Игровая деятельность на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Узнать, насколько необходимо применять игровую деятельность на уроках иностранного языка.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:
1. определить место игры в учебном процессе;
2. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения;
3. рассмотреть классификацию игр;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….5
Понятие игровой деятельности и ее место в педагогическом процессе………………………………………………………………5
Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам…………………………………………………………………9
Специфика и структура игры в процессе обучения………………..11

Глава 2. Разновидности игр и примеры их практического применения в учебной деятельности………………………………………………………14
2.1 Игры, формирующие речевые навыки………………………………...18
2.2 Игры, развивающие речевые навыки………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 
 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….3 
 

    Глава 1. Игровая  деятельность в процессе обучения…………………….5

    1. Понятие игровой деятельности и ее место в педагогическом процессе………………………………………………………………5
    2. Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам…………………………………………………………………9
    3. Специфика и структура игры в процессе обучения………………..11
 

    Глава 2. Разновидности  игр и примеры их практического  применения в учебной деятельности………………………………………………………14

    2.1 Игры, формирующие речевые навыки………………………………...18

    2.2 Игры, развивающие  речевые навыки………………………………….24

    Заключение………………………………………………………………….27

    Приложение………………………………………………………………....28

    Список использованной литературы………………………………………29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

  Данная  тема чрезвычайно важно для глубокого  ее изучения и особенно практического  применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. И именно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками, как и детская аудитория, на которую она рассчитана, наиболее приемлема, на мой взгляд, для применения ее в младших классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.

  Цель  данной работы: Узнать, насколько необходимо применять игровую деятельность на уроках иностранного языка.

  Для реализации данной цели необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:

  1. определить место игры в учебном процессе;

  2. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения;

  3. рассмотреть классификацию игр;

  В курсовой работе нами были использованы следующие научные методы исследования:

  1. Метод анализа научной литературы;
  2. Метод анкетирования;

  Макаренко рассматривал роль игровой деятельности в процессе обучения, его утверждение о том, что игра имеет для ребенка то же значение, что и работа для взрослого человека, является основополагающим для работы педагога. Этой проблеме также уделяли внимание А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский.

  Определением  специфики игры, а также ее структуры занимался М.Н. Скаткин. Специфика игры заключается в том, что, играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.

  Е.И. Удальцова, К.Д. Ушинский и С.Т. Шауцкий  занимались рассмотрением места  игровой деятельности в педагогическом процессе. По мнению Удальцовой, игра хоть и потеряла свое ведущее значение, остается, тем не менее « одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях ». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения 

    1. Понятие игровой деятельности и ее место в педагогическом процессе.

  Игра  – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

  Детская игра – понятие широкое. Это и  игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья сверхзвуковым  самолетом, и мы присутствуем на небольшом  домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

  С точки зрения содержания и механизма  такой игры на уроке иностранного языка, сюжет игры такого типа определяют правила. По ходу ее они получают словесное оформление. По существу, в каждой игре этого типа мы имеем дело с одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

  С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности.

  Таким образом, мы рассматриваем игру как  ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

  Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, специфический и свойственный ребенку вид деятельности, помогающий ему реализовать свою активность.

  Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах я считаю, объясняется, прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи.

  Известно, что длительное время педагоги считали  дидактические игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая  игра не может заменить организованного  обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в  связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается, тем не менее "одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях".

  К.Д.Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной  обязанностью ребенка", поскольку, чем  больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход с ним. При этом он же предлагал "сделать серьезное занятие для ребенка занимательным" т.е. напрашивается вывод – стремясь привить детям, любовь к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение, как и от игры.

  Поскольку удельный вес игровой деятельности у школьников 5-6 классов значительно  больший, чем у школьников старших классов, нужно обязательно найти ту 
"золотую середину", которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.

  Опыт  показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка  иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного  умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

  Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

  В зависимости от условий, целей и  задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться сдругими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

  В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шауцкого С.Т., который писал "игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства".

  Но  как упоминалось ранее, не стоит  увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.

  Вывод: Игра – это ситуативное упражнение, условия которого максимально приближены к жизненным, с целью повторения речевого образца. Это особо организованное занятие, специфический и свойственный ребенку вид деятельности, помогающий ему реализовать свою активность. Игра является необходимым элементом процесса обучения. 

    
 

    1. Роль  игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам

  Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть  интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.

  Отечественная педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, также растения и животных.

  Основополагающим  для работы педагога является  утверждение  
Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

  Динамика  и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо, можно объяснить существование  противоположных мнений среди педагогов  в оценке роли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной стороны, игры еще не заняли надлежащего места в школах, а с другой – «игру перегружают дидактизмом», регламентируют и контролируют каждый шаг и поступок ребенка». Причину этих недостатков А.В. Запорожец видит в непонимании многими преподавателями функции игры и ее значения в развитии человеческой личности, в слабой разработанности общих проблем игровой деятельности детей.

  «Один из путей решения этой проблемы, - заключает А.В. Запорожец, - ее комплексное  исследование. Игра, близкая и простая для ребенка, представляет для науки схожую, многоликую проблему.

  Игра  – это лишь оболочка, форма, содержанием  и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения.

Информация о работе Игровая деятельность на уроке