Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Названные особенности внебюджетных фондов и составляют в совокупности их экономическое содержание.
Вторым после бюджетов публично-правовых образований элементом бюджетной системы ряда стран, включая Россию, являются внебюджетные фонды.
Одновременно внебюджетные фонды представляют собой вторую по значимости форму образования и использования (расходования) целевых денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов.
Внебюджетные фонды образуют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов.
Как элемент бюджетной системы страны внебюджетные фонды функционируют и виде относительно самостоятельной системы бюджетов. Система бюджетов внебюджетных фондов представляет собой совокупность их видов по уровням управления. В некоторых странах внебюджетные фонды вообще не включаются в бюджетную систему страны, принимая форму внебюджетных счетов.
Бюджеты внебюджетных фондов связаны с бюджетами органов власти по линии финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов и предоставления межбюджетных трансфертов.
В целом же бюджеты внебюджетных фондов автономны. Они имеют свои органы управления, собственные целевые источники доходов и направления их расходования. Бюджеты внебюджетных фондов функционируют в рамках самостоятельного бюджетного процесса, т.е. подлежат обособленному от других бюджетов составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению, учету средств и составлению отчетности.
Система бюджетов внебюджетных фондов организуется и работает на тех же принципах, что и бюджетная система страны в целом, за исключением принципа общего (совокупного) покрытия расходов в силу целевого характера внебюджетных фондов.
Экономическую (финансовую) основу внебюджетных фондов составляют финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение органов управления фондами, учитываются и управляются обособленно от бюджетов страны. В процессе движения этих финансовых ресурсов образуются и используются целевые доходы бюджетов внебюджетных фондов, предназначенные для финансового обеспечения отдельных социальных и экономических функций и задач государства (муниципальных образований) по производству, распределению и предоставлению определенных социальных и других общественных благ (услуг).
Внебюджетные фонды образуются преимущественно за счет целевых, закрепленных за ними на постоянной основе доходных источников:
- страховых взносов на государственное пенсионное, социальное и медицинское страхование,
- межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы,
- безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.
Каждый внебюджетный фонд имеет свои законодательно закрепленные за ним доходы.
Расходы бюджетов внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством страны. Целевое назначение расходов внебюджетных фондов определяется целями их создания: финансирование социальной защиты населения, дорожного хозяйства, природоохранных мероприятий и т.п. Бюджеты внебюджетных фондов по доходам и расходам, с дефицитом или профицитом утверждаются законами (решениями) соответствующих органов власти.
Самостоятельность бюджетов внебюджетных фондов, их относительная независимость от бюджетов публично - правовых образований и специфика внебюджетных фондов как целевой формы образования и использования публичных финансовых ресурсов позволяют выделить внебюджетные фонды в самостоятельное звено публичных финансов.
Внебюджетные фонды непосредственно связаны с частнохозяйственными финансами в процессе формирования доходов внебюджетных фондов (основная их масса образуется за счет платежей организаций и домашних хозяйств), а также в процессе осуществления их расходов (на выплату пенсий, пособий и оказание медицинских услуг населению, на финансирование других общественных потребностей, необходимых организациям и домашним хозяйствам).
Внебюджетные фонды и система бюджетов публично – правовых образований связаны межбюджетными отношениями.
Внебюджетные фонды, действующие в разных странах, отличаются большим разнообразием. Они различаются по целям, формам, видам, уровням управления и т.д. Несмотря на их многообразие, внебюджетные фонды можно классифицировать:
1) по целевому назначению:
2) по форме:
3) по видам внебюджетные фонды делятся: на пенсионные, социального страхования, медицинского страхования, безработицы (занятости), экологические, дорожные и др.
4) по уровням управления:
■ федеральные (общенациональные)
внебюджетные фонды
(в них аккумулируются средства, необходимые
для финансирования отдельных конституционных
нрав граждан, особо важных научных исследований,
развития инновационных технологий и
т.д.),
■ региональные внебюджетные фонды (создаются для гарантированного финансирования отдельных расходов регионального значения путем фондирования средств),
■ местные внебюджетные фонды (финансируются отдельные потребности местного самоуправления, чаще всего социального характера, требующие гарантий путем фондирования средств).
Основными источниками формирования внебюджетных фондов являются страховые взносы, уплачиваемые, как правило, работодателями и работниками (соотношение их долей различается по странам), целевые (закрепленные) налоги и трансферты из бюджетов бюджетной системы страны, а также доходы от вложения средств фондов на финансовом рынке. В России страховые взносы уплачиваются только работодателями.
Недостатками финансирования части публичных расходов за счет средств внебюджетных фондов являются:
во-первых, жесткая привязка конкретных доходов к конкретным расходам, отвлечение средств из общего фондового оборота публично-правового образования, и как следствие, снижение маневренности совокупности финансовых ресурсов;
во-вторых, создание для управления внебюджетными фондами специального аппарата (служб), что увеличивает общий объем управленческих расходов.
Учитывая названные недостатки, важно не допустить излишней множественности внебюджетных фондов. Фондирование средств должно осуществляться только для финансировании важных общественных потребностей, требующих гарантированного финансового обеспечения, например расходов по обеспечению конституционных прав граждан на социальную защиту. В некоторых внебюджетные фонды создаются на определенный период времени, поэтому не менее важной проблемой является установление продолжительности функционирования внебюджетных фондов с учетом характера и сложности задач, для решения которых они создаются.
Таким образом, внебюджетные фонды представляют собой самостоятельное звено системы публичных финансов (в отдельных странах — бюджетной системы), особую форму образования и использования целевых публичных финансовых ресурсов, доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите граждан и решению других задач путем фондирования денежных средств, учитываемых и управляемых автономно от бюджетов публично - правовых образований.
Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям публичных финансов в целом. Иногда внебюджетные фонды наделяют социальной функцией, учитывая, что наиболее значимыми в этой системе являются фонды социальной защиты граждан. Однако в бюджетах публично-правовых образований социальные расходы также занимают большое место, но практически никто не наделяет бюджет социальной функцией. Последняя является одной из функций государства, в процессе реализации которой оно производит, распределяет и предоставляет социальные общественные блага (услуги), используя такие финансовые формы, механизмы и инструменты, как бюджеты и внебюджетные фонды.
В Российской Федерации создана двухуровневая система бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающая в себя следующие их виды:
1) бюджеты государственных внебюджетных фондов:
2) бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
фондов:
■ бюджеты ТФОМС.
Государственные внебюджетные фонды аккумулируют финансовые ресурсы (доходы) и осуществляют расходы для финансового обеспечения реализации конституционных прав населения РФ на пенсионное страхование и обеспечение, на социальное страхование по временной нетрудоспособности, рождению и воспитанию детей, по охране здоровья и получению бесплатной медицинской помощи. В России внебюджетные фонды социальный характер и являются фондами системы социальной защиты граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой автономную от федерального бюджета форму образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца (для нетрудоспособных членов семьи), длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности (для определении категорий работников).
Фонд социальною страхования Российской Федерации — это автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечении социальной защиты населения от риска потери заработка (иного постоянного дохода) и реализации прав граждан на социальное обеспечение в случаях потери трудоспособности по болезни и инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей.
Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой автономную от федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения гарантированной государством медицинской помощи населению в порядке обязательного медицинского страхования. Эти фонды делятся на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинскою страхования. Такое их деление обусловлено необходимостью решения главной задачи обязательного медицинского страхования - обеспечения всем гражданам страны равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет ФФОМС и ТФОМС в объеме и на условиях предусмотренных программой обязательного медицинского страхования, законами и другими нормативными актами Российской РФ.
В государственных внебюджетных фондах аккумулируются значительные объемы финансовых ресурсов.
Состав доходов и их объем, направления расходования средств государственных внебюджетных фондов зависят от характера и масштабности целей и задач, поставленных перед ними.
Доходы государственных внебюджетных фондов в целом можно сгруппировать:
1) по признаку обязательности:
■ обязательные платежи:
■ доходи, носящие необязательный характер:
2) но методам (способам) аккумуляции:
Направления
использования доходов (
3) инвестиционные расходы, в том числе на финансовом рынке и рынке недвижимости;
4) прочие расходы.
Порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов регулируется бюджетным законодательством, а также законодательством о конкретных видах социального страхования.
В БК РФ прописан процесс составления, представления и исполнения бюджетом внебюджетных фондов, их доходы, порядок составления и предоставления отчетности. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов и страховые взносы, уплачиваемые работодателями, регулируются законодательством об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматривается и утверждаются в форме законов одновременно с утверждением закона о федеральном бюджете па очередной финансовый годи плановый период.