Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ  

 

  1. Сущность и значение финансового контроля
  2. Формы и методы финансового контроля
  3. Органы финансового контроля и их функции

 

1.   Контрольную функцию финансов выполняет финансовый контроль. Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Предметом финансового  контроля выступают:

    • Бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса;
    • Финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования;
    • Налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
    • Показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения;
    • Страховой рынок.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовый контроль, являясь конкретной формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой систему особо организованных мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности с использованием специфических приемов и методов.

Финансовый контроль объективно необходим в любом  обществе, где имеют место товарно-денежные отношения. Экономика смешанного типа в качестве главного приоритета выдвигает достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации контроля над процессами формирования, распределения и использования материальных и финансовых ресурсов во всех сферах и отраслях деятельности.

Сложность и многообразие задач, решаемых с помощью финансового  контроля в различных сферах экономики и на разных уровнях управления, предъявляют особые требования к его организации и определяют характер организационных взаимосвязей.

Цель финансового  контроля - содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Задачи финансового  контроля:

      • Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;
      • Обеспечение соблюдения действующего финансового законодательства;
      • Обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
      • Содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов;
      • Выявление резерва роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;
      • Обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины.

Решение этих задач обеспечивается системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя уголовные административные, дисциплинарные и экономические  меры воздействия на нарушителей  финансовой дисциплины.

Организация финансового  контроля осуществляется в соответствии со следующими принципами :

    1. принцип всеобщности;
  1. принцип универсальности (заключается в однотипности приемов контроля);
    1. принцип гласности;
  1. принцип достоверности, т.е. контроль должен опираться на правдивые данные о составлении финансового документа;
  1. принцип действенности, связанный с тем, что по результатам проверки должны приниматься определенные решения.

В настоящее время  наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

          Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения не целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного финансового контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

 

 

 

2. В зависимости от статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, выделяют следующие виды финансового контроля:

  • государственный финансовый контроль;
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль;

— независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль в свою очередь классифицируется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специализированными контрольными органами, основная функция которых — государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и защита финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, департаментов, управления и отделы местных администраций. Его объектом выступают производственно-коммерческая и финансовая деятельность подведомственных организаций.

Целью государственного финансового  контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

Исходя из цели, основные задачи государственного финансового контроля могут быть сформулированы следующим образом:

- организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и долевому назначению;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов, предусматривавших расходы, покрываемые за счет средств бюджетов всех уровней и бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов;

— контроль реализации механизма межбюджетных отношений;

— выявление финансовых злоупотреблений  в сфере государственных финансов и проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины;

— оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Объектом государственного финансового контроля являются отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу производства и распределения национального дохода в территориальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования.

Субъектами государственного финансового контроля являются организации, осуществляющие финансовый контроль. Они подразделяются на основе вида осуществляемого контроля (внешний и внутренний) и в зависимости от уровня управления (федеральный, региональный и местный).

Согласно статье 151 БК РФ, органами государственного финансового контроля являются:

 Счетная палата РФ (создается Федеральным собранием РФ);

контрольные и финансовые органы исполнительной 
власти;

контрольные органы законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

 Организация государственного финансового контроля 
строится на основополагающем принципе организации власти в демократическом государстве — принципе разделения властей.

Финансовый контроль исполнительной власти за деятельностью своих структур с целью более эффективной организации управления государственными ресурсами называется внутренним.

Внешний контроль — это контроль за деятельностью исполнительной власти в сфере распоряжения государственными ресурсами и собственностью, осуществляемый независимыми от нее органами законодательной власти. Такой подход к организации государственного финансового контроля способствует объективной оценке состояния государственных финансов и соответствует международному опыту.

Международный документ, Лимская декларация руководящих  принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г., разграничивает эти два вида контроля: «Внутренние контрольные службы создаются внутри контрольных ведомств и организаций, в то время как внешние ревизионные структуры не являются частью организационной структуры проверяемых организаций».

Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий (планово-экономические и финансовые отделы, бухгалтерия), а также ревизионными комиссиями или службами внутреннего аудита, создаваемыми на постоянной либо временной основе. Статус этих органов определяется Уставом организации и внутренними нормативно-правовыми актами. Объектом контроля здесь выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Контрольная функция здесь проявляется в том, что выявляются степень соответствия получаемых доходов и произведенных расходов требованиям финансовых планов, правомочность осуществления хозяйственных операций и сделок, анализируется финансовое состояние организации в целом.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет понятие аудита следующим образом: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, аудит представляет собой вид деятельности, в ходе которого компетентный и высококвалифицированный специалист или фирма собирает и анализирует данные, подтверждающие количественную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта, в целях определения степени соответствия этой информации установленным критериям. Главная цель аудиторского контроля состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности предприятий, а также контроле за соблюдением законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Нормативные акты, регламентирующие аудиторскую деятельность, классифицируют внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внешний аудит проводится на договорной основе независимой аудиторской фирмой (аудитором), не имеющей на проверяемом предприятии никаких интересов. Это предполагает, что внешний аудит не может осуществляться в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками или акционерами аудиторских фирм.

Основной задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности, улучшению финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутренний  аудит осуществляется специальными структурными подразделениями предприятия или отдельными лицами, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающими в его штате. Внутренние аудиторы помимо основной деятельности — совершенствование системы учета и внутреннего контроля на предприятии могут выполнять и специальные задания руководства.

Инициативным является аудит, проводимый по инициативе самого экономического субъекта, собственников предприятия или его руководителей, а также лиц, владеющих не менее чем 25 % акций, дающих право голоса. Обязательным в Российской Федерации является аудит предприятий и организаций, перечень которых установлен законодательством РФ (акционерные общества открытого типа, банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые и финансовые компании и т. д.), а также по поручению государственных органов финансового контроля, правоохранительных и судебных органов.

Финансовый контроль может быть классифицирован в  зависимости от сроков его проведения на предварительный, текущий и последующий (заключительный).

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы