Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Тема: Доходы бюджетов

 

  1. Содержание и структура доходов бюджета
  2. Виды доходов бюджетов

3. Принципы  управления бюджетными доходами

 

 

1. Содержание и структура доходов бюджета

 

Доходы —  это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджета — это система денежных средств, поступающих государству (в бюджетный фонд страны, территории) в результате распределения ВВП между государством, организациями и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства (муниципальных образований), являются различные виды налоговых, неналоговых платежей организаций и населения в государственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

При этом бюджетные  доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства вновь созданной стоимости. Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных фондов, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органон государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на со ответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного и иного законодательства.

Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования экономики не и форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также процессов накопления капитала и формирования платежеспособного спроса населения.

Таким образом, экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет общегосударственных интересов, направленных на стимулирование инновационных технологий, инвестиционной активности, ресурсосбережения, увеличение объемов и эффективности производства.

Цель государственного регулирования доходов бюджетов состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями БС РФ, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними финансовых средств в форме трансфертов.

Конституция Российской Федерации определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее Субъектов.

Таким образом, полномочия в сфере налогообложения  имеют как федерация, так и  ее субъекты, при этом круг полномочий последних определяется федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе выходить за пределы компетенции, установленной для них Российской Федерацией.

Полномочиями  в области налогообложения располагают  также Органы местного самоуправления — они вправе принимать решения d области налогообложения в пределах полномочий, установленных федеральными законами.

Компетенция федеральных  органов государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, БК РФ, Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральных законах о бюджете на очередной финансовый год, федеральных законах о конкретных налогах и других нормативных правовых актах.

В реальной действительности соотношение видов  поступлений неодинаково и определяется факторами:

    • характером кредитно-денежной и финансовой политики;
    • экономическим состоянием страны;
    • политико-экономической конъюнктурой;
    • конкретными особенностями исторического периода.

 

 

2. Виды доходов бюджетов

 

В соответствии с БК РФ выделяются следующие виды доходов бюджетов всех уровней: налоговые и неналоговые, безвозмездные перечисления, что подтверждается и бюджетной классификацией, в соответствии с которой бюджеты всех уровней могут наполняться за счет следующих поступлений:

  • налоговых и неналоговых доходов;
  • безвозмездных перечислений;
  • доходов целевых бюджетных фондов;
  • доходов от предпринимательской и иной приносящей доход 
    деятельности.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

Действующее нормативное  поле позволяет внести некоторые  добавления в представленную классификацию доходов.

Системное представление  структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Классификация доходов бюджетов всех уровней БС РФ

 

Классификатор

Виды доходов

По источникам поступления (БК РФ)

Налоговые и  неналоговые; безвозмездные поступления

По сферам использования (НК РФ)

Федеральные;

Региональные;

местные;

доходы целевых  бюджетных фондов

По доле перечисления бюджету соответствующего  уровня ( БК РФ, закон о федеральном бюджете)

Закрепленные  налоги;

Регулирующие  налоги

По сферам принадлежности ( БК РФ, закон о федеральном бюджете)

Собственные доходы;

трансферты


 

Представим  развернутую характеристику видов  доходов бюджета. К налоговым доходам относятся:

  • предусмотренные налоговым законодательством Российской 
    Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
  • пени и штрафы.

Состав  налоговых доходов.

1. Налоги на прибыль:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на игорный бизнес;
  • единый социальный налог.

 

  1. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и регистрационные сборы.
  2. Налога на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  3. Налоги на имущество:
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование природными ресурсами:

  • платежи за пользование недрами;
  • платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование лесным фондом;
  • плата за пользование водными объектами;
  • земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенные пошлины и др.

Роль  налогов в современной экономической  системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сборов;

  1. федеральные налоги и сборы;
  1. налоги и сборы субъектов Российской Федерации; 
    3) местные налоги и сборы (НК РФ).

Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью, аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы — большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы (регулирующие налоги).

Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст.8 НК РФ).

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органон. В то же время безвозмездность налоговых платежей относительна, поскольку полученные с их помощью доходы используются государством для осуществления расходов, т.е. предоставления налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам - общественных благ. Однако для конкретных плательщиком выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, т.е. применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

В российском налоговом  законодательстве различаются такие понятия, как «налог» и «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий (ст. 8 НК РФ). Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов. Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными, отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевым и категориями и поступают в централизованный бюджетный фонд.

В развитых странах от 30 до 50% ВВП перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования экономики. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 25% от ВВП. Больше половины от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Виды неналоговых  доходов определяются БК РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов 
    государственного и муниципального имущества;
  • доходы от платных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами, бюджетными организациями и компенсации затрат государства;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;
  • административные платежи и сборы;
  • другие виды неналоговых доходов.

 

К безвозмездным  поступлениям относятся:

  • безвозмездные поступления из других бюджетов БС РФ;
  • безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
  • безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

■ прочие безвозмездные поступления.

 

В доходах бюджетов учитываются:

  • безвозмездные перечисления от физических и юридических 
    лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
  • операции по взаимным расчетам между бюджетами разного 
    уровня, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства, передачей полномочий по финансированию расходов или 
    передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюд- 
    жете, и  не учтенные этим законом.

Собственные доходы бюджетов — те, что закреплены за бюджетом определенного уровня и исключают финансовую помощь бюджетов другого уровня. Собственными доходами бюджетов признаются виды налогов, а также неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ.

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы