Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Предоставление бюджетных  кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из регионального бюджета местным бюджетам осуществляется на срок до одного года, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации задолженности. Кредиты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете и законом о бюджете субъекта Федерации соответственно. Этими же законами устанавливаются основания, условия предоставления, использования и возврата таких кредитов, которые конкретизируются соответствующими нормативными актами Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ. Если предоставленные бюджетные кредиты не были погашены в установленные сроки, остаток непогашенных ссуд, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (дотаций и субсидий из вышестоящего бюджета) и за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

В аналогичном порядке  предоставляются бюджетные кредиты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.

Средства от возврата предоставленных бюджетных кредитов, включая плату за пользование  ими, зачисляются в соответствующие  бюджеты. При нарушении сроков возврата и (или) нецелевом использовании межбюджетных кредитов, а также при нарушении сроков исполнения кредитных обязательств по предоставленным Российской Федерации и субъектам РФ государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам средства, подлежащие перечислению (взысканию) в соответствующий бюджет, во-первых, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, во-вторых, взыскиваются за счет средств, предусмотренных для перечисления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в эти бюджеты.

Установленная гражданским  законодательством исковая давность по возврату кредитов и процентов  по ним не распространяется на требования Российской Федерации, возникающие:

    • в связи с предоставлением Российской Федерацией бюджетных кредитов за счет целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий;
    • из договоров и иных сделок об обеспечении возврата бюджетных кредитов.

Нужно отметить, что особую форму в составе внутренних бюджетных кредитов юридическим лицам составляет инвестиционный налоговый кредит, порядок предоставления которого регламентируется НК РФ (ст. 66—68). Он представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором юридические лица на основе договора получали возможность в течение определенного времени (от одного года до пяти / лет) и в определенных пределах (не более 50% общей суммы налога) уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, но региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ либо технического перевооружения собственного производства (в размере не более 30% стоимости приобретаемого оборудования); осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона Проценты по этому кредиту устанавливаются в границах от 1/2 до 3/4, ставки рефинансирования Банка России.

Внешние бюджетные кредиты выступают в форме внешних дол говых требований Российской Федерации, т.е. финансовых обязательств иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникающие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам. •

БК РФ (глава 15) выделяет следующие формы внешних бюджетных кредитов (внешних долговых требований):

  • государственный финансовый кредит;
  • государственный экспортный кредит;
  • государственные гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит — это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика-импортера, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства, а также договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком-импортером или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства им возврату этого кредита. В любом случае платежи в погашение и за обслуживание экспортного кредита осуществляется в пользу Российской Федерации (зачисляются в федеральный бюджет).

Государственная гарантия-иностранного государства по возврату Государственного экспортного кредита, предоставляемого банком — агентом Правительства РФ иностранному заемщику-импортеру или его банку-кредитору, предусматривает обязательство о безусловной уступке (полностью или частично) российским юридическим лицом-экспортером или банком — агентом Правительства РФ своих прав по гарантии Правительству РФ.

Внешние бюджетные кредиты (долговые требования) Российской Федерации  образуют внешний долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Общий ее объем включает в себя номинальные суммы:

  • долга иностранных государств и юридических лиц по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет бюджетных средств;
  • долга иностранных юридических лиц, возникшего до 1 января 
    1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг 
    за счет средств бюджета СССР;
  • долга иностранных государств и юридических лиц, по которому у Российской Федерации имеются права требования по до 
    говорам об уступке прав требования;
  • долга иностранных юридических лиц по предоставленным им 
    банком-агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной  сумме внешнего долга перед Российской Федерацией предоставляются в составе  документов к отчету об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Предоставление внешних бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов. Названная программа представляет собой перечень государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период. По каждому из таких бюджетных кредитов в программе указываются: наименование иностранного государства и иностранного юридического лица — получателя государственного кредита; наименование гаранта возврата государственного кредита, если условиями договора предусматривается наличие гарантии; цели предоставления кредита; общая сумма государственного кредита на весь срок использования; процентная ставка по кредиту; срок погашения государственного кредита; прогноз объема бюджетных средств, направляемых на оплату товаров и услуг.

 

 

 

3. Государственные (муниципальные) заимствования

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (крепи он) другими заемщиками.

 В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, Привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный  кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

 

Государственные займы  размещаются правительством на рынке  ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы  классифицируются следующим образом.

По субъектам  эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации
  • органами местного самоуправления. 
    По субъекту — держателю ценных бумаг:
  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических ТИП 
    По способу размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства) 

По сроку  действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам  доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными 
    долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а 
    выкупаются по номиналу).

По месту  размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные  займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждении и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до деся-1и нет и казначейские облигации со сроком погашения свыше деся-1м пет.

 

Государственный долг в соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ — это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.

Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми организациями,  в пользу указанных кредиторов;
  2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  3. договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и ре 
    структуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства  по срокам существования могут быть:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса оговаривается, что долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы