Алалия-как системное недоразвитие речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы

Работа содержит 1 файл

Алалия.docx

— 41.93 Кб (Скачать)
 

Алалия - отсутствие или  недоразвитие речи вследствие органического  пораженияречевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитияребенка.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет.Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречаетсяпримерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можносчитать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что умальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы

Причины возникновения  синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетическиефакторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальномпериоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации,хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и паденияматери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременностис угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие кактуберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальныйпериод не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятновлияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. Внатальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применениесредств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка сродовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов можетобуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимыхдля своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периодеразвития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционныйгепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматическиезаболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервнойсистемы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологическихфакторов, в постнатальном периоде развития возможно также действиесоциально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых иинтеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методывоспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией,многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалииследует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляютречевую недостаточность.

Вопрос о механизмах алалии во многом не раскрыт. Сторонники сенсомоторногоподхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорнойсторон речи.

Несовершенство моторной стороны речи: у детей с алалией  поражениецентрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора ведет кнесовершенству его работы. Это и лежит в основе нарушения экспрессивной речи. Вчастности, большая роль отводится артикуляторной апраксии, из-за которойребенок затрудняется в производстве артикуляционных движений. Несовершенствосенсорной стороны речи связано с неполноценностью работы центрального отделаречеслухового анализатора, результатом чего является недостаточностьфонематического восприятия, следовательно, плохое понимание речи.

Сторонники психологического подхода связывают механизм алалии снедостаточной сформированностью психических функций ребенка: памяти, внимания,мыслительных процессов. Недостаточность высших психических функций и снижениепсихической активности может вести к грубым нарушениям формирования речи.

Сторонники языкового  подхода говорят о том, что  алалия прежде всего языковоерасстройство и ее механизм в расстройстве производства языковых операций впроцессе порождения или восприятия речевого высказывания. Нарушение затрагиваетименно языковой этап порождения или восприятия речи.

Симптоматика алалии:

В результате органического  поражения головного мозга у  детей с алалией могутнаблюдаться недостатки со стороны некоторых мозговых структур. Вследствиеэтого, симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничиваетсянарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждомконкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть отлокализации и тяжести органического поражения, от общего соматическогосостояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей егосреды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевыесимптомы.

Неврологическая симптоматика: может иметь выраженный, а чаще стертыйхарактер. У детей с алалией может наблюдаться неврологическаямикросимптоматика, свидетельствующая о неблагополучии со стороны центральнойнервной системы (нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастичность,паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.). Иногда у такихдетей выявляется синдром ММД.

Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическимисимптомами являются апраксия и агнозия.

Апраксия - расстройство произвольных движений (чаще всего  выражены состороны тонкой и артикуляционной моторики). Ребенок затрудняется в выполнениикакого-либо действия, требующего дифференцированных движений пальцев, поподражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характернодля моторной алалии).

Агнозия - расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так ислуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности(слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, несоотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозияпроявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.

Зрительная агнозия  в случае грубого поражения выражается в невозможностизрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляетсяизбирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, величине,нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв,различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей салалией наблюдается астериогноз (нарушение узнавания на ощупь).

Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях  от нормы вразвитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия,тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании,развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдаетслухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальноеразвитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи)).

При алалии дети не получают достаточного запаса сведений из процесса общенияс окружающими. Много исследователей уделяли большое внимание интеллектуальномуразвитию детей с алалией и отмечали, что у этих детей есть некоторыеинтеллектуальные особенности: примитивизм, конкретность мышления, пробелы взнаниях, трудности в овладении понятиями. Все эти проблемы усугубляются общимснижением работоспособности детей-алаликов, высокой утомляемостью, слабостьюпроизвольного внимания.

Некоторое интеллектуальное отставание детей с алалией резко  отличается ототставания детей с олигофренией:

  • у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой
  • у детей с алалией некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с олигофренией - диффузный
  • у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.

Особенности эмоционально-волевой  сферы: у детей с алалией часто  наблюдаетсяпсихический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенностиэмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильностинастроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некотораядурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игроваядеятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий,чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой можетбыть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. Удетей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдатьсяпроявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежеланиевступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затрудненияхследует отказ от начатой деятельности.

Речевая симптоматика: выражена обширно, разнообразно, что  обусловленосистемностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любойформе алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь. У детей салалией своеобразно протекает развитие речи, даже если речь начинаетразвиваться самостоятельно, она не складывается в систему, ребенок усваиваетлишь отдельные фрагменты этой системы, не постигая в своем практическом опытевсех языковых закономерностей. Выраженное недоразвитие речи ребенка проявляетсяво всех ее компонентах.

Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубоеискажение звукослоговой структуры слов, не развиты фонематические функции(ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).

Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов поразличным признакам, трудности актуализации словаря.

Грамматический строй  речи: дети медленно, дефектно овладеваютсловоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речивыраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями детисамостоятельно не овладевают.

Классификация алалии:

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения  головногомозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена  нарушениями центрального (коркового) отделаречедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужуюречь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей смоторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательногоанализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентнуюалалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной  зоны корыголовного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в нормеотвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений,поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. Принарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия(или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельныхартикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильнаяартикуляция в речи закрепляется с трудом.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны корыголовного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который внорме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексовдвигательных программ. При эфферентной моторной алалии может наблюдатьсякинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенкастрадает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудновключиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искаженаслоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второйплан), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторениеодних и тех же элементов речи).

  • Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины - центр Вернике. Эта форма алалии выделяется не всеми авторами.
  • Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии)
  • Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

Моторная (экспрессивная) алалия:

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной  речи центральногоорганического характера, обусловленное несформированностью языковых операцийпроцесса порождения речевого высказывания при относительной сохранностисмысловых и сенсомоторных операций.

Информация о работе Алалия-как системное недоразвитие речи