Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

 

1. Экономическое  содержание и основные характеристики  бюджета

2. Функции  государственного бюджета

3.Влияние  бюджета на социально-экономические  процессы

 

 

Выработка бюджета есть искусство 

равномерного распределения разочарований

М. Станс, директор Бюджетного бюро США

 

 

1. Одним из инструментов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Валовый внутренний продукт — обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих в ее экономике юридических и физических лиц за определенный период времени.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, ВНП представляет исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. От валового внутреннего продукта (ВВП) он отличается на сумму, равную сальдо полученных данной страной прибылей из-за рубежа и переведенных за рубеж прибылей, полученных на территории данной страны. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. ВНП может быть рассчитан методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока затрат и потока доходов. Если весь произведенный в стране продукт реализован, то есть продан и оплачен, то ВНП равен валовому национальному доходу. ВНП есть сумма чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств. Исчисляется по методологии ООН и используется для определения масштабов, темпов динамики хозяйственных показателей, международных сопоставлений и прогнозов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД- исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета и бюджетной системы следует рассматривать прежде всего на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной форме доходов и расходов.

В современных условиях бюджет — не только единственный плановый документ, утверждаемый в качестве закона, но и основа, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

С помощью государственного бюджета государственные власти мобилизуют финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них задач.

Государственный бюджет — эффективный инструмент, посредством которого выполняется регулирование экономики страны. (слайд 1)

Бюджет необходим любому государства для удовлетворения его объективных потребностей в  денежном фонде, служащем выполнению экономических, социальных и политических функций. Бюджет включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. содержание которых не меняется при переходе от одной общественно – экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

          Бюджет – сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Бюджет по - разному  можно рассматривать с экономических  и юридических позиций 

          Как экономическая категория  бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Отсюда различают бюджеты: индивида (конкретного физического лица), коллектива (семьи, предприятия, организации и т.п.). Первые три типа бюджета свойственны любой стране. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех присущи общие признаки:

  1. необходимость, причины, функции и общая цель функционирования;
  2. экономическая основа;
  3. функциональная форма;
  4. функциональный механизм.

Роль бюджета как  главного финансового плана страны (юридический аспект) проявляется  в том, что он:

- закрепляет права  и обязанности участников бюджетных  отношений:

- организует деятельность всех звеньев финансовой системы государства, составной частью которой является бюджетная система;

- отражает размеры  необходимых государству финансовых  ресурсов;

- определяет налоговую  политику государства;

- фиксирует конкретные  направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта;

- выступает в качестве  эффективного регулятора экономики.

Бюджету как  финансовому плану присущи следующие  характерные черты:

- балансов составления  и исполнения;

- сочетание централизованных начал с инициативой органов местного самоуправления.

(Слайд 2)  Необходимость любого бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом их социально-экономической жизнедеятельности.

Экономическую основу возникновения полноценного бюджета составляет многообразие форм собственности. Соответственно условиями выступают товарно-денежные отношения общества.

Экономическая роль бюджета состоит в том, что  он:

  • создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач;
  • регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта;
  • создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры государства, а также рационального размещения в нем производительных сил;
  • аккумулирует крупные денежные средства, в т.ч. предназначенные:

- для обеспечения обороны  и безопасности страны;

- осуществления государственной социально-экономической политики;

- оплаты труда государственных  служащих, иных работников бюджетной  сферы;

- реализации государственных  и местных программ по развитию  и функционированию отраслей  экономики, охране окружающей  среды, развитию научно-технического потенциала и культуры, а также выравниванию социально-экономического уровня субъектов федерации и муниципальных образований и др.

Цель любого бюджета – финансовое обеспечение функционирования субъекта.

При переходе от бюджета  вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т.е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей.

Цель государственного бюджета – финансовое обеспечение функций государства.

Форма функционирования бюджетов – планомерность, т. е. предварительное составление планов формирования и использование бюджета, их согласование.

Механизм бюджета – система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик:

- сумма поступлений  в бюджет;

- сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета;

- соотношение поступлений  и расходов;

- длительность бюджетного  периода.

 Все основные характеристики находят отражение в законодательных актах органов государственной власти о бюджете и часто даются в процентном отношении к ВВП.

Длительность бюджетного периода – это время в течение  которого реализуется конкретный бюджет. Здесь теоретически возможны любые сроки от одного дня до нескольких лет. Однако на практике наибольшее распространение получил годовой бюджет. При этом начинаться он может с любого числа и месяца. Так, в США бюджетный год длится с 1 октября по 30 сентября следующего года, в Японии, Канаде – с 1 апреля по 31 марта, В Швеции, Норвегии – с 1 июля по 30 июня. В РФ бюджетный год приравнивается к календарному году и длится 12 месяцев – с 1 января по 31 декабря.

          Государственный бюджет возник  с появлением государства. Только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, который утверждается законодательным органом власти. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 –1689гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были изначально разделены на две части – гражданские и военные.

В России первая роспись  государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.

На современном этапе  отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30—40% его величины.

 Финансовые отношения  возникающие у государства с  предприятиями и населением называются  бюджетными и регулируются Бюджетным  кодексом РФ, который был принят 31 июля 1998г. №145 – ФЗ.

  Бюджетные отношения представляют собой часть финансовых, но имеют определенную специфику:

  1. возникают в распределительном процессе, обязательным участником которого является государство;
  2. эти отношения связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Объективный характер бюджетных  отношений обусловлен тем, что в  руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля НД, необходимая для расширенного воспроизводства на нужды всего общества, удовлетворение социально культурных потребностей граждан, решение общих задач обороны страны, возмещение общих издержек государственного управления.

Бюджетные отношения  в процессе функционирования материализуются  в бюджетном фонде страны.  Его величина отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами как: уровень развития экономики, методы хозяйствования на предприятиях, решаемые обществом экономические и социальные задачи. В составе бюджетного фонда создаются резервы.

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством всех возложенных на него экономических, социальных, политических и других задач в рамках соответствующей экономической системы.

Отличительные особенности  государственного бюджета как самостоятельной  экономической категории:

  • бюджетные отношения - это перераспределительные отношения;
  • с помощью государственного бюджета проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики (изменение налоговых ставок);
  • в условиях рыночной экономики мероприятия бюджетной политики должны быть четко продуманы, скоординированы с денежно – кредитной, валютной и ценовой политикой государства.
  • бюджетное распределение занимает центральное звено в составе государственных финансов, т.к. в государственном бюджете отражаются все экономические процессы происходящие в обществе, а также находят свое отражение все финансовые институты – налоги, государственные расходы, государственные займы и его можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.

Таким образом, с позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. В смысле правового акта – это основной финансовый план страны.

Назначение государственного бюджета – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

 

 

2. Сущность государственного бюджета реализуется посредством выполняемых им функций.

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы