Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
ТЕМА: Государственные и муниципальные финансы
1. Система публичных финансов
2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.
3. Публичные
(государственные и
1. Публичные, т.е. государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, ее централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику. Исторически финансы возникли и вплоть до господства экономики, основанной на капитале, функционировали в форме публичных финансов — государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы как самостоятельная отрасль финансов формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.
В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляются централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего общественные блага (услуги).
Государственные
и муниципальные финансы
Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.
Совокупность
уровней и звеньев (относительно
самостоятельных групп
экономический и публично-правовой (по уровням публичной власти).
По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):
4) государственные
финансовые резервы и резервные фонды.
Состав и структура системы публичных финансов непосредственно зависят от государственного (публично-правового) устройства страны.
В РФ система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:
1) государственные (федеральные и региональные) финансы;
2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).
Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом и уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов, но и составом образующих их систему звеньев.
Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировке ее звеньев представлено на рисунке.
Урезанный по сравнению с государственными финансами состав звеньев муниципальных (местных) финансов обусловлен более ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку, согласно Конституции РФ, последние не являются органами государственной власти.
В структуре
государственных и
2. Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которые в определенном размере сосредоточиваются в органах государственной власти и местного самоуправления для обеспечения покрытия расходов, необходимых для реализации государством и местными органами власти своих функций.
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, с целью выполнения государством своих функций.
Функции государственных финансов. Сущность государственных и муниципальных финансов как экономической категории находит свое отражение в реализуемых ими функциях, исследование которых необходимо для осуществления государственной финансовой политики. Наиболее важными являются следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
Планирование подразумевает формулировку целей и выбор путей их достижения на основании имеющихся финансовых ресурсов, учитывая разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. С помощью этой функции органы государственной и муниципальной власти производят распределение ограниченного объема финансовых ресурсов с учетом приоритетов и сложившейся экономической ситуации. Реализуется эта функция путем составления прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов на следующий финансовый год и трехлетний период, проектов адресных инвестиционных программ, других необходимых документов и расчетов.
Функция организации предусматривает необходимость организации порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбора уполномоченных кредитных учреждений, разграничения полномочий между различными уровнями власти, а также прав и обязанностей законодательных и исполнительных органов власти в ходе бюджетного процесса. Она затрагивает как бюджетное устройство, так и бюджетную классификацию.
Функция стимулирования предполагает оказание государственной поддержки и содействие отдельным отраслям народного хозяйства и регионам. Реализуя данную функцию путем осуществления бюджетных расходов, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.
Функция контроля позволяет выяснить, своевременно ли и полностью ли финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, в каких пропорциях распределяются бюджетные средства, насколько эффективно они используются. Контроль над исполнением бюджета возложен на законодательные и исполнительные органы власти. Существуют следующие формы контроля:
Важнейшими проблемами в сфере государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, совершенствование налоговой системы, повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности и др.
Публичные финансы выполняют три функции:
При выполнении публичными финансами функции образования публичных доходов образуются налоговые и неналоговые доходы бюджетов органов публичной власти (в России — доходы федерального, региональных бюджетов), бюджетов государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов и государственные финансовые резервы (отложенные в запас публичные доходы).
Привлечение органами публичной власти заемных средств, как правило, осуществляется при недостатке собственных доходов, т.е. для их временного замещения на условиях возвратности и платности. Особенностью формирования публичных доходов является то, что основная их масса аккумулируется в принудительной налоговой форме, поскольку общественные блага производимые государством, также предоставляются преимущественно в принудительном порядке.
Публичные доходы формируются на всех стадиях воспроизводства ВВП, но проявляются в своих конкретных формах и видах на стадии первичного и вторичного распределения. В результате доходы принимают форму первичных и вторичных доходов. Такой вывод вытекает из современной теории факторов производства стоимости (ценности) общественного продукта (ВВП или чистого продукта) и его распределения но доходам.
Полная, развернутая структура созданного, реализованного и распределенного на первичные доходы чистого продукта общества по факторам производства может быть представлена следующим образом:
1) земля (природный фактор) — рента;
2) труд (личный фактор) фиксированная заработная плата;
3) капитал (вещественный фактор) прибыль или процент на капитал;
4) предпринимательская
5) государственное регулирование экономики (макроэкономический, воспроизводственный фактор) – косвенные налоги, неналоговые доходы органов публичной власти.
В современном обществе роль государства при выполнении своих функций становится настолько существенной, что без него процесс общественного воспроизводства уже не состоянии нормально функционировать. Государство превратилось в общественную производственную силу. Оно вовлекает в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания деловых циклов, сдерживания роста безработицы и инфляции, регулирования темпов экономического роста. Наконец, государство выступает монопольным производителем общественных благ (услуг). Для постоянного воспроизводства последних государство получает и реализует свое экономическое право, во - первых, на первичное распределение (долю) созданного чистого внутреннего продукта страны в форме косвенных налогов, включаемых в цены товаров, и доходов, получаемых им как обычным субъектом рыночной экономики (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от продажи имущества и т.д.), а во-вторых, на вторичное распределение (перераспределение) первичных доходов собственников других факторов производства (ренты, оплаты труда, прибыли, других доходов) преимущественно в виде прямых подоходных налогов.
Таким образом, выполняя свои
функции, государство выступает
собственником особого фактора
производства, участвуя в создании
и распределении чистого
1) первичные доходы в
форме косвенных налогов на
производство и импорт (налоги
на продукты и импорт, другие
налоги на производство) и неналоговых
доходов от
2) вторичный доход в
форме прямых (подходных) налогов
и неналоговых доходов
При выполнении публичными финансами второй функции происходит использование публичных доходов путем их расходования на цели производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг). Направления использования публичных доходов по их функциональной классификации и классификации сектора государственного управления образуют систему публичных расходов. С учетом функций, возложенных на органы публичной власти, по разделам бюджетной классификации выделяют расходы: общегосударственные, на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, ЖКХ, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику, а также межбюджетные трансферты. Классификация расходов по операциям сектора государственного управления предполагает их деление на расходы по оплате труда (с начислениями), оплате работ услуг, обслуживанию государственного (муниципального) долга, безвозмездным перечислениям бюджетам, социальному обеспечению, операциям с активами, а также расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, ценных бумаг и других финансовых активов.
В процессе организации движения первичных финансовых ресурсов, образования и использования публичных доходов возникает необходимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, возможность которого обусловлена третьей контрольной функцией публичных финансов. Выделяют внешний и внутренний, последующий, текущий и предварительный государственный (муниципальный) финансовый контроль, общефинансовый, антимонопольный, денежно-валютный, бюджетный, налоговый, внебюджетный, кредитный и другие виды финансового контроля органов публичной власти. Наиболее распространенные методы государственного (муниципального) финансового контроля — это проверки и ревизии, аудит и мониторинг.