Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
ле-ле-ле - катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения:
Суп надо солить. На пол не надо сорить.
Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель:
Суп надо... На пол не надо...
4) Скороговорки
Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.
5) Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
Лыжи.
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг.
Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.
С учетом всего, выше перечисленного, коррекционного обучения детей дошкольного возраста с ФФН предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связного речевого высказывания.
Серия игр и заданий используются при проведении фронтальных логопедических занятий, кроме того, они могут применяться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также в процессе домашней работы родителей с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом. Речевой материал для предлагаемой системы игр и заданий подбирается главным образом их знакомых детям старшего дошкольного возраста слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления. Последовательность работы над лексико-грамматическим строем речи определяется задачами логопедической работы в тот или иной период обучения. Необходимо подчеркнуть, что вся работа по лексико-грамматическому развитию детей ведется на доступном им практическом уровне.
В начале логопедической работы, когда в речи детей много ошибок фонетико-фонематического характера, в лексико-грамматические упражнения включаются главным образом легкие по произношению и слоговой структуре слова, которые не вызывают затруднений у детей. Как правило, в лексический материал игр и заданий в данный период не входят слова со свистящими, шипящими, сонорными звуками. При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравнению морфем, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те • или иные словообразовательные модели. В связи с этим целесообразно проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в Им. и Р. падежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.). На последующих этапах обучения логопедом ведется работа над развитием и совершенствованием умений детей использовать в речи простые, а затем и распространенные, сложные предложения различной структуры. Проводя такую работу, логопед сначала может предложить загадки описательного характера, поговорки и другой речевой материал, который содержит образцы правильно построенных предложений. Постепенно дети приучаются самостоятельно составлять предложения разного типа по заданию логопеда. При этом могут быть использованы такие виды заданий, как подбор слов-действий к названным логопедом предметам, подбор эпитетов к названиям предметов и составление с данными словами предложений; добавление в заданное предложение пропущенных предлогов; составление предложений по опорным словам и многие другие.
Возрастание речевых возможностей детей позволяет логопеду на более поздних этапах обучения интенсифицировать работу над их связной речью, используя при этом разнообразный речевой материал, включающий лексические единицы, правильно произносимые и корректно употребляемые детьми специальной группы. В этот период целесообразно использование игр, предполагающих совершенствование диалогической речи, а также заданий, предусматривающих составление детьми рассказов по одной и серии картин, описание одного и нескольких однородных предметов в условиях их сравнения и т. д. Параллельно с собственно логопедической работой по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей осуществляется развитие внимания, памяти, мышления и других высших психических функций у детей.
II. Экспериментальное обследование речи детей старшей
логопедической группы.
2.1 Цели и задачи логопедического обследования.
Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности.
Нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах патологии часто сходны. Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
Таким образом, обследование звукопроизношения имеет три задачи:
1. -Выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования органов артикуляции в момент речи.
2. -Выяснение способности ребенка различать систему речевых звуков в различных фонетических условиях.
3. -Выяснение особенностей лексике -грамматического строя речи.
Цели логопедического обследования:
1. -Охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.
2. -Выяснить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи.
3. -Выявить уровень развития слоговой структуры слова.
4. -Определить состояние фонематического восприятия и возможность проведения элементарного фонематического анализа и синтеза у ребенка.
5. -Выявить уровень сформированности словарного запаса.
6. -Определить уровень состояния лексико-грамматического строя речи.
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФНР старшей логопедической группы.
Логопедическое обследование.
I. Общие сведения.
П. Анамнез.
1. Раннее речевое развитие.( гуление, лепет, первые слова, фразы.)
2. Слух, зрение, интеллект.
3. Психические процессы (память, внимание, утомляемость)
4. Речевая среда и социальные условия.
5. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, дыхание).
6. Артикуляционный аппарат:
III. Уровень общего развития.
1. Разговорно -описательная беседа.
Ребенок отвечает развернуто и подробно -3 балла
Отвечает неуверенно -2 балла
Общение происходит с трудом -1 балла
2. Математические представления.
Ответы без ошибок -3 балла
Ответы с помощью логопеда -2 балла
Ответы неправильные -1 балл
3. Основные цвета
Ответы правильные -3 балла
Ответы с ошибками —2 балла
Ответы неправильные -1 балл
4. Оттеночные цвета.
(См. приложение №)
Ответы правильные -3 балла
Ответы с ошибками - 2 балла
Ответы неправильные - 1 балл
5. Классификация предметов
Задание №1 "Матрица Когана.
(См. приложение).
Ответы правильные -3 балла
Ответы с ошибками —2 балла
Ответы неправильные -1 балл
Задание №2 :
Разделить предложенные картинки, т. е. распределить на "овощи" и "фрукты". (См. приложение №)
IV. Звукопроизношение.
1. Назвать картинки:
С: сад, коляска, глобус
СЬ: беседка, василек
3: замок, зонт, незнайка
ЗЬ: земляника, обезьяна
Ц: цапля, кольцо, индеец
Ш: шашки, ошейник, вишни
Ж: живот, жук, лыжи
Щ: щит, щенок, площадь
Ч: печенье, свеча, мяч
Л: лось, колбаса, стол
ЛЬ: плита, поле
Р: рак, фартук, мухомор
РЬ: рябина, бревно
И: юбка, лейка, друзья
К: куртка, скрипка, шкаф
Г: грядка, грелка, виноград
X: хлеб, подсолнух
Количество неправильных звуков. | Количество баллов. |
До 5 звуков | 3 |
До 10 звуков | 2 |
До 15 звуков | 1 |
2. Повтори за логопедом:
У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь мишутка.
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
К нам в огород забрался крот.