Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
ТЕМА: ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
1. Роль финансов в воспроизводственном процессе
2. Финансовые ресурсы в экономике
3. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Воспроизводство - воссоздание израсходованных факторов (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующего производства. Воспроизводство простое - воспроизводство в неизменных размерах, расширенное во все увеличивающихся размерах.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей экономики, бюджетную и налоговую политику.
С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятия изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета. В условиях рыночной экономики роль финансов возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.
Несмотря на снижение бюджетного финансирования условия расширенного воспроизводства облегчаются вследствие роста прибыли, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.
Роль финансов состоит в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам производственного и личного потребления, а также обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах.
Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и субъектов хозяйствования.
В современных условиях государство формирует финансовые ресурсы за счет: налоговых и неналоговых доходов, внутренних и внешних заимствований на рынке капитала и других источников.
Хозяйствующие субъекты формируют финансовые ресурсы за счет: собственных и приравненных к ним средств; мобилизации средств на финансовом рынке в виде результата сделок с ценными бумагами, ссудно-депозитных и иных операций; временного привлечения средств сторонних организаций (кредиторов) как результата текущих хозяйственных операций и др.
На макроуровне с помощью финансов обеспечивается:
+ общественный кругооборот фондов на расширенной основе;
+ создание общегосударственного фонда финансовых ресурсов (в форме бюджетного фонда и социальных внебюджетных фондов);
+ регулирование территориальной и отраслевой структуры экономики;
+ стимулирование быстрейшего внедрения научно-технических достижений в национальное хозяйство, т. е. перевод его на инновационный путь развития;
+ удовлетворение других общественных потребностей (социальной сферы, обороны страны, поддержания правопорядка, решения экономических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий, пополнения государственного резерва и т. д.) в финансовых ресурсах.
На микроуровне (на уровне субъектов хозяйствования) роль финансов сводится к одной из следующих функций:
* обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости трансформируется в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи товаров);
* распределение выручки от продажи товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов в фонд возмещения материальных затрат (включая амортизационные отчисления); фонд оплаты труда (включая взносы в государственные внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;
* перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные налоги, уплачиваемые из прибыли) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий (корпораций) на их нужды;
* использование прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйствующих субъектов (чистой прибыли) на фонды потребления, накопления и резервный, а также на другие цели, предусмотренные в финансовых планах (бюджетах);
* контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием платежеспособности и ликвидности баланса предприятия;
* повышение рыночной стоимости компании за счет: стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и развития производства; минимизации операционного и финансового рисков; оптимизации структуры источников привлечения капитала и др.
Следовательно, необходимость в финансах вызвана потребностями общественного развития на любом его этапе. Государство, принимая во внимание объективность финансовых отношений, вправе применять различные формы их использования, вводить или отменять различные виды налогов и сборов, изменять формы использования финансовых ресурсов.
2. Первичными финансовыми инструментами, финансовыми ресурсами в их чистом виде являются современные деньги. Как уже говорилось, финансы в реальной действительности функционируют не как совокупность абстрактных денежных отношений, а в форме движения финансовых ресурсов в экономике.
В свою очередь финансовые ресурсы -- это вся совокупность денежных средств экономики, которая потенциально может быть использована и фактически используется для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами хозяйствования (организациями и домашними хозяйствами).
Финансовые ресурсы -- одновременно все денежные ресурсы, и наоборот. По сути, все потоки денежных средств, или потоки финансовых ресурсов в непрерывном процессе их формирования и использования, и составляют материальную основу финансов.
За счет финансовых ресурсов осуществляется финансовое обеспечение воспроизводственного процесса и социальной сферы в результате деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и домашних хозяйств.
При этом под финансовым обеспечением следует понимать двусторонний процесс формирования и использования финансовых ресурсов, поскольку обе его стороны существенны, взаимообусловлены и неотделимы друг от друга.
Финансовые ресурсы экономики выступают единственным денежным источником покрытия расходов на осуществление хозяйственно- финансовой деятельности всех экономических субъектов, расширение и модернизацию производства, решение социальных задач и жизнеобеспечение населения. Постоянное пополнение этого источника осуществляется в процессе непосредственного использования финансовых ресурсов, т.е. их расходования, финансирования и кредитования публичных и частнохозяйственных расходов. В результате обеспечивается непрерывность процесса воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления) валового общественного продукта и общественных благ.
Финансовое обеспечение может осуществляться тремя способами (в трех формах): самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитование.
Самофинансирование предполагает использование собственных финансовых ресурсов экономических субъектов, полученных ими в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджетное финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов.
Кредитование производится на возвратной, срочной и платной основе.
Поскольку система финансов неоднородна, постольку и финансовые ресурсы неоднородны по своему составу. Рассмотрим состав финансовых ресурсов подробнее.
Финансовые ресурсы, совершающие движение в публично-правовой форме, -- это государственные и муниципальные (публичные) финансовые ресурсы, аккумулируемые органами государственной власти и местного самоуправления в виде налоговых и неналоговых доходов и поступлений (включая средства пополнения финансовых резервов и привлеченные средства) и используемые для выполнения властными структурами своих функциональных обязанностей в рамках установленных законодательными и нормативными актами конституционных, налоговых, бюджетных и иных публично-правовых полномочий.
Финансовые ресурсы, совершающие движение в частноправовой форме, -- это частнохозяйственные финансовые ресурсы организаций и домашних хозяйств, формируемые в процессе ведения ими хозяйственно- финансовой деятельности в виде собственных доходов, заемных и других привлеченных средств, используемые на покрытие текущих и капитальных затрат, сбережения и потребление в производственных и личных целях на принципах коммерческого расчета и некоммерческой деятельности в рамках гражданского, хозяйственного и иного частнохозяйственного финансового права.
Основная масса финансовых ресурсов обеспечивает процесс производства ВВП. От объема, структуры и эффективности использования финансовых ресурсов в сфере материального производства и товарного обращения зависят потенциальные возможности экономики в целом, объем финансовых ресурсов в социальной сфере и сфере личного потребления. Рост и повышение эффективности производства на основе вложения финансовых ресурсов в инвестиции на техническое перевооружение и технологическое обновление предприятий, в инновации и внедрение прогрессивных форм оплаты труда служат условием для увеличения финансовых ресурсов в экономике в виде налоговых доходов, выручки и прибыли, оплаты труда и других доходов.
В процессе формирования финансовых ресурсов экономики участвуют все составные элементы стоимости совокупного общественного продукта (валового производства), ВВП и национального дохода (чистого национального продукта). Формирование финансовых ресурсов в составе названных общественных продуктов и показателей СНС начинается на стадии производства и заканчивается на стадии обмена. Далее финансовые ресурсы распределяются на средства, предназначенные для возмещения материальных затрат, и ВДС, включающую в себя косвенные налоги, амортизацию, оплату труда, прибыль в экономике, распределяемые в свою очередь по отраслям и экономическим субъектам и образующие первичные доходы собственников факторов производства. Частноправовые первичные доходы в экономике подлежат дальнейшему распределению в форме прямых налогов и неналоговых доходов, поступающих в бюджетную систему, чистых (без налогов) личных доходов работников, чистой прибыли, дивидендов и процентов.
Налоговые и неналоговые доходы используются государством (муниципальными образованиями) на цели производства общественных благ (услуг), в том числе на финансирование социальной сферы, а также для инвестирования и создания финансовых резервов (резервных фондов). Частнохозяйственные финансовые ресурсы организаций используются на финансирование производства индивидуальных благ (товаров, работ, услуг), в том числе на возмещение материальных затрат и изношенного основного капитала, оплату труда работников и уплату налогов, на развитие производства, погашение кредитов и займов, выплату дивидендов и т.д. Использование финансовых ресурсов домашних хозяйств может быть двоякого типа: на ведение производственной и иной финансово-хозяйственной деятельности; на удовлетворение личных потребностей.
3. По степени централизации выделяют централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.
Централизованные, т.е. публичные, финансовые ресурсы формируются у органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивают финансовые потребности общественного воспроизводства на макроуровне. В современной России эти ресурсы, совершающие свое движение в публично-правовой форме налоговых и неналоговых доходов и поступлений, аккумулируются в бюджетах всех уровней (федеральном, региональных, местных), бюджетах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС) и государственных финансовых резервах (золотовалютных резервах Банка России, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния).
Общим направлением использования централизованных финансовых ресурсов является финансирование процесса производства общественных благ (выгод, услуг), за исключением государственных финансовых резервов (резервных фондов), которые используются на эти цели в определенные периоды времени и при особых обстоятельствах. В более развернутом плане централизованные финансовые ресурсы направляются на содержание органов публичной власти и управления, финансирование социально-культурных мероприятий и социальной политики, обеспечение нужд обороны, безопасности и правоохранительных органов, содержание ЖКХ и т.д. в соответствии с установленной бюджетной расходной классификацией. Часть централизованных финансовых ресурсов в виде нефтегазовых доходов федерального бюджета направляется на формирование и пополнение государственных финансовых резервов (резервных фондов).Децентрализованные, т.е. частнохозяйственные, финансовые ресурсы формируются у субъектов хозяйствования -- предприятий (организаций) и домашних хозяйств (индивидуальных предпринимателей и физических лиц), которые используют их на покрытие текущих производственных и иных затрат, на расходы капитального характера и вложение в финансовые активы, на резервирование, сбережение и личное потребление. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств, а также организаций различных форм собственности и типов домашних хозяйств имеют свою существенную специфику. Общим для всех этих субъектов является то, что основным элементом их финансовых ресурсов выступают денежные доходы, образуемые в результате производственной, хозяйственной, трудовой, индивидуально-трудовой деятельности в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг) и составляющих ее прибыли, амортизации и оплаты труда, а также в виде предпринимательского дохода, дивидендов, процентов, средств от размещения акций и продажи имущества, средств, поступающих на безвозмездной основе из бюджетов и внебюджетных фондов. Другой заметной частью децентрализованных финансовых ресурсов выступают заемные и другие долговые средства в виде кредитов банка, бюджетных ссуд, корпоративных облигационных займов и т.п. При всем многообразии расходов различных субъектов хозяйствования общими направлениями использования их финансовых ресурсов являются удовлетворение текущих потребностей, финансирование инвестиционных расходов и погашение обязательств перед бюджетной системой, банками и другими финансовыми организациями.