Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.
Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………………………..5
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…………………….5
Особенности речи детей……………………………………………..7
Подготовка детей с ФФН к грамоте……………………………….11
Глава 2: Особенности готовности обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН к грамоте……………………………………………………………15
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………….15
2.2. Принципы развития речи у детей с ФФН……………………………22
2.3. Программы развития речи у детей с ФФН к грамоте……………....27
2.4. Методы и приемы развития речи детей с ФФН к грамоте………….31
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………..38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………………………..5
Глава 2: Особенности готовности
обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН
к грамоте……………………………………………………………
2.2. Принципы развития
речи у детей с ФФН……………………………
2.3. Программы развития речи у детей с ФФН к грамоте……………....27
2.4. Методы и приемы развития речи детей с ФФН к грамоте………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исследователи в области педагогики и психологии всегда соглашались друг с другом в том, что хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
К сожалению, сегодня
наблюдается тенденция к
«Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», – писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка».
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают
большие трудности в овладении грамотой.
Ряд авторов в своих работах указывают
на взаимосвязь между состоянием речи
детей, уровнем их психического развития
и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова
Н.С., Ефименкова Л.Н.).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного
обучения детей с ФФН является обучение
грамоте.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.
Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.
Предмет – взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи курсовой работы:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• определить общую картину готовности детей к обучению грамоте;
• выявить взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей;
• изучить методы и приемы развития детей с ФФН грамоте.
Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
В силу своей звуковой материальной природы язык является средством общения людей. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
К усвоению звуковой стороны языка относятся 2 процесса, которые тесно связаны между собой:
Произносительная сторона речи начинает развиваться уже в младенчестве (крик и лепет). Однако язык как средство общения проявляется с первых слов, в возрасте от 1 года. Ближе ко 2ому году жизни произношение многих звуков еще плохо установлено, часто согласные звуки поддаются смягчению, слоговая структура слова передается нечетко. К 3ему году эти недостатки выравниваются, остается несовершенство в многосложных словах, дети часто заменят звуки друг на друга, сокращают слова или проглатывают слоги. В 4ом году жизни картина налаживается, но часто можно встретить замену звуков [р-л; р-ч], структура многосложных слов значительно удлиняется. На 5-6 году ребенок правильно должен произносить все звуки, воспроизводить отчетливо звукослоговую структуру слов [23, c.62].
Фонематическое восприятие играет важную роль в полноценном усвоении звуковой структуры речи, т.к. ребенок до 1ого года не может воспринимать речь взрослого на фонемном уровне.
Левина Р.Е. разделяет несколько этапов языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.
Ученые делят фонематическое различие на несколько уровней. Процесс различения и узнавания звуков формируется в первую очередь, т.е. развивается фонемное восприятие. Только позже дети начинают овладевать фонематическим анализом и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем [25, c.39].
Дети с ФФН – это дети болеющие ринолалией, дислалией, дизартрией, дети с акустико- и артикуляторно-фонематическими формами.
Авторы Р.Е.Левина, Г.А.Каше уделяют в своих трудах много внимания восприятию фонем речи, т.е. фонематическому восприятию.
Грамматика и лексика тесно связаны с фонетической стороной речи. Усвоив фонетическую сторону речи, дети начинают воспринимать и различать состав сложных и сложносоставных слов [7, c.98].
Как писала Р.Е. Левина: «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
У детей, которых отмечается нарушения восприятия и произношения фонем, наблюдается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков.
Ученые полагают, что слышимый звук при нарушении артикуляции ухудшает его восприятие.
На овладение звуковым анализом влияние оказывает уровень фонематического слуха. Выделяют уровни фонематического восприятия:
Характер нарушенного звукопрои
Существует несколько состояний относящихся ФФН:
У детей с ФФН состояние
звукопроизношения можно
Недостаточно сформированная артикуляционная моторика и ее нарушения являются причиной искаженного произношения.
Методику коррекции можно сформировать при знании нарушения звукопроизношения. Если замечены нарушения на фонетическом уровне, внимание следует уделять развитию общей и мелкой моторике артикуляционного аппарата, если же на фонематическом – необходимо развивать фонематический слух.
В случаях, когда количество дефектных звуков достигается большого количества, наблюдается нарушение слоговой структуры слова: скатерть – «катиль» или «катеть», велосипед – «сипед».
Как правило, речевое недоразвитие в большинстве случаях выражается не резко, только при правильном исследовании можно определить ошибки [18, c.45].
Лексико-грамматические стороны речи
Одной из выраженных особенностей речи детей с недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
При недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны [35, c.67].
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
В работах Н.С.Жуковой, Мастюковой Е.М., Т.Б.Филичевой, выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей недоразвитием речи.
Это неправильное употребление:
- окончаний имен
- падежных и родовых
окончаний количественных
- личных окончаний глаголов;
- окончаний глаголов в прошедшем времени;
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической
структуры предложения
Связанность речи
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей