Автор: Y*********@Gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672), которого называют отцом научной педагогики. Он давал рекомендации по формированию речи на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе восприятия вещей — обогащению, называнию словом того, что ребенок видит.
1. Анализ теоретических подходов к проблеме формирования связной речи дошкольников………………………………………………………..3
2. Связная речь как сторона общего развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………15
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кузбасская государственная педагогическая академия
Факультет
дошкольной и коррекционной
педагогики и психологии
Контрольная работа
по курсу „Онтогенез речевого развития”
Тема:
«Развитие связной
речи дошкольников»
Новокузнецк 2010г.
Содержание.
1.
Анализ теоретических
подходов к проблеме
формирования связной
речи дошкольников………………………………………………
2. Связная речь как сторона общего развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………8
Список
литературы……………………………………………………
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, и даются некоторые советы.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672), которого называют отцом научной педагогики. Он давал рекомендации по формированию речи на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе восприятия вещей — обогащению, называнию словом того, что ребенок видит.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.
В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:
- Обучение слову, или средству ознакомления с отдельными
предметами;
- Обучение речи, или средству научится ясно выражаться о
предметах.
В первой половине 20 века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870-1952). Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последние включает упражнение в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскутки и катушки). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах С. Полоцкого, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова. Особая роль в обучении русских детей на родном языке принадлежит М.В. Ломоносову, осуществившему реформу русского языка и выступавшему за национальное образование и воспитание на родном языке. Видные деятели в области народного просвещения, литературы И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Е.О. Гугель, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов настойчиво боролись за воспитание и обучение детей с ранних лет на родном языке.
Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824-1870). К.Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством — не сделает его действительно своим духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели:
• Развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• Усвоение форм языка, выработанных как народом, так и
художественной литературой;
• Усвоение
грамматики, или логики, языка.
Непосредственной ученицей и последовательницей
Ушинского была
Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923), она изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. Развитие речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта.
Большое место вопросы развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста заняли в практической деятельности Евгении Ивановны Конради (1838-1898), Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), Марии Хрисановны Свентицкой (1855-1932). Всех этих ученых объединяло стремление создать систему дошкольного воспитания, учитывающую национальные особенности России.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873-1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира.
Огромное влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
Многие работы Евгении Александровны Флериной (1889-1952) посвящены вопросам развития речи детей. Большой интерес представляют мысли Флериной об обучении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.
В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла Ольга Ивановна Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах
Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик С.Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром.
Мари Митрофановна Конина (1913-1991) - непосредственная ученица Е.А. Флериной провела ряд экспериментальных исследований по теме «Роль картинки в обучении родному языку детей дошкольного возраста». Предметом научного исследования Кониной были малоизученные в 50-70-е годы проблемы: формирование грамматического строя речи, словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Вера Иосифовна Логинова (1932-1992) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами из которых они изготовлены, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Развитие словаря детей Логинова рассматривала в связи с овладением детьми понятиями
Алиса Михайловна Бородич (род.в 1926г.) внесла вклад в разработку методики обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, в систематизацию и осмысление методики как научной и учебной дисциплины, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике .Ей принадлежит заслуга теоретического обобщения методики развития речи в учебном пособии для высших учебных заведений «Методика развития речи детей», сыгравшего большую роль в подготовке специалистов.
Безусловно,
это далеко не полный перечень авторов
занимающихся проблемами развития речи
детей дошкольного возраста, но уже по
приведенным примерам, мы видим как необходимо
объективное изучение отечественного
и зарубежного опыта, осмысление национальных
традиций в области обучения родному языку
и речи для дальнейшего обогащения методики
развития речи детей как науки.
Владение
родным языком - это не только умение
правильно построить
Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, что бы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно из самого контекста речи. Такую речь называют контекстной речью. Речь, для понимания которой необходимо учесть ту или иную конкретную ситуацию, т.е. ситуативная речь отличается от контекстной по своей сущности. Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по господствующей ее черте, никаким образом нельзя внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, всякая речь связана с определенной ситуацией. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и во внутреннем проникновении. Основная линия развития речи ребенка, в этом аспекте, заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок переходит к овладению и контекстной речью. Когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее - они сосуществуют и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить и от характера самого сообщения. По мере развития изменяются и содержания и функции речи, в процессе общения и обучения ребенок овладевает формой связной, контекстной речью.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика, его умение осмыслить воспринимаемое и, выразить его правильной, четкой, логичной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, сто внешняя формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить правильный смысл слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи.