Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
5. Физкультминутка.
Хомка- хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три,четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.
6. Игра: « Угадай букву».
Дети по очереди выходят к доске и изображают одну из повторяемых букв. Дети угадывают.
7. Согласование числительных с сущ.
Задание: «Посчитай предметы».
Один карандаш, -
Два карандаша,
Три карандаша,
Шесть карандашей.
8. Преобразование слогов.
Игра: «Испорченный телефон».
Педагог дает задание, преобразовать прямой слог в
обратный, т.е. поменять звуки местами.
Логопед произносит слог «ТА»
Ребенок отвечает «АТ»
10. Повторение темы «Дикие
Игра: «Что лишнее?»
Из множества картинок с изображением диких животных затерялась одна с домашним. Дети должны ее определить.
Затем задание предлагается наоборот: найти среди домашних животных одно дикое.
11. Итог занятия.
Число: 02.12.03.
Тема: «Повторенне гласных: А, О, У, И».
Цели:
1.
Закрепить навыки различения
и правильного произношения
2.
Развивать фонематнческий слух.
3. Согласование притяжательных местоимений с именами сущ.
4.
Продолжение формирования
5.
Повторение темы «Домашние
6. Развитие памяти, внимания, мышления.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Садится тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука «а», «у», «и», «о».
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед показывает картинку, а дети выполняют упражнения:
«Грибок».
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка
Шляпка на макушке
Рот открыт. Язык присосать к небу и удерживать в таком положении на счет от 1 до 10.
«Гармошка».
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Рот открыт. Язык прижат к небу. Не изменяя положения губ и языка, опускать и поднимать нижнюю челюсть.
«Лошадка».
Ну и лошадка!
Шерстка гладка.
Чисто умыта
С головы до копыта.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присосать к небу и со щелчком оторвать.
3. Пальчиковаи гимнастика.
«Цветок»
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
Кисти рук плотно прижаты (сомкнуты лепестки цветка). Подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон. Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывающийся цветок.
4.
Работа над правильным
Игра: «Угадай звук но схематичному изображению».
Детям педагог демонстрирует карточку со схематичным изображением звука. Дети хором произносят соответствующий звук. (См. приложение №)
5. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Ножками топают,
Ручками хлопают
Головками кивают
И тихо приседают.
6. Согласование притяжательных
Педагог задает вопрос детям:
О чем можно сказать
МОЙ
МОЯ
МОЁ
МОИ
7. Анализ и синтез слогов:
АП, ИП, УП, ОП.
Игра: «Скажи мягко»
Игра проводится с мячом. Педагог бросает мяч ребенку и произносит слог. Ученик бросает мяч обратно и произносит слог мягко.
Речевой материал:
ПА – ПЯ
ТА – ТЯ
КО – КЁ
ТЫ – ТИ
МУ – МЮ
ХЫ – ХИ
8.
Повторение темы «Домашние
Игра «Назови детенышей»
Педагог называет птицу, а дети называют ее детенышей.
Речевой материал:
Утка - утята
Курица – цыплята
Индюк – индюшата
Гусь - гусята
9.
Итог урока. Приведение в
Число: 09.12.03.
Тема: «Звук и буква С, СЬ».
Цели:
1.
Закрепление навыка
2.
Выделение этих звуков в
3. Развитие фонематического слуха.
4.
Закрепление навыка деления
5.
Воспитание уважения к
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед произносит твердый согл., а дети отвечают тем же, но в мягком варианте.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4.
Развитие фонематического
Отгадывание загадок:
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
(Сосулька)
Сидит молчит, лежит молчит,
А когда умрет, - ревет.
(Снег)
С горы лечу на скакуне,
А вот обратно он на мне.
(Санки)
Определение первого звука в словах: сосулька, снег, санки
Закрепление навыка произношения и различения звуков С и СЬ.
Игра: «Разложи слова в корзины».
В одну корзину складываем картинки со звуком «с» (в синюю корзину), а в зеленую со звуком «сь».
5. Определение места звука в слове.
Игра: «Где спряталси звук?».
На доску вывешивается схематичное изображение птички, разделенное на три части, которые соответствуют началу слова (голова), середина слова (тело) и конец слова (хвост).
Начало слова Середина слова Конец слова.
6. Физкультминутка.
Скок – поскок, скок – поскок, зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, в чехарду играть завет. Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.
7. Демонстрация буквы «С».
-Сравнение буквы с похожими предметами.
-Выкладывание буквы из счетных палочек.
-Печатание буквы в тетради.
8. Игра «Доскажи словечко».
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ....
(снегири).
Это тесный – тесный дом
Сто сестричек жмутся в нем.
Может вспыхнуть как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими ....
(спичками).
9. Деление слов на слоги.
Игра «Посели слово в домик»
На доске вывешиваются три домика: первый домик с одним окошком, второй с двумя, третий с тремя окошками. Педагог произносит слово.
Дети отхлопывают слоги и по количеству слогов находят домик для слова.
1 слог 2 слога 3 слога
10. Итог урока.
Число: 23.12.03.
Тема: «Звуки С, СЬ, 3, ЗЬ».
Цели:
1.
Закрепить навык четкого
2.
Закрепить правильное
3. Учить звукослоговому анализу слов.
4. Работать над предложением.
5.
Закрепить правильное