Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
Грамматический строй речи.
|
Фонематическое восприятие.
Ф. И. | Выделение звука из ряда звуков. | Повтор слогов за логопедом. | Диффер. зв. по картинкам. | Общий средний балл. |
Никулочкин М. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Авдаков С. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Кысин П. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Щербаков П. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Хохонов С. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Акимова А. | 1 | 1 | 2 | 1 |
Слоговая структура слова.
|
Звукопроизношение.
Ф. И. | Назвать картинки. | Повторить за логопедом. | Общий средний
балл. |
Никулочкин М. | 1 | 1 | 1 |
Авдаков С. | 2 | 3 | 3 |
Кысин П. | 1 | 2 | 2 |
Щербаков П. | 2 | 3 | 3 |
Хохонов С. | 2 | 3 | 3 |
Акимова А. | 1 | 2 | 2 |
Экран звукопроизношения
|
Ф. И. 0. | С | С | 3 | 3 | Ц | Ч | Щ | Ш | Ж | Л | Л | Р | Р | Й | Г | К | Х | Б | П | Д | Т | |||||||||
|
Никулочкин М. | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
|
Авдаков С. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ● | ○ | ○ | ●● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
|
Кысин П. | ● | ● | ● | ● | ○ | ○ | ● | ○ | ○ | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
|
Щербаков П. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
|
Хохонов С. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ○ | ○ | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ●● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
|
Акимова А. | ○ | ○ | ○ | ○ | ● | ○ | ○ | ○ | ○ | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |||||||||
Ф. И. | Общее
развитие. |
Связная речь. | Словарь. | Грамматический строй речи. | Звуко-произ нош. | Фонема-тич. воспр. | Слоговая
структура слова. |
Общий средний
балл. | |||||||||||||||||||||||
Никулочкин М. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Авдаков С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Кысин П. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Щербаков П. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
Хохонов С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
Акимова А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Уровень | Количество баллов | Количество человек |
Высокий | 3 | 1 |
Средний | 2 | 3 |
Низкий | 1 | 2 |
Результаты выполнения заданий оцениваются как
«Выполнено правильно» -3 балла
«Выполнено с ошибками» -2 балла
«Выполнено неправильно» -1 балл.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
16.6%
50%
Старшая логопедическая группа.
№ п/п | Ф. И. 0.
ка |
Год рождения | Заключение ПМПК | Уровень | ||
1 2 3 4 5 6 |
Никулочкин М. Авдаков С. Кысин П. Щербаков П. Хохонов С. Акимова А. |
02.10.98. 19.08.98 22.04.98. 10.08.98. 02.06.98. 14.07.98. |
ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия |
|
||
|
Логопедическое обследование показало, что в группе из шести человек один ребенок с высоким уровнем речевого развития, имеющий только нарушение звукопроизношения (Авдаков С.).Со средним уровнем речевого развития в группе -3 человека (Акимова А., Щербаков П., Хохонов С.). У этих детей, помимо звукопроизношения, страдает лексико-грамматичекий строй речи. Детей с низким уровнем речевого развития в группе двое.(Кысин П.» и Никулочкин М.) В заключении психоневролога у все х ребят имеет место диагноз: фонетико-фонематическое нарушение речи.
III. Обучающий эксперимент
3.1 Значение игровой деятельности в процессе формирования фонетика-фонематических навыков.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том-дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ж» и «ш», другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные («т» и «ть», «с» и «сь»). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Дидактические игры с движением снимают нагрузку, связанную с сидением, повышают работоспособность детей, повышают качество усвоения знаний. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмическими движениями. Речь детей под действием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В игре дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами. Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительном отношении детей к заданию.
Игры, используемые на логопедических занятиях имеют следующие цели: