Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

ТЕМА:  Государственный и муниципальный кредит

 

  1. Сущность и функции государственного (муниципального) кредита
  2. Бюджетные кредиты
  3. Государственные (муниципальные) заимствования
  4. Управление государственным (муниципальным) долгом

 

1. Сущность и функции государственного (муниципального) кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя 
    Российской  Федерацией,  субъектом  Российской Федерации 
    гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из  
    заключенных от имени Российской Федерации кредитных  
    соглашений и договоров с кредитными организациями,  иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором  иностранным  государствам,  их  юридическим  лицам 
    международным    организациям,    бюджетам   другого   уроним 
    бюджетной   системы   РФ,   юридическим   лицам   бюджетных 
    средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся   в   процессе   управления   государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма  кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, На длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном Хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении  в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или наполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность  и платность государственного кредита отличают его от   такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского  кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить де 
нежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.  С ее помощью идет процесс 
формирования   централизованных  денежных   фондов   государства 
либо их использование на принципах срочности, возвратности и 
платности. Перераспределение осуществляется между федеральным 
и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физически 
ми лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более  быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного  займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

2. Регулирующая функция государственного кредита выражается 
том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный  кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

 

2. БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

Основы бюджетного кредитования в России регламентируются ст. 93.2—93.5 и главой 15 БК РФ, а правоотношения сторон, вытекающие из кредитного договора, — гражданским законодательством. Бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

В Российской Федерации  бюджетные кредиты по направлениям и заемщикам делятся на две  большие группы:

1) внутренние бюджетные кредиты, в том числе:

  • межбюджетные кредиты (предоставляются одним бюджетом другому бюджету),
  • бюджетные кредиты (предоставляются юридическим лицам, 
    в том числе инвестиционный налоговый кредит);

2) внешние государственные кредиты (внешние долговые требования Российской Федерации), в том числе:

  • бюджетные кредиты иностранным государствам,
  • бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам.

В свою очередь внутренние бюджетные кредиты по источникам заемных средств подразделяются:

  • на кредиты федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и 
    местным бюджетам;
  •   кредиты бюджетов субъектов РФ местным бюджетам;
  • кредиты бюджетов муниципальных, районов бюджетам городских и сельских поселений;

• бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам.

Внутренний  бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими законами (решениями) о бюджете. При этом одним из основных условий для субъекта РФ, муниципального образования и юридического лица является отсутствие у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — еще и по обязательным платежам в бюджетную систему.

Бюджетные кредиты субъектам  РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам могут предоставляться за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, его сумма, срок кредитования, конечный получатель.

 Основания, порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются условиями соответствующих договоров. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (если иное не предусмотрено БК РФ или законом о бюджете) и возвратности. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и в сроки, предусмотренные условиями предоставления кредита и (или) договором. Цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для этих целей (в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года), ограничения по получателям кредитов (заемщикам) устанавливаются при утверждении бюджета на очередной год и плановый период.

Бюджетный кредит предоставляется  только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, за исключением случаев, когда заемщиком выступает Российская Федерация или субъект РФ. Способами обеспечения кредита юридическим лицом и муниципальным образованием могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные и муниципальные гарантии, залог высоколиквидного имущества (в размере не менее 100% предоставляемого кредита). При этом гарантодатели и поручители не должны иметь просроченных задолженностей, по обязательным платежам в бюджетную систему и по денежным обязательствам перед бюджетом, К юридическим лицам (поручителям и гарантодателям) предъявляется еще одно требование: величина их чистых активов должна быть не меньше трехкратной суммы предоставляемого кредита. При неспособности обеспечить исполнение обязательств пи возврату бюджетного кредита названными способами заемщику отказывается в кредите. Однако в особых случаях бюджетный кредит муниципальному образованию может быть предоставлен без обеспечения.

Еще одним обязательным условием предоставления бюджетного кредита  юридическому лицу является проведение уполномоченным органом предварительной  проверки финансового состояния  этого лица, а также финансового состояния его гаранта и поручителя. Кроме того, уполномоченный орган (или уполномоченное им лицо) обязан осуществлять постоянный контроль финансового состояния юридического лица — заемщика (его гаранта или поручителя), вести учет его основных средств и обеспечительных обязательств до момента полного исполнения кредитных обязательств. Параллельно органами публичном власти осуществляется проверка целевого использования кредита. При выявлении у заемщика недостаточности обеспечения возврата кредита или существенного ухудшения финансового состояния его гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене. Если заемщик не способен это сделать, а также в случае нецелевого использования заемных средств, бюджетный кредит подлежит досрочному возврату.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих  обязательств по возврату кредита и  уплате процентов уполномоченный орган (лицо) должен принять меры по принудительному взысканию с них просроченной задолженности, в том числе за счет предмета залога. В отдельных случаях уполномоченным органом может быть предпринята реструктуризация кредитных обязательств (задолженности по бюджетному кредиту), предполагающая отсрочку, рассрочку исполнения обязательства или прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством (с иным предметом или способом исполнения) между теми же лицами.

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы