Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)

    Майя  и Юля поют.

 

    

Количество  ошибок.  Количество  баллов.
    До 2 ошибок     3
    До 5 ошибок     2
    До 7 ошибок     1
 

    V. Фонематическое восприятие.

    1. Выделение звука из ряда звуков.

    Хлопни, когда услышишь звук «С», «Ш», «Р».

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    1 ошибка     3
    2 ошибки     2
    3 ошибки     1
 

    2. Показать по картинкам, где:

    уточка -удочка, дрова -трава,

    почка -бочка, коза -коса,

    крыша -крыса, мишка —миска,

    лак -рак, зуб -суп,

    дачка -тачка.

    (См. приложение №)

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    До 3 ошибок     3
    До 6 ошибок     2
    До 8 ошибок     1
 

    3. Отбери картинки, в названии, которых слышится звук «С», «Р», «Ш»

 

    

    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    1 ошибка     3
    2 ошибки     2
    3 ошибки     1
 

    3. Повтори за логопедом:

    с -ш Мама сушит шубу

    с -ш -ж Саша жует сушку

    ч ~щ Щеткой чищу я щенка

    ч -т -с Моем, моем трубочиста чисто, чисто

    ш -ть У кошки пять котят.

 

VI. Слоговая структура слова.

    1. Назвать картинки:

    холодильник, пылесос, продавец, портфель, крокодил, черепаха.

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    2 ошибка     3
    4 ошибки     2
    6 ошибок     1
 

    2. Повторить слова за логопедом:

    строительство, милиционер,

    скворечник, велосипед,

    аквариум, воспитательница.

 
  Количество  ошибок.  Количество  баллов.
    2 ошибки     3
    4 ошибки     2
    6 ошибок     1

    3. Ответить на вопросы:

    На  чем едет Максим?

    Кого  поймала Люда?

    Что лежит в коробке?

    Где дети читают книги?

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов,
    1 ошибка     3
    3 ошибки     2
    4 ошибки     1
 

    4. Употребление слов со сложной слоговой структурой в предложении:

    Жора  будет художником.

    Часовщик  чинит часики.

    В доме деревянное крыльцо.

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    1 ошибка     3
    2 ошибки     2
    3 ошибки     1
 

    VII. Обследование связной речи,

    1. Составление рассказа по сюжетной картине.

    Рассказ правильный и полный -3 балла.

    Рассказ неполный -2 балла.

    Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.

    2. Составление рассказа по серии картин.(См. приложение №)

    Рассказ правильный и полный -3 балла.

    Рассказ неполный -2 балла.

    Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.

 

     3. Пересказ.

    «Черный котенок»

    Черный  котенок увидел мышку и захотел  ее поймать.

    Мышка прыгнула в банку с мукой, котенок  за ней.

    Мышка убежала, а из банки вылез белый  котенок.

    Пересказ  точный -3 балла.

    Пересказ  с неточностями, краткий -2 балла.

    Пересказ  с ошибками 1 балл.

    4. Рассказ - описание.

    Рассказ правильный и полный -3 балла.

    Рассказ неполный -2 балла.

    Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.

 

    VIII. Состояние словаря.

    1. Предметный словарь. Назвать картинки:

       Картина, лампа, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, дверь, калитка.

       Точное  название - 3 балла.

       Неточное -2 балла.

       Неправильное -1 балл.

    2. Части предметов. (См. приложение №)

       Чайник: донышко, носик, ручка, крышка,

       Стул: сиденье, спинка, ножки.

       Правильно названы части предметов -3 балла.

       Названы неточно -2 балла.

       Названы неправильно-1 балл.

    3. Уровень обобщений.

       Свитер, платье, шорты, юбка, колготки -это ...

       Сапоги, туфли, тапочки, валенки —это ...

       Блюдце, сковорода, ложка, тарелка -это ...

       Шкаф, стул, кресло, тумбочка -это ...

       Помидор, репа, картофель, капуста -это ...

       Кошка, собака, волк, ёж "это ...

       Ответ правильный, самостоятельный -3 балла

       Ответ правильный с помощью педагога -2 балла

       Ответ неправильный -1 балл

    4. Образование прилагательных от существительных.

       Сумка из кожи - (кожаная сумка)

       Стакан  из стекла - ...

       Ручка из пластмассы -...

       Сок из клюквы -...

       Чашка из фарфора -...

       Горшок  из железа - ...

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    До 2 ошибок     3
    До 4 ошибок     2
    До 6 ошибок     1
 

    5. Образование притяжательных прилагательных.

       Чей дом? _________________

       Чей хвост? ________________

       Чьи уши?__________________

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    1 ошибка     3
    2 ошибки     2
    3 ошибки     1
 

 

     6. Подбор антонимов.

    Широкий, Веселый, Прямой,

    Длинный, Светлый, Сухой,

    Высокий, Больной, Холодный,

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    До 3 ошибок     3
    До 6 ошибок     2
    До 9 ошибок     1
 

    7. Глагольный словарь.

    Что делает:

    повар,__________

    врач,_______

    учительница,_________

    почтальон,_____

    продавец,_______

    летчик,__________

 
    Количество  ошибок.     Количество  баллов.
    До 3 ошибок     3
    До 6 ошибок     2
    До 9 ошибок     1
 

 

     IX. Грамматический строй речи.

 

    1. Множественное число существительных.

 
    Имя существительное     Множественное число

      имени существительного

    дом  
     
    стул  
     
    ведро  
     
    ухо  
     
    утенок  
     
    воробей  
     
    мост  
     
    пчела  
     

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности