Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Тема 1. ФИНАНСЫ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

  1. Социально – экономическая сущность финансов
  2. Функции финансов

 

1.

Понятие «финансы» зачастую отождествляется с деньгами. Однако, если финансы и деньги это одно и тоже, то зачем существуют два  разных термина для одной и той же категории. Что же такое финансы?

Термин «финансы» возник в XII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой  денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Каковы же предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникло данное явление и термин отражающий его.

1) Именно в Центральной  Европе в результате первых  буржуазных революций хотя и  сохранились монархические режимы, но произошло отторжение главы государства от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

2)Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы  государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3) Налоги в денежной  форме приобрели преимущественный  характер, тогда как ранее доходы государства формировались за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валовой внутренний продукт — обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих в ее экономике юридических и физических лиц за определенный период времени.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, ВНП представляет исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. От валового внутреннего продукта (ВВП) он отличается на сумму, равную сальдо полученных данной страной прибылей из-за рубежа и переведенных за рубеж прибылей, полученных на территории данной страны. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. ВНП может быть рассчитан методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока затрат и потока доходов. Если весь произведенный в стране продукт реализован, то есть продан и оплачен, то ВНП равен валовому национальному доходу. ВНП есть сумма чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств. Исчисляется по методологии ООН и используется для определения масштабов, темпов динамики хозяйственных показателей, международных сопоставлений и прогнозов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД- исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

Итак, финансы - исторически  сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

Началом финансовых отношений  является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее  его распределение. Обычный воспроизводственный  процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы.

Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без  участия государства, то есть именно прибавочный продукт, а не государство является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

-во-первых, товарное производство;

-во-вторых, опосредование  товарного производства денежными отношениями;

-в-третьих, наличие  процесса первичного распределения  созданного совокупного общественного  продукта и его составной части  - прибыли.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит  уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт является, как объектом обеспечения воспроизводственного процесса, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Необходимость финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория).

Исторический характер финансов, как объективной экономической категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно - экономической формации (финансы не могут быть ни социалистическими, ни капиталистическими), кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель - выработка эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег  как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Подводя итоги, можно  констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:

1. Финансы - это денежные  отношения;

2. Финансы присущи  всем формациям;

3. Финансы регулируются государством;

4. Финансы - это распределительная  категория;

5. Финансы связаны  с образованием и использованием  денежных доходов и фондов.

Таким образом, можно  дать следующее определение:

Финансы – это объективная экономическая категория, совокупность денежных отношений организованных государством и возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными - денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

•       предприятиями  в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

•       предприятиями  и вышестоящими организациями при  создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

•       государством и  предприятиями при уплате ими  налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

•       государством и  гражданами при внесении ими налогов  и добровольных платежей;

•       предприятиями, гражданами и Внебюджетными фондами  при внесении платежей и получении  ресурсов; отдельными звеньями бюджетной

системы;

•       органами имущественного  и личного страхования,  предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается большое значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода.

Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся  к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это распределительная  категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. В 1960-90-х гг. доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла до 35-50% и более. Накануне Первой мировой войны (1914-1918 гг.) она составляла всего 9-18%.

Социально-экономическая  сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического  развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В 19 в. в условиях жестокой производственной эксплуатации широкие народные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Гигантское развитие производительных сил в 20 в., особенно во второй его половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения.

Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с  требованиями научно-технической революции  особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и другие.

Характер перераспределительных  процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

В бывшем СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем  расходов на военные цели, неэффективным  использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы