Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:03, дипломная работа
Исследование тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей, создание высокоэффективной системы материального стимулирования, квалификационного роста и направленности труда на получение высоких результатов производства является одним из главных факторов, обеспечивающих его развитие. Кроме того, научно обоснованная политика в области оплаты и стимулирования труда на предприятиях в современных условиях способствует преодолению экономического кризиса и оживлению производства, вовлечению в реальную экономику активных работников, включая молодых специалистов. Таким образом, переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом. Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной [31, c. 68].
1.2
Формы и методы материального
стимулирования персонала
Материальное стимулирование имеет два основных вида:
Важными инструментами материального стимулирования являются заработная плата, премии, доплаты, надбавки, единовременные выплаты, участие в прибыли.
Заработная плата — вознаграждение работников за труд и его конечные результаты. Заработная плата выполняет несколько функций:
Организация оплаты труда на предприятии основывается на следующих принципах:
Отдельными элементами организации оплаты труда являются формирование фонда оплаты труда, тарифная система, формы и системы заработной платы, коллективные договоры и отраслевые соглашения.
Фонд оплаты труда включает все денежные выплаты работникам предприятия по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, премии (без выплачиваемых из фонда материального поощрения), доплаты и все виды надбавок.
В современных условиях предприятие вправе выбирать вид, систему оплаты труда, условия премирования, но в пределах заработанных на эти цели средств и с соблюдением установленного в отрасли соотношения между квалифицированным и неквалифицированным трудом по одной профессии (специальности).
Коллективные договоры становятся главным инструментом регулирования оплаты труда на уровне предприятия. Они заключаются между администрацией и трудовыми коллективами, представленными комитетами профсоюзов. В коллективном договоре фиксируются условия оплаты труда работников, входящие в компетенцию предприятия, размеры тарифных ставок и окладов, формы и системы оплаты труда, порядок применения надбавок, доплат, премий и других видов вознаграждения, режим труда и отдыха, социальная защита работников.
Организация заработной платы характеризуется тарифным и бестарифным вариантами. Тарифная система организации оплаты труда предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности.
Основные составляющие тарифных условий оплаты труда при раздельной их разработке для рабочих и служащих:
Предприятие может самостоятельно проводить работу по тарификации рабочих и служащих, однако обычно для этих целей используется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТСК). Кроме того, знакомство с методиками, используемыми в ЕТСК, может способствовать построению рациональной системы оплаты труда на предприятии.
Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение — обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.
Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты. При повременной оплате мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время. При сдельной оплате мерой труда считается выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной рабочим продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки [Сафронова, стр.155-159].
Важную роль в материальном стимулировании труда играют доплаты, надбавки к заработной плате, различные типы выплат.
Доплаты носят компенсационный характер, в отличие от тарифа не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат зависит главным образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены. Доплаты рассматриваются как самостоятельный элемент заработной платы и занимают промежуточное положение между тарифной ставкой и премиальными выплатами.
Доплаты чаще всего стимулируют занятость (доплаты за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника); сложность, квалификацию, мастерство (доплаты за вредные условия труда, за совмещение профессий, за профессиональное мастерство, за выполнение работ различной квалификации); ответственность (доплаты за выполнение заданий, требующих повышенной ответственности)/
Надбавка
к заработной плате – денежные
выплаты сверх зарплаты, которые
стимулируют работника к
Важнейшим направлением
материально денежного
Основными элементами премиальной системы являются: категории премирования, показатели премирования, условия премирования, источники премирования.
Категории премирования – группы персонала, которые предполагается премировать. При определении показателей премирования используют различные объекты премирования. Такими показателями могут быть:
1) при стимулировании увеличения объема выпускаемой продукции, объема предоставляемых услуг – выполнение плана по объему выпуска, выполнение плана по росту производительности труда, рост товарооборота и др.;
2) при стимулировании
экономии сырья, материалов и
других ресурсов по сравнению
с нормативами – снижение
3) при стимулировании
повышения качества продукции,
повышения качества услуг –
рост доли продукции высшего
качества, рост удовлетворенности
клиентов, сокращение сроков
4) при стимулировании снижения брака продукции и рекламации услуг – рост объема доброкачественной продукции, отсутствие штрафных санкций, отсутствие рекламации на продукцию и др.
Условия премирования учитывают особенности достижения каждого из показателей премирования и отражают требования к исполнителю по его достижению. К условиям премирования можно отнести: отсутствие случаев несвоевременной доставки продукции, отсутствие возврата из-за несоблюдения требований к качеству продукции, отсутствие замечаний по качеству и срокам ремонта и другие.
Источниками премирования являются фонд оплаты труда, прибыль предприятия, экономия фонда оплаты труда, получение дополнительной чистой прибыли, экономия оборотных средств, сырья, материалов, топлива.
Для материального стимулирования важно также депремирование – уменьшение размера премии при нарушениях трудовой, производственной и технологической дисциплины. Депремирование четко определяет, каких действий и фактов следует избегать в работе, что противоречит культуре, нормам и ценностям предприятия [Соломанидин, стр. 175-179].
Единовременные выплаты, носящие разовый характер, включают в себя: годовое вознаграждение за выслугу лет, материальная помощь, дополнительные выплаты при предоставлении отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам деятельности всего коллектива за год и другие [Яковлев, стр. 133].
В качестве инструмента материального стимулирования может также использоваться система участия работников в прибыли предприятия. Она предусматривает разделение между работниками и фирмой дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности труда, улучшения качества продукции. При этом всегда рассматривается производительность всего предприятия.
Вторым немаловажным способом материального стимулирования является неденежное материального стимулирования. К неденежному материальному стимулированию относят:
1) полная или частичная оплата сотовой связи, предоставление транспорта или оплата расходов на транспорт, переносной персональный компьютер, оплата представительских расходов – с целью предоставления средств труда, необходимых на то или иной должности;
2)
доставка сотрудников на
3) служебный автомобиль, служебный автомобиль представительского класса, питание в отдельном зале для высшего руководства, заказ легких закусок, напитков на рабочее место, медицинская страховка по программе дополнительного медицинского страхования, организация и оплата дорогостоящего отдыха, компенсация затрат на занятия спортом в фитнес-клубе – с целью повышения статуса сотрудника внутри предприятия и за его пределами;
4) предоставление кредитов или поручительство перед банком на неотложные нужды, предоставление кредитов или поручительство перед банком на приобретение жилья, оплата обучения, предоставление путевки на курорты и в дома отдыха, служебные квартиры, коттеджи или оплата аренды за счет фирмы – с целью привлечение или удержания ценных специалистов.
Существуют различные формы организации материального стимулирования. Эти формы могут быть выделены по различным признакам.
1) по степени информированности работника о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования. При опережающей форме материального стимулирования работник заранее знает, что будет вознагражден при достижении определенных результатов, а при подкрепляющей форме работник узнает об условиях получения материального вознаграждения после выполнения работы.
2) по учету результата деятельности при определении стимула выделяют коллективную и индивидуальную формы материального стимулирования. При индивидуальной форме материального стимулирования уровень вознаграждения работника зависит только от результатов его индивидуальной деятельности, а при коллективной форме уровень вознаграждения рассчитывается исходя из достижений результатов определенной группой работников.
3) по учету отклонения результата деятельности от нормы выделяют позитивную (оцениваются только достижение или превышение нормы) и негативную (оценивается отрицательное отклонение от нормы) формы материального стимулирования.
4) по разрыву во времени между результатом и получением стимула выделяют непосредственную, текущую и перспективную формы материального стимулирования. При непосредственной форме материальный стимул предоставляется по истечении небольшого промежутка времени с момента достижения результата. При текущей форме стимул предоставляется по истечении достаточно длительного периода после достижения результата (например, по истечении квартала или полугодия), а при перспективной – через значительный период времени (например, год).