Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
Учитывая нарушения речи у старших дошкольников, логопед должен стремиться вовлечь в учебно-воспитательный процесс и воспитателей, и родителей, помогая им в организации коррекционной работы. Воспитателем в группе в течение недели отрабатывается одна из лексических тем. План отработки лексической темы определяет логопед.
Примерный план занятия на тему: «Животные наших лесов»
1. Знать названия диких животных и их детенышей:
лиса-лисята, волк-волчата, медведь-медвежата,
заяц-зайчата, еж-ежата, белка-бельчата.
2.Знать где живут и чем питаются дикие животные.
З.Игра: «Угадай, кто это»
Бурый, косолапый, неуклюжий...
Серый, зубастый, страшный...
Хитрая, пушистая, рыжая...
4.Употребление притяжательных прилагательных.
Моя лиса, мой волк, мой...
5.Множественное число.
Лиса -лисы, медведь -медведи,
Волк -волки, заяц -зайцы,
Белка -белки, еж -ежи.
6.Уменьшительно —ласкательные суффиксы.
Медведь - мишка, лиса -лисичка.
7.Согласование сущ. с числительными.
2 медведя -5 медведей.
2 белки —5 белок.
8.Составление описательного рассказа по плану:
Название животного.
Где живет?
Название жилища.
Внешний вид.
Чем питается?
Детеныши.
Логопед в на стенде в конце каждой недели вывешивает домашнее задание для родителей на выходные дни.
Домашнее задание на тему:
«Животные наших лесов».
(Задание вывешивается на стенд для родителей).
1. Знать животных наших лесов.
2. Игра: «У кого кто?»
У медведя – медвежонок
У лисы -...
У волка -...
У зайца -...
У ежа -...
3. Игра: «Кто где живет?»
В норе живет кто?
В берлоге...
В дупле...
4. Посчитать до пяти детенышей каждого животного.
5. Закончить предложение:
Ежиха заботится о ежатах.
Зайчиха - ...
Лиса -...
Волчица -...
6. Игра: «Кто с кем гуляет?».
Лиса гуляет с лисятами.
Волк -...
Медведь -...
Заяц -...
Белка -...
7. Наклеить в тетрадь картинки с изображением домашних животных.
Лексические темы определены программой (авт.Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина,) для старшей логопедической группы и распределены по неделям на год. Распределение тем отражено в перспективном плане работы логопеда. На каждую лексическую тему отводится одна неделя.
Перспективный план работы в старшей логопедической группе.
|
| |||||||
|
3 | П, | П- | Анализ обратных | Употребление | Осень | «Узнай букву», |
|
|
ПЬ | ПЬ | слогов. | категорий | |
«Соревнование», |
|
|
|
|
|
прошедшего времени | |
«Собери слова в |
|
|
|
|
|
глаголов мн. числа. | |
корзину», |
|
|
|
|
|
|
|
«Скажи мягко» |
|
4 | Т, ТЬ | Т - ТЬ | Преобразование обратных слогов путем изменения одного звука. | Составление предложений по демонстрации действий. | Обувь | «Угадай слово»,
«Узнай букву», «Изобрази названный предмет», «Скажи мягко», |
|
|
|
|
|
|
|
«Том и Тим». |
|
1 | П, Т
К |
П - Т | Выделение зв. в ряду других звуков и нахождение их в слове | Закрепление навыка
согласования прил. с сущ. в роде,
числе и
падеже |
Животные наших лесов | «Угадай слово»,
«Узнай букву», «Выбери животных», «Закончи |
|
|
|
|
предложение»,
«Измени слово», «Составь | |||
|
|
|
|
|
|
|
предложение». |
|
|