Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
ТЕМА: Воздействие финансов на экономику и социальную сферу
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов.
Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений.
В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ (как мы знаем) включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система -- единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Роль финансов в развитии экономики России
В современной России происходят глубокие экономические изменения, обусловленные переходом страны к социально-ориентированным рыночным отношениям. Постепенно формируются условия, при которых экономика становится определяющим фактором общественного развития, который дополняется государственным регулированием хозяйственных процессов. Важную роль в повышении эффективности и дальнейшем развитии хозяйственных процессов играют финансовые отношения формируемые как на микро -, так и на макроуровне.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в хозяйстве.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должна обеспечивать структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и т.д. За счет централизованных источников обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.
В 2010 году средства направляемые из бюджета на инвестиции и федеральные целевые программы, включая инвестиционный фонд, составят 689,1 млрд. руб. (без оборонного заказа). По предварительным оценкам, в экономику России будет вложено не менее 1 трлн. руб. бюджетных инвестиций.
Важным направлением развития экономики и участия государственных финансов в данном процессе является финансирование федеральных целевых программ и национальных проектов. Об этом неоднократно упоминал в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России.
В 2011 году предполагается профинансировать федеральные целевые программы на 490 млрд. руб., или на 35% больше, чем в 2010 году. Расходы на федеральные адресные инвестиционные программы возрастут на 55% и достигнут 496,8 млрд. руб. Государственные капитальные вложения и затраты на НИОКР в 2011 г. превысят 679 млрд. руб. (около 25 млрд. долл.).
Наряду с государственным финансированием экономики важным условием ее дальнейшего эффективного развития является совершенствование финансовых отношений на уровне хозяйствующих субъектов. Президент РФ в своем Послании отмечал: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний».
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
Роль финансов в социальных преобразованиях.
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
Важным источником решения социальных проблем населения России является созданный в стране Резервный фонд. В Бюджетном послании Президента РФ представлен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов. В частности, их разделили на три составляющие.
Первая - это Резервный фонд для целей минимизации рисков экономики России в случае резкого падения цен на энергоносители, а также для борьбы с инфляцией, что впрямую влияет на рост денежных доходов населения.
Вторая - это та часть нефтегазовых доходов, которая направляется в федеральный бюджет для выполнения масштабных социальных программ.
Третья - это Фонд будущих поколений, средства которого должны идти наряду с развитием экономики и на повышение качества жизни людей, в частности на успешное завершение пенсионной реформы.
Социальное преобразование общества возможно 2 способами: революционным и реформаторским.
Революционный способ связан с большими финансовыми и материальными потерями.
Реформаторский способ предполагает эволюционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще длительным процессом. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и людскими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе.
Успешное проведение реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инвестиций, социальных пособий и т. д.
Финансовое обеспечение
социальных реформ решает 2 задачи. Изыскание
необходимых финансовых ресурсов для
финансирования мероприятий по социальным
реформам и рациональное их использование.
Могут осуществляться социальные реформы,
направленные на развитие
новых отношений в производстве, решение
вопросов в ходе смены производственных
отношений либо связанные с ускоренным
развитием производительных сил без смены
производственных отношений (индустриализация
и т. д.).
Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества, проводятся как правило, на компромиссной основе. Наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб и ошибок.
Из истории социальных реформ в разных странах. Существует несколько этапов реформ.
В России первой крупной социальной реформой была отмена крепостного права в 1861 г. Главная проблема - определение условий выкупа крестьян и их земельных наделов, которые удовлетворили бы помещиков и крепостных. Выкуп был определен равным капиталу, дающему при 6 % годовых сумму, равную прежнему среднему оброку. Правительство сразу дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации. Был создан Госбанк. Госзаймы были удачным найденным способом, который помог мирным способом преобразовать общество.
Реформы в Германии: была проведена денежная реформа, что восстановило устойчивое денежное обращение.
Китай осуществлял реформы в 2 этапа:
1) с конца 1970 до
1985 г. главным рычагом была аграрная реформа;
2) льготные условия по налогообложению
для привлечения иностранных инвестиций
- для прибрежных районов.
На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протекционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что препятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе.
Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капитала, создать нормальные условия в аграрном секторе, ограничить военные расходы, что дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать производителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований.