Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

ТЕМА: ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Системы исполнения бюджетов
    2. Участники бюджетного процесса по исполнению бюджета

 

 

1. Важная составляющая бюджетного процесса — исполнение бюджета, посредством которого должно быть обеспечено полное и своевременное поступление предусмотренных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование бюджетных организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов, представленные на слайде.

Исполнение бюджета  — это совокупность действий органов  исполнительной власти, направленных на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств и т.д.

Казначейская (через государственные  и негосударственные казначейства) система. В этом случае на органы казначейства возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Эти органы являются кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Банковская система. При  такой системе функцию организации  исполнения бюджетов выполняет центральный  банк (возможен вариант участия и коммерческих банков).

Распорядитель средств соответствующего бюджета (распорядитель бюджетных средств, РБС) — орган государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Смешанная система. Для данной системы характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.

В Российской Федерации  существовала централизованная банковская система исполнения бюджета, которая допускала фиксирование денежных средств только на стадии платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами была уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета. В целях совершенствования бюджетного процесса в стране были организованы казначейские органы, за счет которых был произведен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.

Сравнительный анализ процесса доведения до получателей средств федерального бюджета до создания системы Казначейства России и после ее создания позволяет утверждать, что во втором случае уменьшилось количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, и поэтому усилился контроль за их целевым использованием.

Схема доведения средств  федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг), действовавшая до создания системы Казначейства России, представлена на слайде

Схема доведения средств  федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг) в условиях создания системы Казначейства России, когда его органы ведут лицевые счета распорядителей бюджетных средств, представлена на слайде

 

 

2. Участники процесса исполнения бюджета - органы, обладающие бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов (слайд).

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят следующие органы.

Финансовые  органы (федеральные финансовые органы — Минфин России, Казначейство России, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов Российской Федерации и др.) составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета:

■ Федеральная налоговая  служба осуществляет контроль за правильностью и полнотой уплаты налогоплательщиками всех налогов и сборов;

  • Федеральная таможенная служба осуществляет сбор доходов 
    от осуществления внешнеэкономической деятельности юридических 
    и физических лиц;
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Министерство экономического развития Российской Федерации, на которое возложена координация деятельности Российского 
    фонда федерального имущества, осуществляют сбор средств от использования и продажи государственного имущества, в том числе сбор до 
    ходов казенных предприятий;
  • департаменты (комитеты) по управлению имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества, принадлежащего субъектам Российской 
    Федерации;
  • органы (должностные лица) по управлению имуществом муниципальных образований осуществляют сбор средств от использования 
    и продажи имущества, принадлежащего муниципальным образованиям.

Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов: Казначейство России, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

Счетная палата Российской Федерации - орган Государственного финансового контроля, созданный законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, проводящий экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Органы, осуществляющие исполнение бюджета: Минфин России, Казначейство России и соответствующие финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Главный распорядитель  бюджетных средств — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять их между распорядителями и получателями бюджетных средств. Основные полномочия ГРБС:

  • обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
  • формирование перечня подведомственных ему распорядителей 
    и получателей бюджетных средств;
  • ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств 
    и бюджетных ассигнований;
  • осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
  • составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;
  • внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
  • внесение предложений по формированию и изменению сводной 
    бюджетной росписи;
  • определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
  • с 1 января 2009 г. — формирование государственных (муниципальных) заданий;
  • обеспечение контроля за соблюдением получателями субвенций, 
    межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, 
    условий, установленных при их предоставлении;
  • организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности;
  • формирование бюджетной отчетности главного распорядителя 
    бюджетных средств;
  • осуществление иных бюджетных полномочий, установленных 
    БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

ГРБС выступает в  суде от имени казны Российской Федерации: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных главным распорядителем.

Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и сведений об изменениях бюджетного финансирования. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.

Банк России, несмотря на переход к казначейской системе исполнения бюджета, является важным участником бюджетного процесса.

Центральный банк Российской Федерации — главный государственный банк страны, наделенный особыми правами. Он призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств и золота и т.д.

Участие Банка России вызвано тем, что процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В частности, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет внебюджетного фонда.

К бюджетным полномочиям  Банка России относятся:

  • разработка совместно с Правительством Российской Федерации, 
    представление на рассмотрение Государственной Думе основных на 
    правлений развития денежно-кредитной политики;
  • обслуживание счетов бюджетов; в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих полномочий обслуживание счетов бюджетов осуществляют кредитные организации. Операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами осуществляются без взимания комиссионного вознаграждения;
  • осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  • администрирование доходов от кредитных организаций в бюджетную систему Российской Федерации.

Такие доходы включают денежные взыскания (штрафы);

■ за нарушение законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности;

  • нарушение валютного законодательства Российской Федерации 
    и актов органов валютного регулирования, а также законодательства 
    Российской Федерации в области экспортного контроля;
  • нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических 
    и психотропных средств.

К доходам, поступающим  в бюджетную систему Российской Федерации, относится также государственная пошлина:

  • за совершение действий, связанных с лицензированием, проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена 
    законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет;
  • государственную регистрацию юридического лица, физических 
    лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия;
  • совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) 
    эмиссионных ценных бумаг.

Территориальные учреждения Банка России обеспечивают достоверность передаваемых кредитными организациями данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) банковского законодательства в части исполнения бюджетов и учета внебюджетных фондов.

Функции территориальных  подразделений Банка России состоят в следующем:

  • контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения 
    счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов 
    других уровней, государственных внебюджетных фондов;
  • контроль за своевременным и правильным составлением РКЦ 
    и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению 
    федерального бюджета;
  • составление и представление Банку России отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета в целом и по региону;
  • оказание содействия соответствующим государственным органам при реализации ими своих функций в сфере организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов:
  • организация и осуществление контроля за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;
  • контроль за правильностью и своевременностью перечисления 
    поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов региона, осуществляемых органами Казначейства 
    России, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы