Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 23:31, реферат
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического пораженияречевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитияребенка.
Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет.Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречаетсяпримерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можносчитать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что умальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы
Причины возникновения
синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетическиефакторы
могут действовать в разные периоды развития
ребенка. В пренатальномпериоде причинами
возникновения алалии могут выступать
интоксикации,хронические заболевания
матери, нарушения кровообращения плода,
ушибы и паденияматери с последующей травматизацией
плода, неблагоприятное течение беременностис
угрозой выкидыша, врожденная отягощенность
(болезни родителей, такие кактуберкулез,
сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных
факторов в пренатальныйпериод не только
обуславливает органическое поражение
мозга и неблагоприятновлияет на развитие
плода, но и отрицательно влияет на течение
родов. Внатальном периоде причинами могут
стать: патология родов (неудачное применениесредств
родовспоможения, затяжные или стремительные
роды, рождение ребенка сродовой опухолью,
гематомой, в асфиксии и др.). Действие
таких факторов можетобуславливать нарушения
формирования межсистемных мозговых связей,
необходимыхдля своевременного и полноценного
развития речи. В постнатальном периодеразвития
отрицательно могут сказаться ранние
травмы головы, инфекционныйгепатит, менингит,
менингоэнцефалит, длительно текущие
соматическиезаболевания, цепочка детских
инфекций, вызывающих истощение центральной
нервнойсистемы и отрицательно влияющих
на ее развитие. Кроме действия биологическихфакторов,
в постнатальном периоде развития возможно
также действиесоциально-
Вопрос о механизмах алалии во многом не раскрыт. Сторонники сенсомоторногоподхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорнойсторон речи.
Несовершенство моторной стороны речи: у детей с алалией поражениецентрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора ведет кнесовершенству его работы. Это и лежит в основе нарушения экспрессивной речи. Вчастности, большая роль отводится артикуляторной апраксии, из-за которойребенок затрудняется в производстве артикуляционных движений. Несовершенствосенсорной стороны речи связано с неполноценностью работы центрального отделаречеслухового анализатора, результатом чего является недостаточностьфонематического восприятия, следовательно, плохое понимание речи.
Сторонники психологического подхода связывают механизм алалии снедостаточной сформированностью психических функций ребенка: памяти, внимания,мыслительных процессов. Недостаточность высших психических функций и снижениепсихической активности может вести к грубым нарушениям формирования речи.
Сторонники языкового подхода говорят о том, что алалия прежде всего языковоерасстройство и ее механизм в расстройстве производства языковых операций впроцессе порождения или восприятия речевого высказывания. Нарушение затрагиваетименно языковой этап порождения или восприятия речи.
Симптоматика алалии:
В результате органического
поражения головного мозга у
детей с алалией
Неврологическая симптоматика:
может иметь выраженный, а чаще стертыйхарактер.
У детей с алалией может наблюдаться неврологическаямикросимптомати
Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическимисимптомами являются апраксия и агнозия.
Апраксия - расстройство произвольных движений (чаще всего выражены состороны тонкой и артикуляционной моторики). Ребенок затрудняется в выполнениикакого-либо действия, требующего дифференцированных движений пальцев, поподражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характернодля моторной алалии).
Агнозия - расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так ислуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности(слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, несоотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозияпроявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.
Зрительная агнозия в случае грубого поражения выражается в невозможностизрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляетсяизбирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, величине,нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв,различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей салалией наблюдается астериогноз (нарушение узнавания на ощупь).
Психопатологическая
симптоматика: проявляется в отклонениях
от нормы вразвитии сенсорных функций
(зрительного восприятия, слухового восприятия,тактильно-
При алалии дети не получают достаточного запаса сведений из процесса общенияс окружающими. Много исследователей уделяли большое внимание интеллектуальномуразвитию детей с алалией и отмечали, что у этих детей есть некоторыеинтеллектуальные особенности: примитивизм, конкретность мышления, пробелы взнаниях, трудности в овладении понятиями. Все эти проблемы усугубляются общимснижением работоспособности детей-алаликов, высокой утомляемостью, слабостьюпроизвольного внимания.
Некоторое интеллектуальное отставание детей с алалией резко отличается ототставания детей с олигофренией:
Особенности эмоционально-волевой
сферы: у детей с алалией часто
наблюдаетсяпсихический инфантилизм,
одной из характерных черт которого являются
особенностиэмоционально-
Речевая симптоматика: выражена обширно, разнообразно, что обусловленосистемностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любойформе алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь. У детей салалией своеобразно протекает развитие речи, даже если речь начинаетразвиваться самостоятельно, она не складывается в систему, ребенок усваиваетлишь отдельные фрагменты этой системы, не постигая в своем практическом опытевсех языковых закономерностей. Выраженное недоразвитие речи ребенка проявляетсяво всех ее компонентах.
Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубоеискажение звукослоговой структуры слов, не развиты фонематические функции(ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).
Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов поразличным признакам, трудности актуализации словаря.
Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладеваютсловоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речивыраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями детисамостоятельно не овладевают.
Классификация алалии:
Топологическая (клиническая) классификация:
В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения головногомозга при алалии.
Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отделаречедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужуюречь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей смоторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательногоанализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентнуюалалию.
Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны корыголовного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в нормеотвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений,поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. Принарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия(или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельныхартикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильнаяартикуляция в речи закрепляется с трудом.
Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны корыголовного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который внорме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексовдвигательных программ. При эфферентной моторной алалии может наблюдатьсякинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенкастрадает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудновключиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искаженаслоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второйплан), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторениеодних и тех же элементов речи).
Моторная (экспрессивная) алалия:
Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центральногоорганического характера, обусловленное несформированностью языковых операцийпроцесса порождения речевого высказывания при относительной сохранностисмысловых и сенсомоторных операций.