Развитие связной речи дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования
Глава 2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида
Глава 3. Основные методические приемы обучения дошкольников рассказам по воображению
Глава 4. Занятия по обучению детей составлению творческих рассказов
Заключение. Анализ занятий.
Литература

Работа содержит 1 файл

Яна Логопедия.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Титульный лист

 

      Содержание

     Введение

     Глава 1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования

     Глава 2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида

     Глава 3. Основные методические приемы обучения дошкольников рассказам по воображению

     Глава 4. Занятия по обучению детей составлению творческих рассказов

Заключение. Анализ занятий.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
Введение

    На  протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали  формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко,  Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски  новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. 

    Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих  качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и  к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

    Обьектом  исследования в моей работе является процесс обучения, а предметом  – формы его организации.

    Целью  курсовой работы является выявление  таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу,  если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,  повысится уровень обучения школьников. Поэтому задачи моей работы следующие:

    • Необходимо изучить психолого-педагогические основы   форм организации процесса обучения
    • Сравнить традиционные  формы  с инновационными
    • Разработать новые формы обучения, способствующие активной познавательной деятельности учащихся.

    В процессе  обучения и его организации  мы видим чёткую направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.

   К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

   Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

   Монологическая  речь - это организованный и развёрнутый  вид речи. Этот вид речи более  произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать  подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

   Для обучения монологической речи детей  среднего дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление  описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

     Целью данной работы является:

     1) показать особенности рассказывания  по воображению, раскрыть методические приемы обучения творческому рассказыванию дошкольников. Дать содержание понятий «творчество», «речевое творчество», «рассказывание» и их взаимосвязь;

     2) описать, какие различия в приемах  обучения наблюдаются в зависимости  от задания (составление творческих рассказов об игрушке, по картине, на предложенный сюжет), указать, как применяется прием составления рассказа, сказки по частям;

     3) отметить, с помощью каких методических  приемов учит воспитатель дошкольников  составлять рассказы по воображению;

     4) подготовить и провести занятия по обучению детей составлению творческих рассказов (записать и проанализировать 3 детских рассказа).

 

      1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования 

     Исследования  психологов (Л.С. Выготский, С.Ф. Козлов, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях.

     Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.

     Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно-этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период. В  то же время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к речевому творчеству (придумывание сказок, рассказов по воображению, стихов, небылиц) (Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие). Еще ранее (к 2-3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К.И. Чуковскому).

     Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при  котором потребности «словотворить « отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение. И задача педагога в этот период – научить ребенка составлять рассказы по воображению.

     Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

     В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

     Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

     Развитие  связной речи ребенка-дошкольника  осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

     Конкретные  задачи обучения определены «Программой воспитания в детском саду». В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.

     Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов  работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

     Рассмотрим, каковы же содержание и особенности процесса формирования связной речи.

     Как уже отмечалось выше, с возрастом  ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего  мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

     В свою очередь постепенное овладение  связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью  как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

     Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.

     Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

     Программой  детского сада предусмотрена система  занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т. п.

     «Программа  воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно  отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

     В программе нет специального раздела  об обучении рассказыванию в младших  группах, так как с детьми этого  возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

     Особое  внимание на подготовительном этапе  уделяется формированию навыков  разговорной речи: дети учатся слушать  воспитателя, высказываться в присутствии  товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

Информация о работе Развитие связной речи дошкольника