Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
Майя и Юля поют.
Количество ошибок. | Количество баллов. |
До 2 ошибок | 3 |
До 5 ошибок | 2 |
До 7 ошибок | 1 |
V. Фонематическое восприятие.
1. Выделение звука из ряда звуков.
Хлопни, когда услышишь звук «С», «Ш», «Р».
Количество ошибок. | Количество баллов. |
1 ошибка | 3 |
2 ошибки | 2 |
3 ошибки | 1 |
2. Показать по картинкам, где:
уточка -удочка, дрова -трава,
почка -бочка, коза -коса,
крыша -крыса, мишка —миска,
лак -рак, зуб -суп,
дачка -тачка.
(См. приложение №)
Количество ошибок. | Количество баллов. |
До 3 ошибок | 3 |
До 6 ошибок | 2 |
До 8 ошибок | 1 |
3. Отбери картинки, в названии, которых слышится звук «С», «Р», «Ш»
Количество ошибок. | Количество баллов. |
1 ошибка | 3 |
2 ошибки | 2 |
3 ошибки | 1 |
3. Повтори за логопедом:
с -ш Мама сушит шубу
с -ш -ж Саша жует сушку
ч ~щ Щеткой чищу я щенка
ч -т -с Моем, моем трубочиста чисто, чисто
ш -ть У кошки пять котят.
VI. Слоговая структура слова.
1. Назвать картинки:
холодильник, пылесос, продавец, портфель, крокодил, черепаха.
Количество ошибок. | Количество баллов. |
2 ошибка | 3 |
4 ошибки | 2 |
6 ошибок | 1 |
2. Повторить слова за логопедом:
строительство, милиционер,
скворечник, велосипед,
аквариум, воспитательница.
Количество ошибок. | Количество баллов. |
2 ошибки | 3 |
4 ошибки | 2 |
6 ошибок | 1 |
3. Ответить на вопросы:
На чем едет Максим?
Кого поймала Люда?
Что лежит в коробке?
Где дети читают книги?
Количество ошибок. | Количество баллов, |
1 ошибка | 3 |
3 ошибки | 2 |
4 ошибки | 1 |
4. Употребление слов со сложной слоговой структурой в предложении:
Жора будет художником.
Часовщик чинит часики.
В доме деревянное крыльцо.
Количество ошибок. | Количество баллов. |
1 ошибка | 3 |
2 ошибки | 2 |
3 ошибки | 1 |
VII. Обследование связной речи,
1. Составление рассказа по сюжетной картине.
Рассказ правильный и полный -3 балла.
Рассказ неполный -2 балла.
Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.
2. Составление рассказа по серии картин.(См. приложение №)
Рассказ правильный и полный -3 балла.
Рассказ неполный -2 балла.
Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.
3. Пересказ.
«Черный котенок»
Черный котенок увидел мышку и захотел ее поймать.
Мышка прыгнула в банку с мукой, котенок за ней.
Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.
Пересказ точный -3 балла.
Пересказ с неточностями, краткий -2 балла.
Пересказ с ошибками 1 балл.
4. Рассказ - описание.
Рассказ правильный и полный -3 балла.
Рассказ неполный -2 балла.
Рассказ неуверенный и слабый -1 балл.
VIII. Состояние словаря.
1. Предметный словарь. Назвать картинки:
Картина, лампа, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, дверь, калитка.
Точное название - 3 балла.
Неточное -2 балла.
Неправильное -1 балл.
2. Части предметов. (См. приложение №)
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка,
Стул: сиденье, спинка, ножки.
Правильно названы части предметов -3 балла.
Названы неточно -2 балла.
Названы неправильно-1 балл.
3. Уровень обобщений.
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки -это ...
Сапоги, туфли, тапочки, валенки —это ...
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка -это ...
Шкаф, стул, кресло, тумбочка -это ...
Помидор, репа, картофель, капуста -это ...
Кошка, собака, волк, ёж "это ...
Ответ правильный, самостоятельный -3 балла
Ответ правильный с помощью педагога -2 балла
Ответ неправильный -1 балл
4. Образование прилагательных от существительных.
Сумка из кожи - (кожаная сумка)
Стакан из стекла - ...
Ручка из пластмассы -...
Сок из клюквы -...
Чашка из фарфора -...
Горшок из железа - ...
Количество ошибок. | Количество баллов. |
До 2 ошибок | 3 |
До 4 ошибок | 2 |
До 6 ошибок | 1 |
5. Образование притяжательных прилагательных.
Чей дом? _________________
Чей хвост? ________________
Чьи уши?__________________
Количество ошибок. | Количество баллов. |
1 ошибка | 3 |
2 ошибки | 2 |
3 ошибки | 1 |
6. Подбор антонимов.
Широкий, Веселый, Прямой,
Длинный, Светлый, Сухой,
Высокий, Больной,
Количество ошибок. | Количество баллов. |
До 3 ошибок | 3 |
До 6 ошибок | 2 |
До 9 ошибок | 1 |
7. Глагольный словарь.
Что делает:
повар,__________
врач,_______
учительница,_________
почтальон,_____
продавец,_______
летчик,__________
Количество ошибок. | Количество баллов. |
До 3 ошибок | 3 |
До 6 ошибок | 2 |
До 9 ошибок | 1 |
IX. Грамматический строй речи.
1. Множественное число существительных.
Имя существительное | Множественное
число
имени существительного |
дом | |
стул | |
ведро | |
ухо | |
утенок | |
воробей | |
мост | |
пчела | |