Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)

    Игра: «Посели звук в домик». 

 

    Логопед выставляет на доску два домика. Красный домик для гласных, а  синий с зелено крышей - для согласных. Педагог называет звук, а дети вкладывают в окошки – кармашки соответствующую  букву. Используются только пройденные буквы. 

    6. Физкультминутка. 

       Топали  да топали, 

       Дотопали  до тополя. 

       До  тополя дотопали, 

       Да  ноги все оттопали. 

 

    7. Демонстрация картинок 

    Называние картинок

    Определение первого звука в словах: тапочки, танк, тополь,  тумбочка. 

    Характеристика  звука «Т»: согласный, твердый. 

    Логопед спрашивает, как будет звучать  этот звук мягко? 

    Дети  отвечают: «ТЬ». 

 

    Игра: «Том и Тимм»

    Цель: Звуковой анализ слова. 

    У детей на столах картинки со звуками  «т» и «ть» в названии. На звук «т» встают друзья Тома, на звук «ть» – друзья Тима. 

 

    8. Демонстрация буквы 

    Печатание буквы «Т». Выкладывание из палочек. 

 

    7. Звуко – буквенный анализ обратных слогов. 

    Игра: «Ходят буквы в гости». 

 

    Соединение  гласных и согласных букв в  слоги. 

 

    9. Закрепление темы «Обувь». 

    Игра: «Закончи предложение. 

    По  картинкам дети составляют предложения. 

       У Марины ботинки. 

       У Антошки тапочки. 

       У Егорки сапожки. 

       У Вали туфли. 

       У Андрея кроссовки. 

       У Аришки босоножки. 

       У Алины валенки. 

 

    10. Итог занятия. 

       Что новогоузнали? 

       Что понравилось? 

 

    Поставили стульчики за парты, построились  в группу. 

      Число: 11.11.03. 

 

     Тема: «Звук и буква К». 

    Цели: 

       1. Закрепление навыка произношения  звука «К» 

       2. Развитие фонематического слуха. 

       3. Развитие артикуляции и мелкой  моторики. 

       4 Повторение темы: «Домашние животные». 

       6. Формирование навыка работы над  предложением. 

       7. Работа над звуко–буквенным анализом слов. 

       8. Воспитание аккуратности в работе. 

    Ход занятия. 

    1. Организационный момент. 

    2. Артикуляционная гимнастика.(См  приложение  о) 

    «Иголочка» 

       Маленького  роста я, 

       Тонкая  и острая. 

       Носом путь себе ищу, 

       За  собою хвост тащу. 

 

    Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут  вперед. 

    «Лопатка». 

       Язык  широкий положи

       И спокойно подержи. 

 

    Широкий, мягкий, расслабленный язык лежит  на нижней губе.

    «Качели» 

       На  качелях я качаюсь 

       Вверх-вниз, вверх-вниз. 

       Я все выше поднимаюсь, 

       А потом спускаюсь вниз. 

    Рот открыт. Язык поднимается как можно  выше к носу, а потом опускается вниз к подбородку. 

    2. Пальчиковая гимнастика.

    «Доброе утро!»

       Доброе  утро, здравствуй, Иван,

       Доброе  утро, здравствуй, Степан, 

       Доброе  утро, здравствуй, Сергей

       и т. д. 

       Перекрестить  справа налево большие п ал ь ц  ы, 

       Перекрестить  справа налево указательные пальцы. 

       Перекрестить  средние пальцы. 

 

    4. Знакомство с новым материалом. 

       Как кричит петух? Ку – а – ре –  ку. 

       Как кричит кукушка? Ку -ку – ку. 

       Кук кричит ворона?    Кар -кар. 

 

    Какой звук слышится в начале? 

       Правильно, звук «к». 

 

    Игра  «Измени слово». 

       Пора  – кора

       Лом – ком 

       Пони - кони

       Пол – кол 

       Маска -каска 

       Розы  – козы

       Полено - колено

       Ворона - корона

    Знакомство  со звуком «КЬ»

    Напоминаем детям, что звук «КЬ» пишется так же, как и звук «К». 

 

    Игра: «Собери слова в корзины». 

    На  доске вывешиваются две корзины, синяя и зеленая (т. к. мягкие согласные  мы обозначаем зеленым цветом.) В  синюю корзину дети отбирают картинки в названии которых в составе есть звук «К», а в зеленую слова со звуком «КЬ», 

 
 

 

    5. Физкультминутка. 

       Поднимайте  плечики 

       Прыгайте  кузнечики 

       Прыг  – скок, прыг – скок

       Прыгай  на носках легко. 

 

    6. Знакомство с буквой. 

       Демонстрация  буквы. 

       Характеристика  буквы. 

       Печатание буквы на доске. 

       Выкладывание  из палочек. 

 

     З.Повторение темы «Домашние животные» 

    Игра: «Узнай животное». 

    Дети  узнают животное по описанию. Логопед  описывает одного из домашних животных по плану: 

       -Внешний  вид. 

       -Где  живет (в доме или во дворе). 

       -Чем  питается? 

       -Какую  пользу приносит человеку? 

 

    4. Упражнения в составлении описательного  рассказа о

    5. Итог урока. 

          Число: 13.11.03. 

 

    Тема: «Повторение букв и звуков П, Т, К,Х и их дифференциация»

    Цели: 

       1. Дифференциация звуков п, т, к, х. 

       2. выделение данных звуков из  ряда других звуков. 

       3. Преобразование слогов. 

       4. Согласование числительных с  существительными. 

       5. Развитие внимания и памяти. 

       6.Повторение  темы «Дикие животные». 

       7. Воспитание аккуратности в работе. 

    Ход занятия. 

    1. Орг. момент. 

  Дети  вспоминают, какие существуют домашние животные. 

    2. Упражнения для развития речевого  дыхания. 

    Игра:«Погреем ручки»

    Цель: Развитие четкой артикуляции звуков. 

  Педагог предлагает детям представить, что  они находятся в замке у Снежной королевы и там очень холодно так, что очень замерзли ладошки: «А давайте мы дружно подуем на руки и отогреемся»

    Дети  дуют на ладони, произнося длительно  звук « х -х – х». 

 

    3. Пальчиковая гимнастика.

    «Замок».

       На  двери висит замок.

       Кто открыть его бы мог?

       Потянули,

       Покрутили, 

       Постучали

       И открыли.

 

      Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз. 

    Руки  тянутся н разные стороны. Ладони трутся друг об друга. Основания ладоней  стучат друг об друга. Пальцы расценляются. 

 

    4. Работа над звуковым анализом. 

    Угадывание  загадок

       Впереди пятачок, 

       Сзади крючок. 

       Посередине  спинка, 

       А на ней щетинка. (Поросенок). 

    Какой первый звук в слове поросенок? 

 

       Семь  одежек, 

       И все без застежек. (Капуста). 

    Определите  первый звук в слове капуста. 

 

       В нашей кухне 

       Целый год 

       Дед Мороз 

       В шкафу живет.         

    (Ходильник).

    Дидактическая игра: «Какое слово я задумала?»  Дети подставляют нужную букву и произносят все слово. 

    Речевой материал: 

    На  звук «т» 

       -апочки 

       -елефон 

       -абуретка 

    На  звук «х»

       -олодильник 

       -омяк 

       -урма. 

    На  звук «и». 

       -ылесос 

       -омидор 

       -уговица. 

 

     На звук «к». 

       -уртка 

       -ошка 

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности