Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы: Узнать, насколько необходимо применять игровую деятельность на уроках иностранного языка.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:
1. определить место игры в учебном процессе;
2. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения;
3. рассмотреть классификацию игр;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….5
Понятие игровой деятельности и ее место в педагогическом процессе………………………………………………………………5
Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам…………………………………………………………………9
Специфика и структура игры в процессе обучения………………..11
Глава 2. Разновидности игр и примеры их практического применения в учебной деятельности………………………………………………………14
2.1 Игры, формирующие речевые навыки………………………………...18
2.2 Игры, развивающие речевые навыки………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………29
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….5
Глава 2. Разновидности
игр и примеры их практического
применения в учебной деятельности………………………………………………
2.1 Игры, формирующие речевые навыки………………………………...18
2.2 Игры, развивающие речевые навыки………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………29
Введение
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Данная
тема чрезвычайно важно для
Цель данной работы: Узнать, насколько необходимо применять игровую деятельность на уроках иностранного языка.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:
1. определить место игры в учебном процессе;
2. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения;
3. рассмотреть классификацию игр;
В курсовой работе нами были использованы следующие научные методы исследования:
Макаренко рассматривал роль игровой деятельности в процессе обучения, его утверждение о том, что игра имеет для ребенка то же значение, что и работа для взрослого человека, является основополагающим для работы педагога. Этой проблеме также уделяли внимание А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский.
Определением специфики игры, а также ее структуры занимался М.Н. Скаткин. Специфика игры заключается в том, что, играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.
Е.И.
Удальцова, К.Д. Ушинский и С.Т. Шауцкий
занимались рассмотрением места
игровой деятельности в педагогическом
процессе. По мнению Удальцовой, игра хоть
и потеряла свое ведущее значение, остается,
тем не менее « одним из средств закрепления,
уточнения и расширения тех знаний, которые
дети получают на занятиях ».
Глава
1. Игровая деятельность
в процессе обучения
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.
С точки зрения содержания и механизма такой игры на уроке иностранного языка, сюжет игры такого типа определяют правила. По ходу ее они получают словесное оформление. По существу, в каждой игре этого типа мы имеем дело с одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности.
Таким
образом, мы рассматриваем игру как
ситуативно-вариативное
Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, специфический и свойственный ребенку вид деятельности, помогающий ему реализовать свою активность.
Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах я считаю, объясняется, прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи.
Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается, тем не менее "одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях".
К.Д.Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной обязанностью ребенка", поскольку, чем больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход с ним. При этом он же предлагал "сделать серьезное занятие для ребенка занимательным" т.е. напрашивается вывод – стремясь привить детям, любовь к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение, как и от игры.
Поскольку
удельный вес игровой деятельности
у школьников 5-6 классов значительно
больший, чем у школьников старших
классов, нужно обязательно найти ту
"золотую середину", которая обеспечила
бы соблюдение нужной пропорции в учебе
и игре, помня при этом, что игра должна
подчиняться конкретным учебным задачам.
Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться сдругими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шауцкого С.Т., который писал "игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства".
Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.
Вывод:
Игра – это ситуативное упражнение,
условия которого максимально приближены
к жизненным, с целью повторения речевого
образца. Это особо организованное занятие,
специфический и свойственный ребенку
вид деятельности, помогающий ему реализовать
свою активность. Игра является необходимым
элементом процесса обучения.
Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.
Отечественная педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, также растения и животных.
Основополагающим
для работы педагога является утверждение
Макаренко: «Игра имеет важное значение
в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре таков
во многом он будет в работе, когда вырастет».
Динамика и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо, можно объяснить существование противоположных мнений среди педагогов в оценке роли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной стороны, игры еще не заняли надлежащего места в школах, а с другой – «игру перегружают дидактизмом», регламентируют и контролируют каждый шаг и поступок ребенка». Причину этих недостатков А.В. Запорожец видит в непонимании многими преподавателями функции игры и ее значения в развитии человеческой личности, в слабой разработанности общих проблем игровой деятельности детей.
«Один из путей решения этой проблемы, - заключает А.В. Запорожец, - ее комплексное исследование. Игра, близкая и простая для ребенка, представляет для науки схожую, многоликую проблему.
Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения.