Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:11, дипломная работа
Целью проведения исследования является выявление соответствия объектов требованиям ТНПА, установление реального качества взятых для исследования образцов продукции и сравнение с заявленным производителем уровнем качества.
Введение……………………………………………………………………..... 5
1 Аналитический обзор литературы……………………………………….. 7
1.1 Химический состав и пищевая ценность сырокопченых колбас……… 7
1.2 Классификация и ассортимент сырокопченых колбас …………………11
1.3 Факторы, формирующие качество сырокопченых колбас ….…...……13
1.4 Требования, предъявляемые к качеству сырокопченых колбас ………22
2 Экспериментально-практическая часть…………………………….……….34
2.1 Объекты исследования……………..……………………………………..34
2.2 Методы исследования……………………………………………………..39
2.3 Результаты исследований и их обсуждение ……………………………41
2.3.1 Анализ ассортимента ..…………………………………………………41
2.3.2 Результаты экспертизы качества сырокопченых колбас ……………45
2.3.3 Результаты оценки конкурентоспособности.…………………………50
3 Маркетинговые исследования и направления по совершенствованию ассортимента сырокопченых колбас…………………………………………57
3.1 Маркетинговые исследования ……………………………………………
57
3.2 Рекомендации по совершенствованию ассортимента сырокопченых колбас…………………………………………………………………………..
62
Заключение…………………………………………………………………….
65
Список использованных источников………………………………………….
69
Приложение А
Распределение сырокопченой колбасы по удельному объему продаж за месяц в ООО «Тандем компания»……
72
Примечание: Источник — собственная разработка.
Результаты проведенных лабораторных исследований показали, что все исследуемые образцы сырокопченых колбас соответствуют требованиям ТНПА на данный вид продукции (СТБ 295-2008 и СТБ 1996-2009). Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.6, массовая доля хлористого натрия в образцах составила от 4,73 % у колбасы сырокопченой салями «Итальянская» до 5,78 % — у образца сырокопченой сухой колбасы «Речицкая» производства ОАО «Слуцкий мясокомбинат».
Таким образом, качество исследуемых образцов сырокопченых колбас было определено с помощью проверки соответствия информации на упаковке, органолептической и физико-химической оценки в соответствии с ТНПА и балльной оценки на основе органолептической. В результате выполненных исследований установлено соответствие 12 исследованных образцов сырокопченых колбас требованиям действующих ТНПА.
2.3.3 Результаты оценки
Исследование товара включает такой важный показатель, как его конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность — это свойство продукции, выражающее возможность успешной ее продажи на данном рынке в определённый период времени. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на её удовлетворение.
Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей [34, с. 140].
Конкурентоспособность товара является относительной категорией, а ее уровень можно определить только по сравнению с другим товаром.
На практике конкурентоспособность
оценивается с помощью товара-
При оценке конкурентоспособности исследуемых образцов сырокопченых колбас в качестве базового образца взяли сырокопченую полусухую колбасу «Зернистая», изготовленную СПК «Агрокомбинат «Снов». Этот образец был выбран базовым при проведении исследования конкурентоспособности, так как является товаром, имеющим высокий уровень качества.
Оценка конкурентоспособности сырокопченой колбасы проводилась путем сопоставления параметров анализируемых образцов с параметрами базового образца. В качестве значимых показателей (параметров) были выбраны следующие: запах и вкус, внешний вид, консистенция, вид на разрезе, информативность упаковки, удобство чтения информации на этикетке (батоне), дизайн упаковки.
Показатели качества характеризуют
потребительские свойства сырокопченых
колбас, благодаря которым они
удовлетворяют конкретную потребность.
В таблице 2.7 указаны показатели,
которые принимались в расчет
при определении
Таблица 2.7 — Значимость и весомость показателей
Наименование показателя |
Экспертная оценка |
Весомость показателя |
1 |
2 |
3 |
Запах и вкус |
15 |
0,375 |
Внешний вид |
7 |
0,175 |
Консистенция |
5 |
0,125 |
Вид на разрезе |
5 |
0,125 |
Информативность упаковки |
3 |
0,075 |
Дизайн упаковки |
3 |
0,075 |
Удобство чтения информации на |
2 |
0,050 |
Окончание таблицы 2.7
1 |
2 |
3 |
этикетке (батоне) |
||
Итого: |
40 |
1,000 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В таблице 2.8 приведен перечень оцениваемых образцов сырокопченых колбас и их стоимостные характеристики.
Таблица 2.8 — Цена базового товара и исследуемых образцов
Перечень оцениваемых образцов |
Стоимость, р. |
Колбаса сырокопченая полусухая «Зернистая» (базовый образец) |
43140 |
Колбаса сырокопченая полусухая свиная «Слуцкая» |
43530 |
Колбаса сырокопченая сухая «Брауншвейгская люкс» |
59060 |
Колбаса сырокопченая сухая «Нарочанская» |
51970 |
Колбаса сырокопченая сухая «Речицкая» |
43780 |
Колбаса сырокопченая полусухая «Брауншвейгская люкс» |
56960 |
Колбаса сырокопченая салями «Итальянская» |
49840 |
Колбаса сырокопченая салями «Юбилейная» |
49010 |
Колбаса сырокопченая салями «Владимирская» |
59250 |
Колбаса сыровяленая салями «Мюнхенская» |
58820 |
Колбаса сыровяленая салями фирменная «Медовая пасека» |
65030 |
Колбаса сырокопченая салями «Калядная» |
57950 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
На основании полученных
единичных показателей и
Для итоговой оценки конкурентоспособности исследуемых образцов использовался интегральный показатель, который рассчитывался путем деления комплексного обобщенного на индекс цен.
Данные оценки конкурентоспособности исследуемых образцов сырокопченых колбас отражены в приложении Б.
Относительные значения уровня
конкурентоспособности
В таблице 2.9 представлена сравнительная оценка исследуемых образцов сырокопченой колбасы.
Из таблицы 2.9 следует, что образец сырокопченой колбасы «Медовая пасека» совпадает по качеству с базовым образцом (комплексный обобщенный показатель равен 1,00). У образцов сырокопченой колбасы «Мюнхенская» и «Брауншвейгская люкс» (изготовитель ― ОАО «Слуцкий мясокомбинат»)
Таблица 2.9 — Сравнительная оценка исследуемых образцов сырокопченой колбасы
Объекты |
Комплексный обобщенный показатель |
Фактическая стоимость, р. |
Интегральный показатель |
Реальная стоимость, р. |
Степень переплаты (недоплаты) в % |
Сумма переплаты (недоплаты), р. |
Индекс конкуренто-способности |
Колбаса сырокопченая полусухая «Зернистая» (базовый образец) |
1,00 |
43140 |
0,0232 |
43140,0 |
0,00 |
0,0 |
1,00 |
Колбаса сырокопченая полусухая свиная «Слуцкая» |
0,78 |
43530 |
0,0178 |
33433,5 |
23,19 |
10096,5 |
0,77 |
Колбаса сырокопченая сухая «Брауншвейгская люкс» |
0,98 |
59060 |
0,0165 |
42061,5 |
28,78 |
16998,5 |
0,71 |
Колбаса сырокопченая сухая «Нарочанская» |
0,88 |
51970 |
0,0168 |
37747,5 |
27,37 |
14222,5 |
0,73 |
Колбаса сырокопченая сухая «Речицкая» |
0,83 |
43780 |
0,0188 |
35590,5 |
18,71 |
8189,5 |
0,81 |
Колбаса сырокопченая полусухая «Брауншвейгская люкс» |
0,78 |
56960 |
0,0136 |
33433,5 |
41,30 |
23526,5 |
0,59 |
Колбаса сырокопченая салями «Итальянская» |
0,88 |
49840 |
0,0176 |
37747,5 |
24,26 |
12092,5 |
0,76 |
Колбаса сырокопченая салями «Юбилейная» |
0,91 |
49010 |
0,0185 |
39185,5 |
20,05 |
9824,5 |
0,80 |
Колбаса сырокопченая салями «Владимирская» |
0,93 |
59250 |
0,0156 |
39904,5 |
32,65 |
19345,5 |
0,67 |
Колбаса сыровяленая салями «Мюнхенская» |
0,98 |
58820 |
0,0166 |
42061,5 |
28,49 |
16758,5 |
0,72 |
Колбаса сыровяленая салями фирменная «Медовая пасека» |
1,00 |
65030 |
0,0154 |
43140,0 |
33,66 |
21890,0 |
0,66 |
Колбаса сырокопченая салями «Калядная» |
0,73 |
57950 |
0,0125 |
31276,5 |
46,03 |
26673,5 |
0,70 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
комплексные обобщенные показатели составляют 0,98. Следовательно, перечисленные образцы имеют самый высокий уровень качества.
Средний уровень качества имеют образцы сырокопченой колбасы «Владимирская» (0,93), «Юбилейная» (0,91), «Нарочанская» (0,88) и «Итальянская» (0,88).
Низким уровнем качества характеризуются образцы сырокопченой колбасы «Речицкая», «Слуцкая», «Брауншвейгская люкс» (изготовитель ― СПК «Агрокомбинат «Снов») и «Калядная» ― комплексные обобщенные показатели составляют 0,83, 0,78, 0,78 и 0,73 соответственно.
Интегральный показатель
оценки конкурентоспособности
Самое низкое соответствие качества сырокопченой колбасы заявленной стоимости у образцов колбасы «Калядная» и «Брауншвейгская люкс» (изготовитель ― СПК «Агрокомбинат «Снов»), интегральные показатели которых составляют 0,0125 и 0,01365 соответственно.
Данные о соотношении фактической и реальной цены образцов сырокопченой колбасы представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 ― Соотношение реальной и фактической цены
Примечание — Источник: собственная разработка.
В результате оценки исследуемых образцов удалось установить, что фактическая и реальная стоимость сырокопченых колбас не совпадают.
Данные о степени и сумме переплаты (недоплаты) представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 ― Сумма переплаты (недоплаты)
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таким образом, все исследуемые образцы сырокопченой колбасы имеют переплату в цене. Наибольшую переплату имеет образец сырокопченой колбасы «Колядная» (изготовитель — ООО «Викос») — 26673,5 р., что составляет 46,03 %. Также большую переплату имеют образцы сырокопченой колбасы «Брауншвейгская люкс» (изготовитель — СПК «Агрокомбинат «Снов») — 23526,5 р. (41,3 %) и «Медовая пасека» (изготовитель — ООО «Викос») — 21890 р. (33,66 %).
Соотношение реальной и фактической цены наиболее оптимально у образца колбасы «Речицкая» ― переплата составляет 8189,5 р. или 18,71 %.
Таким образом, по результатам проведенных исследований, можно утвеждать, что наиболее конкурентоспособным образцом из исследованных является образец сырокопченой полусухой колбасы “Зернистая” (СПК «Агрокомбинат «Снов»), выбранный в качестве базового образца для исследования конкурентоспособности. Высокими показателями качества отличаются образцы сырокопченой колбасы «Медовая пасека» (комплексный обобщенный показатель равен 1,00), «Мюнхенская» и «Брауншвейгская люкс» (изготовитель ― ОАО «Слуцкий мясокомбинат»), комплексные обобщенные показатели которых составили 0,98. Однако данные образцы имеют значительную переплату в цене.
Информация о работе Химический состав и пищевая ценность сырокопченых колбас