Материальное стимулирование работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

Исследование тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей, создание высокоэффективной системы материального стимулирования, квалификационного роста и направленности труда на получение высоких результатов производства является одним из главных факторов, обеспечивающих его развитие. Кроме того, научно обоснованная политика в области оплаты и стимулирования труда на предприятиях в современных условиях способствует преодолению экономического кризиса и оживлению производства, вовлечению в реальную экономику активных работников, включая молодых специалистов. Таким образом, переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом. Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной [31, c. 68].

Работа содержит 25 файлов

1.1 .doc

— 133.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.1 .docx

— 22.82 Кб (Открыть, Скачать)

1.2.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.2.docx

— 25.98 Кб (Открыть, Скачать)

1.3.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


1.3 Зарубежный опыт материального стимулирования персонала предприятия

 

Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются вопросы совершенствования систем материального стимулирования персонала. В разных культурах, странах существуют значительные различия в формах и методах материального стимулирования персонала предприятий. Существуют принципиальные различия между системами материального стимулирования США и Японии.

Система материального стимулирования в Японии строится на следующих базовых принципах:

1) размер вознаграждения определяется прежде всего социальными, а не экономическими факторами;

2) индивидуальный доход устанавливается с учетом того, сколько получают другие работники компании;

3) система согласуется с принципом долгосрочного найма.

В соответствии с японской системой должность работника и его заработная плата увязывается с возрастом. Эта система исторически сложилась в Японии и связана с традициями этой страны. В Японии существует система пожизненного найма, когда фирма фактически принимает на работу будущих выпускников колледжей и университетов, контролируя процесс их обучения. Японской системе пожизненного найма свойственен существенный недостаток  отсутствие стимулирующей роли оплаты труда как для молодых сотрудников, которые, обладая даже высоким уровнем профессионализма, не могут повысить свой статус в организации, так и для более старших работников, которые не заинтересованы в повышении эффективности работы.

Характерная черта политики вознаграждения в Японии - уменьшение различии в структуре и размере заработков различных категории персонала - от рабочих до менеджеров. Важнейший принцип - принцип "справедливости", столь характерный для психологии трудовых отношении в Японии, распространяется и на политику вознаграждения. Практическое использование этого принципа заключается в применении единого порядка оплаты труда на всех уровнях предприятия, в централизации организации управления заработной платой и делегировании права решения всех вопросов оплаты труда службе управления персоналом. Линейные менеджеры не занимаются указанными вопросами и обычно не знают, сколько получает их подчиненный [5, c. 213].

Таким образом, можно выделить некоторые традиционные особенности оплаты и стимулирования труда работников японских компаний. К ним относятся следующие:

1) Зависимость оплаты труда от стажа. Несмотря на наметившуюся тенденцию отхода от "зарплаты по старшинству". Японцы все-таки считают, что со временем человек начинает трудиться эффективнее, ибо приобретает определенный опыт. Решение об увеличении заработной платы принимает служба мотивации или непосредственный руководитель подразделения.  Службы мотивации занимаются не только аналитической работой, но и разработкой эффективных систем оплаты труда. Эти системы обеспечивают зависимость оплаты труда от стажа, результатов работы, жизненных пиков и т.д.

2) Зависимость оплаты труда от жизненных пиков. К жизненным пикам относят окончание колледжа или университета и поступление на работу, женитьбу, рождение ребенка, покупку жилья и т.д.

3) Зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работы предприятия. Базовые ставки директоров предприятий, начальников цехов и других менеджеров колеблются в зависимости от динамики себестоимости продукции, объема производства и других показателей.

4) Зависимость оплаты труда от фактических результатов работников. Такой подход обеспечивает высокую эффективность системы мотивации и стимулирования труда.

5) Одна из самых низких в мире дифференциация в оплате труда (1 : 4). Работник самой низкой квалификации в Японии получает всего в 4 раза меньше, чем высококвалифицированный специалист. Это относительно небольшое различие способствует развитию чувства общности и равенства в компании, обеспечивает сильную мотивацию улучшения положения дел, поскольку работники видят, что плоды общих трудов не захватываются нечестно теми, кто наверху, но справедливо распределяются.

6) Использование бонусов. Бонусы выплачиваются дважды в год. Их размер зависит от деятельности компании, но на некоторых крупных предприятиях общая сумма бонусов достигает 4-х и даже 6-ти месячных зарплат. На эту сумму можно, к примеру, приобрести новый автомобиль.

7) Выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния (пособие на жилье, питание, культурные и медицинские нужды), а также пособий, выплачиваемых при выходе на пенсию [10, c. 146]. 

Месячное вознаграждение состоит из постоянной и переменной частей. Ее постоянная часть представляет собой фиксированную величину, размер которой ежегодно пересматривается администрацией самостоятельно или в результате переговоров с профсоюзом. Она состоит из основной заработной платы и ежемесячных доплат. В фирмах, применяющих систему тарифно-квалификационных разрядов, имеются таблицы по каждому укрупненному блоку работ, например, по сектору производства, сбыта, для конторских работ и др., однако различия между ними несущественны. Ежегодно постоянный работник получает повышение квалификационного разряда, если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев длительного отсутствия на рабочем месте. Независимо от ежегодного внутрифирменного повышения зарплаты тарифные таблицы почти каждый год пересматриваются в результате переговоров между администрацией и профсоюзами [6, c. 678].

Число и размер ежемесячных доплат, как постоянной части вознаграждения в различных компаниях неодинаковы. Доплаты подразделяются на четыре основные категории:

1) доплаты за работу - доплаты за специфические профессиональные навыки, за отсутствие невыходов на работу;

2) надбавки за условия труда - надбавки за выполнение тяжелых и опасных работ, а также за работу в сменном режиме или отдаленном месте. Доплаты этой категории назначаются только рабочим;

3)  доплаты за уровень ответственности. Многие компании доплачивают только за уровень ответственности (должностная надбавка). В большинстве фирм для таких выплат установлен фиксированный размер, в других действует вилка;

4) доплаты, связанные с уровнем стоимости жизни [16, c. 625].

Переменная часть заработной платы включает главным образом вознаграждение за сверхурочную работу. Сверхурочные составляют стабильный элемент заработной платы японского работника. На небольших предприятиях руководители и рядовые работники рассматривают сверхурочную работу как часть своих производственных обязанностей и стабильный источник заработка. В объявлениях о найме обязательно указывается средний размер сверхурочных.

Кроме того, каждые полгода (зимой и летом) работники получают сезонную доплату, премию (бонус). Ее размер определяют результаты деятельности фирмы, индивидуальные оценки работника, а также переговоры между администрацией и профсоюзом. Каждая компания пользуется собственной методикой расчета бонуса.

Японские фирмы не допускают выплаты текущей заработной платы и бонуса в один и тот же день. Здесь учитываются пожелания работников, которые рассматривают бонус как отдельную выплату, расходуемую на иные цели, нежели месячные оклад (приобретение предметов длительного пользования, погашение задолженности по ссудам, сбережения). При финансовых затруднениях фирма по согласованию с профсоюзом уменьшает размер премии или откладывает ее выплату.

Наконец, по окончании работы в фирме (при выходе в отставку или увольнении по собственному желанию) выплачивается выходное пособие. Его размер зависит от количества проработанных лет. Сумма пособия дифференцируется в зависимости от того, является ли увольнение работника добровольным (при замужестве работницы или при рождении ребенка) или вынужденным (по достижении возрастного лимита; по причинам, связанным с деятельностью компании (банкротство, сокращение численности персонала в связи со смертью или несчастным случаем).

В целом формирование политики вознаграждения на предприятиях Японии осуществляется как под влиянием традиции, так и под влиянием требовании сегодняшнего дня. Для каждого квалификационного разряда действуют "вилки" окладов, облегчающие служебный рост и ротацию персонала в рамках разряда. При назначении на более высокий разряд используется критерии выслуги лет. Это обеспечивает возможность непрерывного профессионального роста работников с фиксированным уровнем производительности. Такая система получила название "плата за работу и способности". Современная политика вознаграждения использует и другие критерии для определения размеров трудового вознаграждения, такие, как уровень квалификации, наличие производственного опыта [20, c. 208].

В США система материального стимулирования предусматривает следующие особенности:             

1)рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;

2) минимальная оплата труда (как и почасовые ставки) регулируется законом;

3) при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;

4) абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности;

5) повышение заработка обычно производится ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно. Аттестация работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель на основе сведений, представляемых непосредственным начальником;

6) размеры заработков инженерно-технических работников и руководства не оглашаются. Они устанавливаются на основе индивидуального соглашения между администрацией и соответствующим работником;

7) премии выплачиваются обычно только высшему руководству фирмы. 

Поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения.

В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.

Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается [25, c. 278].

Основные виды дополнительной оплаты труда в США:

1) премии управленческому персоналу;

2) компенсационные выплаты при выходе в отставку;

3) специальные премии менеджерам вне зависимости от их успехов;

4) при неизменной величине базового оклада премии, зависящие от величины прибыли;

5) доплаты за повышение квалификации и стаж работы;

6) оплата без почасовых ставок;

7) продажа работникам акций компаний и др.

Премии руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании.

Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов производственной деятельности.

По некоторым оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.

Считается, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20:1 (в автомобильной промышленности 36:1), то в Японии - 8:1 [23, c. 225].

Гибкие системы материального стимулирования основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов.

В США используются различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.

К основным принципам гибкой системы материального стимулирования можно отнести:

1) Пришло время обеспечить тесную связь между уровнем зарплаты, производительностью и эффективностью. Только в этом случае работник будет чувствовать достаточно сильные стимулы для повышения эффективности своей работы и будут созданы условия для стабилизации затрат на рабочую силу.

2) Доля переменных и стабильных выплат должна меняться и зависеть от производительности и прибыльности. Каждый работник должен иметь возможность получать более высокую зарплату в зависимости от результативности своего труда. Премии должны выплачиваться не только руководству компаний.

3) Компании и профсоюзы не должны использовать при определении величины зарплаты внешние по отношению к фирме факторы, такие, например, как стоимость жизни или ситуация в отрасли.

4) Система оплаты труда должна создаваться таким образом, чтобы обеспечить объединение, а не разобщение работников в рамках фирмы, стимулировать сотрудничество, а не конфликты между работниками.

Система распределения доходов предполагает создание определенного механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста производительности труда в том подразделении, где работник трудится. При этой системе премиальные выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы.

Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности конкретного подразделения, в котором он работает (завод, производственное отделение, цех). При такой системе существует тесна взаимосвязь между результатами работы и величиной премии у каждого работника. Это не просто новая система оплаты труда, а новый подход к повышению эффективности работы каждого работника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.

1.3.docx

— 24.90 Кб (Открыть, Скачать)

2 Оценка действующей системы материального стимулирования персонала на РУП.doc

— 1.16 Мб (Открыть, Скачать)

3.1 Пути совершенствования системы материального стимулирования персонала РУП.doc

— 375.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.1 Пути совершенствования системы материального стимулирования персонала РУП.docx

— 84.57 Кб (Открыть, Скачать)

3.2.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.4.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 14.61 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.26 Кб (Открыть, Скачать)

3.3 Пути совершенствования системы материального стимулирования персонала РУП.docx

— 34.45 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

Презентация.doc

— 785.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ К.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

титульный лист 1 .doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

титульный лист.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

титульный лист.docx

— 16.32 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Материальное стимулирование работников