Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)

    Учитывая  нарушения речи у старших дошкольников, логопед должен стремиться вовлечь в учебно-воспитательный процесс и воспитателей, и родителей, помогая им в организации коррекционной работы. Воспитателем в группе в течение недели отрабатывается одна из лексических тем. План отработки лексической темы определяет логопед.

    Примерный план занятия на тему: «Животные наших лесов»

    1. Знать названия диких животных и их детенышей:

     лиса-лисята, волк-волчата, медведь-медвежата,

     заяц-зайчата, еж-ежата, белка-бельчата.

    2.Знать где живут и чем питаются дикие животные.

    З.Игра: «Угадай, кто это»

       Бурый, косолапый, неуклюжий...

       Серый, зубастый, страшный...

       Хитрая, пушистая, рыжая...

    4.Употребление притяжательных прилагательных.

       Моя лиса, мой волк, мой...

    5.Множественное число.

       Лиса -лисы, медведь -медведи,

       Волк -волки, заяц -зайцы,

       Белка -белки, еж -ежи.

    6.Уменьшительно —ласкательные суффиксы.

       Медведь - мишка, лиса -лисичка.

    7.Согласование сущ. с числительными.

       2 медведя -5 медведей.

       2 белки —5 белок.

    8.Составление описательного рассказа по плану:

       Название животного.

       Где живет?

       Название  жилища.

       Внешний вид.

       Чем питается?

       Детеныши.

    Логопед в на стенде в конце каждой недели вывешивает домашнее задание для  родителей на выходные дни.

    Домашнее  задание на тему:

    «Животные наших лесов».

    (Задание  вывешивается на стенд для родителей).

    1. Знать животных наших лесов.

    2. Игра: «У кого кто?»

       У медведя – медвежонок

       У лисы -...

       У волка -...

       У зайца -...

       У ежа -...

    3. Игра: «Кто где живет?»

       В норе живет кто?

       В берлоге...

       В дупле...

    4. Посчитать до пяти детенышей каждого животного.

    5. Закончить предложение:

       Ежиха заботится о ежатах.

       Зайчиха - ...

       Лиса -...

       Волчица -...

    6. Игра: «Кто с кем гуляет?».

       Лиса  гуляет с лисятами.

       Волк -...

       Медведь -...

       Заяц -...

       Белка -...

    7. Наклеить в тетрадь картинки с изображением домашних животных.

    Лексические темы определены программой (авт.Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина,) для старшей логопедической группы и распределены по неделям на год. Распределение тем отражено в перспективном плане работы логопеда. На каждую лексическую тему отводится одна неделя.

 

 

Перспективный план работы в старшей логопедической группе.

М Н Звук, Диффер. Звуковой Грамматический Лексич. Игры
е е буква. звуков. анализ и  синтез. строй речи. тема.  
 
с д      
 
 
 
 
 
 
 
я е  
 
   
 
 
 
 
 
 
 
ц л  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
я  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 А, У  
 
Выделение гл. зв. Согласлвание  прил. с Осень «Услышь звук»,
 
 
 
 
 
 
 
 
из ряда других сущ. в роде, числе.  
 
«Угадай слово»
 
 
 
 
 
 
 
 
звуков. Образование формы  
 
«Чего не стало?»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
род. над. с предлогом «у».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
2 У, А, У- Выделение Согласование Лес, «Услышь звук»,
 
 
 
 
И А-

И

ударного гл. из

начала слова.

Притяжательных

местоимений с  сущ.

деревья «Угадай слово»,

«Поймай звук»,

 
 
 
 
 
 
  Выделение м., ср., ж., рода.  
 
«Узнай букву»
 
 
 
 
 
 
 
 
первого и Категория числа и  
 
«Кто что  слышит»
 
 
 
 
 
 
 
 
последнего  зв. в лица глаголов  
 
«Собери слова  в
 
 
 
 
 
 
 
 
слове. настоящего  времени.  
 
корзину»
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 П, П- Анализ обратных Употребление Осень «Узнай букву»,
 
 
 
 
ПЬ ПЬ слогов. категорий  
 
«Соревнование»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
прошедшего  времени  
 
«Собери слова  в
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
глаголов мн. числа.  
 
корзину»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Скажи мягко»
 
 
4 Т, ТЬ Т - ТЬ Преобразование  обратных слогов путем изменения  одного звука. Составление предложений  по демонстрации действий. Обувь «Угадай слово»,

«Узнай букву»,

«Изобрази названный  предмет»,

«Скажи мягко»,

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Том и Тим».
 
 
1 П, Т

К

П - Т Выделение зв. в ряду других звуков и нахождение их в слове Закрепление навыка согласования прил. с сущ. в роде, числе и

падеже

Животные наших лесов «Угадай слово»,

«Узнай букву»,

«Выбери животных»,

«Закончи

 
 
 
 
 
 
 
 
      предложение»,

«Измени слово»,

«Составь

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предложение».
 
 
 
2 П, Т,

И) А ,

П – К - Выделение зв. в Образование Дикие «Доскажи словечко»,
 
 
 
 
К, X К начале и  в конце относительных живот- «Узнай по голосу»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слова. прилагательных ные. «Погреем ручки»,
 
 
 
 
 
 
 
 
Выделение гл.  
 
 
 
«Про что  можно
 
 
 
 
 
 
 
 
после согл.  
 
 
 
сказать: пушистый,
 
 
 
 
 
 
 
 
звука.  
 
 
 
холодный,
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
красивый»?
 
 
3 К, Х, К, Х Выделение гл. Согласование Домаш- «Ох и Ах»,
 
 
 
 
О  
 
после согл. числительных  с сущ. ние «Один -много»,
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ обратных  
 
живот- «Запомни и  назови»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов.  
 
ные. «Отгадывание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
предметов по
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
описанию»
 
 
4 А, 0, А- 0- Анализ прямых Образование Домаш- «Узнай звук по
 
 
 
 
У, И, У- И- слогов. сложных слов. ние губам»,
 
 
 
 
О О  
 
 
 
птицы. «Телефон»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Телефон»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Подружи слова».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Разложи слова  в
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
корзины».
 
  1 С, С - СЬ Деление слов на Составление Зима, «Скажи  мягко»,
 
 
 
 
СЬ  
 
слоги. предложений по зимние «Наоборот»,
 
 
 
 
 
 
 
 
Определение картине, забавы «Договори слово»
 
 
 
 
 
 
 
 
первого и демонстрации  
 
«Кто  больше
 
 
 
 
 
 
 
 
последнего  зв. в действия, по  
 
назовет»
 
 
 
 
 
 
 
 
слове вопросам.  
 
 
 
 
 
2 3, ЗЬ С-СЬ Анализ прямых Распространение Зимую- «Один - много»,
 
 
 
 
 
 
  слогов. предложения путем щие «Измени слово»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
введения птицы. «Что  изменилось?»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
однородных  
 
«В слове  слог
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
подлежащих.  
 
договори  и слово
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
снова повтори».
 
 
3 3, С 3- С Анализ прямых Распространение Перелет «Один -много»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов. предложений путем птицы. «Измени слово»
 
 
 
 
 
 
 
 
Опрделение введения  
 
«Что  изменилось?»,
 
 
 
 
 
 
 
 
места звука  в однородных  
 
«В слове  слог
 
 
 
 
 
 
 
 
слове. дополнений.  
 
договори  и слово
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
снова повтори»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Испорченный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
телефон».
 
 
4 Ц, С С-Ц Анализ прямых Распространение Домаш «Доскажи  словечко»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов. предложений путем ние «Что  кому?»,
 
 
 
 
 
 
 
 
Опрделение введения птицы «Угадай слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
места звука  в определений.  
 
«Найди домик для
 
 
 
 
 
 
 
 
слове.  
 
 
 
слова»
 
 
 
 
 
 
 
 
Преобразование  
 
 
 
«Подружи  звуки»
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов.  
 
 
 
 
 
 
 
1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 И, Ы И-Ы Определение Составление Семья «Один -много»,
 
 
 
 
 
 
 
 
количества предложений по  
 
«Замени звук»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов в  слове. опорным словам.  
 
«Поймай звук»
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ прямых  
 
 
 
«Подружи  слова»
 
 
 
 
 
 
 
 
логов  
 
 
 
 
 
 
 
3 М, Н М-Н Анализ прямых Составление рассказа Части «Наоборот»,
 
 
 
 
 
 
 
 
слогов по картине  и тела «Один -много»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
опорным схемам. челове «Закончи слово»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ка. «Части  тела»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Исправь  ошибку»,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Кто  внимательней»? «Кто быстрей»?

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности