Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
6. Повторение темы «Перелетные птицы».
7. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
8.
Воспитывать желание хорошо
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Садиться тот, кто повторит слова:
Сом – зонт – сук
Зима -сито -козы
Зубы – сода – зал
Зайка -сумка -завод
Совы – замок – ананас
2. Речевая зарядка.
Са – са – за
Са – за -за
Са – за – са
Сна – сна – зна
Сна – зна – сна
Зна - сна -сна
Дидактическая игра: «В слове слог договори и слово снова повтори».
Речевой материал:
Бу ...(сы) та ...(зы) гро ...(зы)
Ча ...(сы) ко ...(сы) поло ...(сы)
Колба ...(сы) зано ...(зы) серви ...(зы)
3. Работа над звуковым анализом.
А) Угадывание загадок:
Педагог выставляет картинку с изображением бабушки.
Речь логопеда: «Сегодня к нам в гости пришла Бабушка – Загадушка, чтобы повторить с нами знакомые звуки. Эти звуки вы знаете.
Отгадайте загадки.
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
(Заяц)
Назвать первый звук.
Что за коняшки
На всех тельняшки.
(Зебра)
Назвать первый звук.
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Назвать последний звук.
Б) Игра «Испорченный телефон»
Логопед произносит слог со звуком «с», а ребенок должен ответить слогом со звуком «з».
Речевой материал:
Са – за
Су – зу
Со – зо
Сы – зы
В) Анализ прямых слогов:
Си – зи
Со – зо
Са –за
Г) Определение места звука в слове:
-Звука «с» в словах: сом, мусор, нос
-Звука «з» в словах: заяц, розы, воз.
Д) Игра: «Закончи слово».
Арбу... Анана... Какту... Моро...
7. Физкультминутка.
Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
8.
Составление предложений на
предлогов. По картинкам.
Зайка сидит ...кустом.
Зоя стоит ...сосной.
Дети встают ...постели.
Зайка выглядывает ...куста.
9.Игра: «Закончи слово».
Арбу...
Анана...
Какту...
Моро...
10.Повторение темы «Перелетные птицы».
А) Игра: «Кто больше знает птиц».
Игра проводится в форме соревнования между рядами. Дети по очереди по одному называют название перелетной птицы. Выигрывает тот ряд, который последний назвал птицу.
Б) Составление рассказа про одну из перелетных птиц по плану:
-Название птицы
-Размер
-Цвет
-Форма клюва
-Где вьет гнездо
-Чем питается
8. Итог урока.
Число: 30.12.03.
Тема: «Дифференциация звуков ц -с »
Цели:
1. Закрепить навык произнесения и различения звуков ц-с
2.
Закрепить навык звукового
3.
Закрепить навык образования
относительных прилагательных
4. Учить подбирать родственные слова.
5. Учить составлять предложение по опорным словам.
6.
Повторение темы «Домашние
7. Развитие внимания, памяти, мышления.
8. Воспитание аккуратности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет «слова -предметы», «слова -признаки»
2. Речевая зарядка:
Ас -ас -ац
Ца —на -са
Уц -уц -ус
Со -со -цо
Игра «Светофор»
Детям раздаются зеленые и красные сигнальные карточки. Ученики поднимают зеленую сигнальную карточку в том случае, если в составе слова слышится звук «ц» и красную сигнальную карточку, если в слове слышится звук «с».
Речевой материал:
Граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, рукавица, соболь, снегирь.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его ...
(скворец)
Зимой на ветках яблоки
Скорей же собери.
И вдруг -вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(снегири)
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это - ...
(солнце).
3.
Образование относительных
Речевой материал:
Вкус -яблоко ...(вкусное)
Яйцо -пирог ...(яичный)
Лиса -хвост ...(лисий)
Ситец -платье ...(ситцевое)
Дидактическая игра «Кому что»
Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки с - ц: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски.
Далее логопед произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.
Речевой материал:
Портнихе для работы нужны - ...
Повару - ...
Математику -...
Продавцу -...
Художнику -...
4. Физкультминутка.
Целый день, целый день
Крутится скакалка.
Целый день, целый день
Скачет наша Галка.
Правой -скок, левой –скок
Сразу обе ножки
То назад, то вперед
Скачут по дорожке.
5. Составление предложений по опорным словам
Цветы, цветник, в.
Хлебница,стол, на.
Сахарница,сахар, в.
Сено, сарай, у.
6.
Повторение темы «Домашние
Игра «Скажи ласково».
Речевой материал:
Курица -курочка
Утка -...
Гусь ...
Индюк ...
7. Итог урока.
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в ходе фронтальных логопедических занятий.
Анализ результатов логопедической работы в течение 3 месяцев показал, что благодаря сохранению положительного эмоционального отношения к заданиям на занятиях дети с удовольствием занимались и удалось добиться положительных результатов в овладении лексике - грамматическим строем речи и звукопроизношения, а именно:
Развитие звуко-буквенного анализа в играх: «Собери слова в корзины», «Испорченный телефон» и др., совершенствование фонематического слуха помогло детям на индивидуальных занятиях улучшить звукопроизносительную сторону речи. Так, например, у Акимовой Ани за три месяца были поставлены пять звуков и автоматизированы четыре из них. У Никулочкина Миши автоматизированы четыре звука. У Кысина Паши из трех поставленных два звука автоматизированы. Эффективность в обучении сыграли игры: «Посели слово в домик», «Где спрятался звук», «Доскажи словечко» и др. Эти игры раскрепощали детей, вселяли уверенность в собственные силы. Лексические темы способствовали расширению словарного запаса детей, развитию фразовой речи. На каждую лексическую тему дети получали домашнее задание. Это развивало их память, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Очень понравились детям подвижные игры с мячом. С большим удовольствием ребята работали самостоятельно под контролем педагога. Развитие зрительного восприятия и представления в играх( «Узнай букву «, «Изобрази букву» и др.) и в заданиях (наложенное изображение предметов и др.) помогало лучшему запоминанию образа букв. Значительно улучшилось качество лексико-грамматического строя речи. Соревновательные моменты на занятиях вызывали радостные эмоции и чувство сплоченности у детей.
Оценивая уровень речевого развития по трехбальной системе, и сравнивая его с первоначальным обследованием, мы получили следующие результаты:
С высоким уровнем развития в группе -3 человека (Авдаков С, Хохонов С, Щербаков П.), со средним -2 (Акимова А, Кысин П.),а с низким -1ребенок (Никулочкин М).
В процентном отношении это:
Уровень реч. развития. | % |
Высокий | 50% |
Средний | 33.3% |
Низкий | 16.6% |
Ф. И. | Общее развитие. | Связная речь. | Словарь. | Грамматический строй речи. | Звуко-произ нош. | Фонема-тич. воспр. | Слоговая структура слова. | Общий средний балл. |
Никулочкин М. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Авдаков С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Кысин П. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Щербаков П. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Хохонов С. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Акимова А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |