Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
ТЕМА: ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Важная составляющая бюджетного процесса — исполнение бюджета, посредством которого должно быть обеспечено полное и своевременное поступление предусмотренных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование бюджетных организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации.
В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов, представленные на слайде.
Исполнение бюджета — это совокупность действий органов исполнительной власти, направленных на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств и т.д.
Казначейская (через государственные
и негосударственные
Банковская система. При
такой системе функцию
Распорядитель средств соответствующего бюджета (распорядитель бюджетных средств, РБС) — орган государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Смешанная система. Для данной системы характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.
В Российской Федерации существовала централизованная банковская система исполнения бюджета, которая допускала фиксирование денежных средств только на стадии платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами была уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета. В целях совершенствования бюджетного процесса в стране были организованы казначейские органы, за счет которых был произведен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.
Сравнительный анализ процесса доведения до получателей средств федерального бюджета до создания системы Казначейства России и после ее создания позволяет утверждать, что во втором случае уменьшилось количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, и поэтому усилился контроль за их целевым использованием.
Схема доведения средств федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг), действовавшая до создания системы Казначейства России, представлена на слайде
Схема доведения средств федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг) в условиях создания системы Казначейства России, когда его органы ведут лицевые счета распорядителей бюджетных средств, представлена на слайде
2. Участники процесса исполнения бюджета - органы, обладающие бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов (слайд).
Законодательные (представительные)
органы рассматривают и утверждают
соответствующие бюджеты и
Исполнительные органы
государственной власти (исполнительно-
В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят следующие органы.
Финансовые органы (федеральные финансовые органы — Минфин России, Казначейство России, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов Российской Федерации и др.) составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета:
■ Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильностью и полнотой уплаты налогоплательщиками всех налогов и сборов;
Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов: Казначейство России, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.
Счетная палата Российской Федерации - орган Государственного финансового контроля, созданный законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, проводящий экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Органы, осуществляющие исполнение бюджета: Минфин России, Казначейство России и соответствующие финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Главный распорядитель бюджетных средств — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять их между распорядителями и получателями бюджетных средств. Основные полномочия ГРБС:
ГРБС выступает в суде от имени казны Российской Федерации: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных главным распорядителем.
Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и сведений об изменениях бюджетного финансирования. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.
Банк России, несмотря на переход к казначейской системе исполнения бюджета, является важным участником бюджетного процесса.
Центральный банк Российской
Федерации — главный
Участие Банка России вызвано тем, что процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В частности, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет внебюджетного фонда.
К бюджетным полномочиям Банка России относятся:
Такие доходы включают денежные взыскания (штрафы);
■ за нарушение законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности;
К доходам, поступающим в бюджетную систему Российской Федерации, относится также государственная пошлина:
Территориальные учреждения Банка России обеспечивают достоверность передаваемых кредитными организациями данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) банковского законодательства в части исполнения бюджетов и учета внебюджетных фондов.
Функции территориальных подразделений Банка России состоят в следующем: