Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.
Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………………………..5
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…………………….5
Особенности речи детей……………………………………………..7
Подготовка детей с ФФН к грамоте……………………………….11
Глава 2: Особенности готовности обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН к грамоте……………………………………………………………15
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………….15
2.2. Принципы развития речи у детей с ФФН……………………………22
2.3. Программы развития речи у детей с ФФН к грамоте……………....27
2.4. Методы и приемы развития речи детей с ФФН к грамоте………….31
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

ффн.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………………………..5

    1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…………………….5
    2. Особенности речи детей……………………………………………..7
    3. Подготовка детей с ФФН к грамоте……………………………….11

Глава 2: Особенности готовности обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН к грамоте……………………………………………………………15

    1. Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………….15

2.2. Принципы развития  речи у детей с ФФН……………………………22

2.3. Программы развития речи у детей с ФФН к грамоте……………....27

2.4. Методы и приемы  развития речи детей с ФФН  к грамоте………….31

Заключение…………………………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследователи в области  педагогики и психологии всегда соглашались друг с другом в том, что хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

К сожалению, сегодня  наблюдается тенденция к постоянному  увеличению числа дошкольников с  общим недоразвитием речи, что  ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность таких ребят к школьному обучению, в частности – умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме.

«Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка  было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», – писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка». 

В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н.).  
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ФФН является обучение грамоте. 

Актуальность данного  исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного  образования:

• потребности в новых  фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;

• потребности в разработке психологических рекомендаций и  в решении практических проблем  на основе использования психологических  знаний.

Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.

Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.

Предмет – взаимосвязь  между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей. 

Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи курсовой работы:

• провести теоретический  анализ литературы по проблеме;

• определить общую картину  готовности детей к обучению грамоте;

 • выявить взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей;

• изучить методы и приемы развития детей с ФФН грамоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

    1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

В силу своей звуковой материальной природы язык является средством общения людей. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

К усвоению звуковой стороны  языка относятся 2 процесса, которые  тесно связаны между собой:

    • процесс развития произносительной стороны речи;
    • процесс развития восприятия звуков речи [15, c.73].

Произносительная сторона  речи начинает развиваться уже в  младенчестве (крик и лепет). Однако язык как средство общения проявляется  с первых слов, в возрасте от 1 года. Ближе ко 2ому году жизни произношение многих звуков еще плохо установлено, часто согласные звуки поддаются смягчению, слоговая структура слова передается нечетко. К 3ему году эти недостатки выравниваются, остается несовершенство в многосложных словах, дети часто заменят звуки друг на друга, сокращают слова или проглатывают слоги. В 4ом году жизни картина налаживается, но часто можно встретить замену звуков [р-л; р-ч], структура многосложных слов значительно удлиняется. На 5-6 году  ребенок правильно должен произносить все звуки, воспроизводить отчетливо звукослоговую структуру слов [23, c.62].

Фонематическое восприятие играет важную роль в полноценном усвоении звуковой структуры речи, т.к. ребенок до 1ого года не может воспринимать речь взрослого на фонемном уровне.

Левина Р.Е. разделяет несколько этапов языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Ученые делят фонематическое различие на несколько уровней. Процесс различения и узнавания звуков формируется в первую очередь, т.е. развивается фонемное  восприятие. Только позже дети начинают овладевать фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов  формирования произношения у детей  с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем [25, c.39].

Дети с ФФН – это дети болеющие ринолалией, дислалией, дизартрией, дети с акустико- и артикуляторно-фонематическими формами.

Авторы Р.Е.Левина, Г.А.Каше уделяют в своих трудах много внимания восприятию фонем речи, т.е. фонематическому восприятию.

Грамматика и лексика тесно связаны с фонетической стороной речи. Усвоив фонетическую сторону речи, дети начинают воспринимать и различать состав сложных и сложносоставных слов [7, c.98].

Как писала Р.Е. Левина: «узловым образованием, ключевым моментом в  коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

У детей, которых отмечается нарушения восприятия и произношения фонем, наблюдается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков.

Ученые полагают, что слышимый звук при нарушении артикуляции ухудшает его восприятие.

На овладение звуковым анализом влияние оказывает уровень  фонематического слуха. Выделяют уровни фонематического восприятия:

    1. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
    2. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения [40, c.21].

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Такие дети не могут воспринимать в речи некоторые звуки или слоги. Они также могут столкнуться с трудностями при повторении за логопедом слогов с парными звуками, во время самостоятельного подбора слов, которые начинаются на определенный звук, во время выделения в слове начального звука.

Существует несколько состояний относящихся ФФН:

    • трудности в анализе нарушенных при произношении звуков;
    • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
    • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове [2, c.47].
    1. Особенности речи детей с ФФН

У детей с ФФН состояние  звукопроизношения можно охарактеризовать следующими особенностями:

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Простые по артикуляции звуки как правило заменят сложные: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. При отсутствии звука или замене его на другой, по артикуляционному признаку звуку, создаются условия для смешения этих фонем. У ребенка формируется артикулема во время смешения звуков, близким по аккустическим и артикуляционным признакам. Это приводит к смешанию звуков, которые принадлежат к разным фонетическим группам, на письме и во время чтения. Количество может доходить до 16-20 звуков. К основному числу неправильно употребляемых звуков относятся: несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]); [т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы] [11, c.58].
  2. Замена группы звуков диффузной артикуляцией, т.е. гласные верхнего подъема, губные и зубные согласные. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягчённого [ч].
  3. Нестойкое употребление звуков в речи. Многие из звуков при произнесении отдельно, произносят правильно. Однако, в речи они могут заменяться другими или вообще отсутствовать. Встречается, что ребенок может произносить и тот же звук в разных словах по-разному.
  4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искажать 2-4 звука или говорить без дефектов, но на слух не различает основное количество звуков [29, c. 78].

Недостаточно сформированная артикуляционная моторика и ее нарушения  являются причиной искаженного произношения.

Методику коррекции  можно сформировать при знании нарушения  звукопроизношения. Если замечены нарушения  на фонетическом уровне, внимание следует уделять развитию общей и мелкой моторике артикуляционного аппарата, если же на фонематическом – необходимо развивать фонематический слух.

В случаях, когда количество дефектных звуков достигается большого количества, наблюдается нарушение слоговой структуры слова: скатерть –  «катиль» или «катеть», велосипед – «сипед».

Как правило, речевое  недоразвитие в большинстве случаях  выражается не резко, только при правильном исследовании можно определить ошибки [18, c.45].

Лексико-грамматические стороны речи

Одной из выраженных особенностей речи детей с недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Бедность активного  словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают  слова, обозначающие ежедневные бытовые  действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны [35, c.67].

Овладение грамматическими  формами словоизменения, способами  словообразования, различными типами предложений происходит у детей  с недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С.Жуковой, Мастюковой Е.М., Т.Б.Филичевой, выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей недоразвитием речи.

Это неправильное употребление:

- окончаний имен существительных,  местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых  окончаний количественных числительных;

- личных окончаний  глаголов;

- окончаний глаголов  в прошедшем времени;

- предложно-падежных  конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных  конструкций [14, c.95].

Связанность речи

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей