Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
Пример. Вы платите 2 000 рублей в год - государство доплачивает еще 2 000 рублей. Итого, на Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.
Если Вы платите 12 000 рублей
в год - государство доплатит еще
12 000 рублей. Итого, за год Ваш счет
пополнится на 24 000 рублей.
Вы можете вносить в фонд своей будущей
пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос
государства при этом не превысит 12 000
рублей в год.
Пример. Вы внесли 15 000 рублей в год,
государство - 12 000 рублей.
Итого, за год Ваш индивидуальный счет
в Пенсионном фонде пополнится на 27 000
рублей.
Нынешние пенсионеры могут участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающим пенсионерам.
Сделать взнос в накопительную часть пенсии в рамках Программы софинансирования можно самостоятельно, перечислив средства в бюджет Пенсионного фонда через банк. Еще проще делать это через работодателя, поручив ему согласно направленному ему заявлению удерживать взносы из заработной платы и перечислять их в Пенсионный фонд.
Взносы можно перечислять разовыми платежами. Например, в апреле перечислить 2 000 рублей и еще 10 000 рублей в декабре. Либо платить равными платежами в течение года, например, по 200 рублей или по 1 000 рублей в месяц.
Особые условия для
участия в Программе
Средства накопительной части будущей пенсии, включая
средства от государственного софинансирования,
могут быть переданы в управление негосударственному
пенсионному фонду или управляющей компании.
Если таковые не были выбраны (по желанию
плательщика), то пенсионные накопления
будут находиться в доверительном управлении
государственной управляющей компании
(в настоящее время – Внешэкономбанк).
Если же на момент вступления в программу
софинансирования средства накопительной
части пенсии переведены в управляющую
компанию или негосударственный пенсионный
фонд, то дополнительные взносы и средства
государственного софинансирования будут
поступать в выбранную организацию управления
пенсионными накоплениями.
Из сумм, которые были внесены на накопительную часть пенсии в рамках Программы софинансирования, может быть произведен налоговый вычет, средства которого можно использовать на определенные цели (образование, здравоохранение, добровольное пенсионное страхование и т.д.).
Средства, накопленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуются правопреемниками в случае смерти гражданина в том же порядке, который предусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Выплаты производятся правопреемникам в том случае, если участник Программы умрет до момента оформления пенсии. Это условие оговорено в законе. Наследники смогут получить средства, перечисленные самим завещателем и работодателем, средства, которые софинансировало государство, а также доход, полученный от инвестирования накопительной части пенсии.
С 1 января 2010 года вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.
Базовая часть пенсии - это фиксированная сумма, которая искусственно отделена от страховой части из-за того, что источник у нее - единый социальный налог. С 2010 года, когда ЕСН заменят страховые взносы в Пенсионный фонд, пенсии будут целиком выплачиваться за счет Фонда, необходимость в делении пенсии на страховую и базовую части отпадет. Базовая часть перейдет в страховую в виде фиксированного базового размера.
У граждан 1967 года рождения и моложе также как и раньше будет формироваться накопительная часть пенсии.
Таким образом, в структуре трудовой пенсии с 2010 года выделяются две части:
- страховая – размер страховой части пенсии зависит от уровня заработной платы застрахованного лица (гражданина) и от уплаченных работодателем страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ. У мужчин 1952 года рождения и старше, а также у женщин 1956 года рождения и старше, не вступивших в программу государственного софинансирования пенсии трудовая пенсия будет состоять только из одной части - страховой;
- накопительная - размер накопительной части пенсии зависит от уровня заработной платы застрахованного лица (гражданина) и от уплаченных работодателем страховых взносов, поступивших на накопительную часть в бюджет Пенсионного фонда РФ, дополнительных страховых взносов, самостоятельно уплаченных застрахованным лицом на свою накопительную часть, а также дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Начиная с 2010 года в связи с вступлением в силу изменений действующего пенсионного законодательства, касающихся порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России, в 2010 году тариф взноса на страховую часть составит для лиц 1967 года рождения и моложе — 14%, а с 2011 года — 20%, размер тарифа на накопительную часть останется на уровне 6%. Для тех, кто хочет увеличить свою будущую пенсию, созданы условия для самостоятельного формирования дополнительного пенсионного капитала. У каждого гражданина имеется возможность участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений путем добровольной уплаты страховых взносов, а также участия в пенсионных программах негосударственных пенсионных фондов.
Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года
Валоризация - это переоценка денежной стоимости
пенсионных прав, которые были приобретены
гражданами до пенсионной реформы 2002 года.
Она проводится в отношении всех застрахованных
лиц, имевших стаж до 1.01.2002 года. Проще
говоря, валоризация уже сейчас коснется
всех нынешних пенсионеров, а также всех
россиян, работавших любой период времени
до 2002 года, по мере выхода их на пенсию.
В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002 года, различается только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал будет умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал будет дополнительно увеличиваться на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 года. Здесь нет никаких максимальных ограничений. Если трудовой стаж до 1991 года был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 года увеличится на 10% + 25% =35%.
До 2002 года пенсия в Российской
Федерации рассчитывалась, исходя из
двух факторов - из продолжительности
общего трудового стажа и величины
среднемесячного заработка
Как было отмечено выше,
в 2002 году состоялся переход на принципиально
новую систему. Это модель, основанная
на том, что величину размера пенсии
задает не стаж и заработок, а объем
страховых взносов, которые перечислены
работодателем за работника на его
индивидуальный лицевой счет. Соответственно,
чем больше у вас зарплата и чем дольше
вы платите с нее страховые взносы, тем
большая величина у так называемого расчетного
пенсионного капитала. В свою очередь,
расчетный пенсионный капитал для получения
размера пенсии, делится на ожидаемый
период выплаты.
Очевидно, что граждане, чьи пенсионные
права формируются полностью на страховых
принципах, т.е. те, кто начал трудовую
деятельность после 2002 года, еще не достигли
пенсионного возраста. Между тем, после
пенсионной реформы 2002 года, пенсию по
новым правилам назначают тем гражданам,
чьи пенсионные права уже были сформированы
в старой системе, т.е. измерялись стажем
и заработком. Естественно, что эти права
должны были быть учтены, они должны были
быть соединены с теми страховыми взносами,
которые стали индивидуально учитываться
у людей и влиять на пенсионные права с
2002 года. Для того, чтобы соединить старые
и новые права, чтобы все это вошло в расчетный
пенсионный капитал, в отношении всех
пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002
года, и тех кто начал работать до 2002 года,
была осуществлена конвертация пенсионных прав.
Оценка пенсионных прав застрахованных
лиц по состоянию на 01.01.2002 производится
исходя из расчетного размера пенсии по
старости, определяемого в порядке, аналогичном
порядку исчисления размера трудовой
пенсии по нормам действовавшего ранее
пенсионного законодательства, исходя
из заработка и стажа застрахованного
лица, выработанного им до начала реформы
(до 01.01.2002).
Для того чтобы обеспечить увеличение
пенсий граждан старшего поколения, государство
приняло решение провести переоценку
денежной стоимости пенсионных прав, которые
были приобретены гражданами до запуска
пенсионной реформы - валоризацию.
В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации составит 1 431 руб. в месяц. Наибольший эффект от валоризации будет для людей старше 80 лет - прибавка в месяц составит до 1700 руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем в размере 700 руб., от 61-70 лет - 1300 руб., от 71 - 80 лет - на 1600 руб.
При этом на увеличенные таким образом пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии, которые производятся в течение года.
В большинстве развитых стран до сих пор преобладает государственная пенсионная система. Пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые взимаются с работающих граждан. Однако тенденции старения населения, когда число работающих уменьшается по сравнению с пенсионерами, делает эту систему ненадежной, заставляя перейти от распределительной к накопительной пенсионной системе.
С началом реформы пенсионной системы в России, каждый работающий самостоятельно делает выбор управляющей компании. Он передает свои средства в доверительное управление. Деятельность таких компаний строго регламентирована законодательством Российской Федерации, и управление пенсией осуществляется только крупными управляющими компаниями с собственным капиталом более 50 миллионов рублей.
Основные функции управляющей компании – инвестиция средств в ценные бумаги и другие финансовые инструменты наиболее выгодным для клиента образом. Государство определило заранее, в какие именно ценные бумаги может быть инвестирована пенсия УК. Эти ограничения позволяют снизить риск и защитить пенсионные деньги.
Сделав свой выбор управляющей компании, гражданин заполняет заявление, которое направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании этого заявления управление пенсией передается Пенсионным фондом РФ в доверительное управление выбранной УК. Управление пенсией можно доверить, не только выбрав компанию, но и негосударственный пенсионный фонд, который будет вести накопительные счета, передавать средства управляющим компаниям, выплачивать накопительную часть пенсии и информировать клиента, куда инвестирована его пенсия УК, и о состоянии его счета.
Фонд
социального страхования Россий
В бюджет ФСС России подлежат зачислению следующие виды доходы:
1) налоговые доходы;
■ ЕСН по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в ФСС России,
■ доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%,
- единого налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%,
- минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 20%,
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%,
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%;
2) неналоговые доходы:
■ страховые го и осы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
Наибольшую долю в составе доходных источников формирования ФСС России составляют: поступления соответствующей части ЕСН - 75%, страховые взносы 20%, и средства федерального бюджета— 2%; удельный пес каждого из иных доходов не превышает 1%.
Расходы бюджета ФСС России непосредственно зависят от структуры системы социального страхования, которая включает в себя следующие элементы: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социальное обеспечение отдельных категорий граждан. Основной объем расходов этого фонда составляют выплаты различного рода пособий и страховые выплаты по видам социального страхования (около 90%). Страховой характер таких пособий и выплат обусловлен, что их финансовым обеспечением являются соответствующая часть ЕСН и профессиональные страховые взносы. Кроме того, счет средств фонда возмещаются (полностью или частично) расходы работников, детей и определенных социальных групп населения на санаторно – курортное лечение и реабилитацию, содержатся детские и юношеские спортивные школы, осуществляются затраты на управление и материально - техническое обеспечение деятельности фонда
Учитывая вышесказанное, расходы бюджета ФСС России можно условно сгруппировать по их функциональному признаку: