анализ Составление Цветы «Кто быстрей»
 
 
 
 
 
 
 
 
предложения предложения с  
 
«Кто внимательней»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предлогом «О»  
 
«Вставь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
пропущенный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предлог»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Перепутались
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
слова»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Собери цветы»
 
 
4  
 
 
 
Анализ Составление Спорт «Светофор»
 
 
 
 
 
 
 
 
предложения сложносочиненных  
 
«Перепутались слова»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предложений с  
 
«Вставь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
союзом «А»  
 
пропущенный союз»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Он -она -они»

 

 

3.2. Конспекты проведённых  уроков в старшей логопедической группе.

Число: 02.10.03.

    Тема: «Формирование представления о звуках».

    Цели: 1. Развитие слухового внимания.

        1. Знакомство детей с понятием «звук».

        2. Закрепление представлений детей по темам «Овощи» и «Фрукты»

        3. Составление описательных загадок.

        4. Развитие внимания.

        5. Воспитание аккуратности в работе.

        6. Воспитание уважения к сверстникам.

    Ход занятия. 1. Организационный момент:

    Ребенок называет свое имя и садиться на место (сначала девочки, потом мальчики).

    1.Речь логопеда: «Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с миром звуков, научимся их слушать и узнавать. Для этого вы должны правильно себя вести: аккуратно сидеть за партой и поднимать руку, если хотите ответить, а не выкрикивать с места. А теперь давайте послушаем, что можно услышать в полной тишине?».

    Дети  слушают. Затем по очереди говорят  о том, что услышали.

    Речь  логопеда: «А вы знаете, что есть звуки, которые издают разные предметы?

    Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит».

    Педагог при помощи разных предметов издает разные звуки. Дети определяют на слух предметы: бубен, погремушку, колокольчик, молоток, счеты и др.

    Речь  логопеда: «А теперь, давайте сравним, как звучат предметы».

    Дети  определяют звучание тихое и громкое, звонкое и глухое.  По месту расположения, справа и слева, сзади и спереди.

    Логопед дает определение звуку: «Звук –  это то, что мы слышим». 

    3. Закрепление пройденных тем «Фрукты» и «Овощи». 

    Игра  «Разложи продукты в  корзины»

    Цель: Закрепление пройденных тем «Фрукты» и «Овощи».  Оборудование: Две корзины, муляжи фруктов и овощей.  Ход игры: 

    Детям предлагается разложить в синюю  корзину овощи, а в красную  корзину - фрукты.

    2.Физкультминутка. 

       Отдых наш физкультминутка 

       Занимай свои места. 

       Раз присели, два привстали. 

       Руки  кверху все подняли. 

       Сели, встали, сели, встали, 

       Ванькой-Встанькой  будто стали. 

       А потом пустились вскачь, 

       Словно  наш упрямый мяч.

    З.Составление  описательных загадок. 

    Логопед предлагает детям угадать по описанию про какой овощ или фрукт идет речь. 

    Игра  «Ито это – угадай» 

    Цель: Развитие памяти, зрительного восприятия, мышления и речи. 

    Ход игры: 

    Педагог составляет описательный рассказ по плану: 

    Что это:

         Форма. 

         Цвет. 

         Вкус. 

    Дети  угадывают и получают следующее  задание. 

 

     Когда ребята научатся хорошо отгадывать загадки, логопед предлагает им самим  попробовать сочинить подобные задания. 

    В помощь детям вывешивается схема. 

 

    4.Итог  урока. 

    Вопросы детям:

         Что нового узнали на уроке? 

         Что понравилось? 

      Число: 07.10.03. 

    Тема: «Звуки речи». 

    Цели: 

        1. Знакомство с  органами артикуляции. 

        2. Знакомство с  понятием «речевой звук». 

        3 Развитие просодики. 

        4. Развитие слухового  внимания. 

        5. Закрепление понятия  «звук». 

        6. Развитие органов  артикуляции.

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности