Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)
 

 

Грамматический  строй речи.

 
Ф. И. Мн. Род. Пред Согласо- Уменьшитнльно- Падежные Общий
  число падеж ложно вание ласкательная конструк- средний
 
 
сущ. им. сущ. подежная сущ. форма сущ ции. балл.
 
 
 
 
 
 
форма. с прилаг.      
 
Никулочкин М. 2 1 1 2 1 1 1
Авдаков С. 2 3 2 3 3 2 3
Кысин П. 1 1 2 2 1 1 1
Щербаков  П. 2 2 3 3 3 2 3
Хохонов С. 2 2 2 2 3 2 2
Акимова А. 2 2 2 3 3 2 2
 

 

Фонематическое  восприятие.

 
Ф. И. Выделение звука  из ряда звуков. Повтор слогов за логопедом. Диффер. зв. по картинкам. Общий средний  балл.
Никулочкин  М. 1 1 1 1
Авдаков С. 2 2 2 2
Кысин П. 1 1 1 1
Щербаков  П. 2 2 2 2
Хохонов С. 2 2 2 2
Акимова А. 1 1 2 1
 

 

Слоговая  структура слова.

 
Ф. И. Назвать Повторить Употребление Общий
 
 
картинки. слова. слов со сложной средний балл.
 
 
 
 
 
 
слоговой  
 
 
 
 
 
 
 
структурой  в  
 
 
 
 
 
 
 
предложении.  
 
Никулочкин  М. 1 2 2 2
Авдаков С. 2 3 3 3
Кысин П. 1 2 1 1
Щербаков  П. 3 2 2 2
Хохонов С. 3 2 2 2
Акимова А. 2 2 1 2
 

 

Звукопроизношение.

 
Ф. И. Назвать картинки. Повторить за логопедом. Общий средний

балл.

Никулочкин  М. 1 1 1
Авдаков С. 2 3 3
Кысин П. 1 2 2
Щербаков  П. 2 3 3
Хохонов С. 2 3 3
Акимова А. 1 2 2
 

Экран звукопроизношения

 
 
 
Ф. И. 0. С С 3 3 Ц Ч Щ Ш Ж Л Л Р Р Й Г К Х Б П Д Т
 
 
Никулочкин  М.
 
 
Авдаков С. ●●
 
 
Кысин П.
 
 
Щербаков П.
 
 
Хохонов С. ●●
 
 
Акимова А.
Ф. И. Общее

развитие.

Связная речь. Словарь. Грамматический строй речи. Звуко-произ  нош. Фонема-тич. воспр. Слоговая

структура слова.

Общий средний

балл.

Никулочкин  М. 2 2 1 1 1 1 2 1
Авдаков С. 3 3 3 3 3 2 3 3
Кысин П. 2 1 2 1 2 1 1 1
Щербаков  П. 2 2 2 3 3 2 2 2
Хохонов С. 3 2 2 2 3 2 2 2
Акимова А. 2 2 2 2 2 1 2 2
 
Уровень Количество  баллов Количество  человек
Высокий 3 1
Средний 2 3
Низкий 1 2
 

Результаты выполнения заданий оцениваются как

 «Выполнено правильно» -3 балла

 «Выполнено с ошибками» -2 балла

 «Выполнено неправильно» -1 балл.

 

 

 

 
 

Высокий уровень         Средний уровень            Низкий уровень

16.6%                                  50%                                       33.3 %

Старшая логопедическая группа.

 
 
№ п/п Ф. И. 0.

ка

Год рождения Заключение  ПМПК Уровень
 
1

2

3

4

5

6

 
Никулочкин  М. Авдаков С.

Кысин П.

Щербаков П. Хохонов  С.

Акимова А.

 
02.10.98. 19.08.98 22.04.98. 10.08.98. 02.06.98.

14.07.98.

 
ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия.

ФФНР. Ст. дизартрия

 
 
 
   
 
 
 

 

    Логопедическое  обследование показало, что в группе из шести человек один ребенок с высоким уровнем речевого развития, имеющий только нарушение звукопроизношения (Авдаков С.).Со средним уровнем речевого развития в группе -3 человека (Акимова А., Щербаков П., Хохонов С.). У этих детей, помимо звукопроизношения, страдает лексико-грамматичекий строй речи. Детей с низким уровнем речевого развития в группе двое.(Кысин П.» и Никулочкин М.) В заключении психоневролога у все х ребят имеет место диагноз: фонетико-фонематическое нарушение речи.

 

     III. Обучающий эксперимент

    3.1 Значение игровой деятельности в процессе формирования  фонетика-фонематических навыков.

    Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность  различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том-дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ж» и «ш», другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные («т» и «ть», «с» и «сь»). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

    В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые  рекомендуется использовать в целях  коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Дидактические игры с движением снимают нагрузку, связанную с сидением, повышают работоспособность детей, повышают качество усвоения знаний. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмическими движениями. Речь детей под действием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В игре дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами. Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительном отношении детей к заданию.

 

     Игры, используемые на логопедических занятиях имеют следующие цели:

    • Постановка речевого дыхания.
    • Развитие фонематического восприятия.
    • Совершенствование слоговой структуры слова.
    • Овладение навыком звуко -буквенного анализа.
    • Отработка четкой артикуляции звуков.
    • Развитие навыка слогового анализа слова.
    • Развитие грамматического строя речи.
    • Развитие фразовой речи.
    • Увеличение словарного запаса.
    • Развитие памяти, внимания, мышления и восприятия.
    • Развитие координации и темпа движений.

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности