Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

На бюджеты государственных внебюджетных фондов распространяются основы общей бюджетной классификации Российской федерации.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные финансовые организации (учреждения), деятельность которых осуществляется и соответствии с уставами (положениями). В них определяются задачи и функции данных организаций по управлению средствами конкретных государственных внебюджетных фондов.

Органы  управления государственными внебюджетными фондами тесно связаны в своей деятельности с такими структурами, как региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий и пособий получателям; Банк России и его региональные управления, через расчетно-кассовые центры которых фонды осуществляют свои операции; региональные отделения Сбербанка РФ; Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата пенсий и пособий.

Порядок формирования единый для всех внебюджетных фондов.  
 
С 1 января 2010г. вступил в силу Федеральный закон № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

С 1 января 2010 единый социальный налог заменяется страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, фонды - Федеральный и  территориальные - обязательного медицинского страхования. 2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования.

С 2011 года ставка страховых  взносов возрастет до 34% - 26% будет  направляться в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% (2,1 и 3)- в фонды - Федеральный и Территориальный - обязательного медицинского страхования.

 

 

2. Пенсионный фонд Российской Федерации

Для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  был образован Пенсионный фонд РФ. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Как известно, в наследство от советской власти России досталась система государственного пенсионного обеспечения, работающая по принципу «сегодняшнее поколение работающих обеспечивает сегодняшнее поколение пенсионеров». Главный недостаток системы, если говорить коротко, сводился к тому, что в конечном итоге стремление государства обеспечить пенсионерам достойное существование ложилось слишком тяжелым грузом на работающие предприятия и работающих членов общества. В результате складывалась парадоксальная ситуация, когда из народнохозяйственного оборота изымались огромные средства, а довольных уровнем пенсионного обеспечения все равно нет.

Для улучшения  ситуации с пенсионным обеспечением будущих пенсионеров, с начала 2002 года в России реализуется пенсионная реформа. Ее суть состоит в постепенном  переходе от распределительной системы к накопительной системе пенсионного обеспечения, к пенсионной модели, основанной на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера доходов и пенсионных взносов.

Расходы бюджета ПФР непосредственно связаны с пенсионной системой РФ, включающей в себя системы государственного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. По линии государственного пенсионного страхования за счет страховых взносов выплачиваются трудовые пенсии, состоящие из трех частей:

      1. базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), группы инвалидности и т.д.;
      2. страховой — дифференцированной части, зависящей от результатов труда каждого застрахованного лица, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
      3. накопительной части, исчисляемой исходя из накопленных сумм страховых взносов и индивидуального дохода, учитываемой на лицевом накопительном счете застрахованного лица.

По линии государственного пенсионного обеспечения осуществляются выплаты пенсий лицам, не охваченным государственным пенсионным страхованием: федеральным государственным служащим, военнослужащим. гражданам, пострадавшим и результате радиационных техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны, нетрудоспособным гражданам.

Соответственно расходы ПФР обычно делят по функциональному признаку па следующие группы:

  • расходы по обязательному пенсионному страхованию; 
             ■ расходы на государственное пенсионное обеспечение;
  • расходы на формирование материнского капитала женщин,       родивших второго и последующего ребенка;
  • расходы на управление и материально-техническое обеспечение;

■ прочие расходы.

Основная масса расходов ПФР (около 92%) приходится на расходы по обязательному пенсионному страхованию. Эти расходы связаны с выплатой трудовых пенсий (их базовой и страховой частей), пособий и компенсаций (к последним относятся пособия на погребение, пособия неработающим гражданам, осуществляющим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, и др.). В составе названных расходов особо следует выделить расходы по формированию накопительной части трудовой пенсии.

Следующими по объему (более 6%) являются расходы ПФР государственному пенсионному обеспечению. Они включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий (участникам войны, лицам, пострадавшим от катастроф) и пенсий федеральным государственным служащим. Особую часть в составе этих расходов составляют расходы на пенсионное обеспечение безработных граждан которые финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и передаваемых последним ПФР.

Особую статью, появившуюся  с 1 января 2007 г., составляют расходы на формирование материнского капитала на индивидуальных лицевых счетах, открываемых в ПФР женщинам, родившим второго  и последующего ребенка. Материнский капитал представляет собой разновидность государственного социального обеспечения, так как формируется за счет средств федерального бюджета, передаваемых ПФР, в порядке реализации национального проекта в целях стимулирования рождаемости в стране. Первоначально материнский капитал был установлен в размере 250 тыс. руб., но в дальнейшем он должен ежегодно индексироваться на коэффициент дефляции. В результате в 2008 г. он составлял уже 271 тыс. руб. (рост на 8,4%), а в 2010 г. планируется в размере 307 тыс. руб. Однако принятый порядок индексации материнского капитала не предотвращает его обесценивания, так как официальный коэффициент дефляции ниже фактическою уровня инфляции. Материнский капитал может быть использован только через три года после рождения второго (последующего) ребенка на строго определенные цели путем безналичного перечисления средств по выбору владельца на улучшение жилищных условий, обучение детей и увеличение накопительной части трудовой пенсии.

Расходы на управление и материально-техническое обеспечение ПФР включают в себя расходы на содержание органон управления фонда (оплата труда, выплата премий и т.д.), на подготовку и повышение квалификации его работников, на приобретение компьютерной и иной техники, материалов и офисного оборудования и т.п. Эти расходы составляют обычно не менее 3% общей суммы расходов фонда.

В составе прочих расходов ПФР можно выделить расходы, связанные с размещением его средств на финансовом рынке (депозиты и государственные ценные бумаги), вложением средств в недвижимое имущество (строительство офисов, приобретение и строительство объектов социального назначения), содержанием этого имущества и др.

Особенностью ПФР является определенная привязка части его доходов к конкретным расходам, особенно в отношении выплаты пенсии.

Важнейшей проблемой пенсионного страхования в современной России является снижение коэффициента отношения средней пенсии к средней заработной плате до 20% в 2007 г., в то время как минимальный уровень этого показателя по мировым стандартам, в частности рекомендациям МОТ, должен составлять 40%. На одного пенсионера в России приходится сейчас 1,28 работающего, что является одной из причин низких пенсий. Решение названной проблемы — первоочередная задача государственной социальной политики.

Управление финансовыми  потоками ПФР осуществляется его центральным аппаратом (правлением и исполнительной дирекцией), территориальными управлениями, отделениями и отделами.

Существуют следующие виды трудовых пенсий:

- по старости,

- по инвалидности,

- по случаю потери  кормильца. 

Трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из базовой, страховой и накопительной частей. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца  состоят из базовой и страховой  частей.

Финансирование трудовой пенсии осуществляется за счет единого социального налога (ЕСН), который в соответствии с налоговым законодательством работодатели в обязательном порядке платили до 2010 в размере 26% от заработной платы, 20% из которых направлялось в ПФР на работников компании: базовая часть - 6%, страховая часть - 8%,  накопительная часть - 6%  (только у работающих после 1 января 2002 года лиц 1967 года и моложе).

 С 2010 года вводятся  достаточно существенные изменения  в формирование пенсионных накоплений  и порядок расчета размера пенсий, которые будут рассмотрены ниже.

 

Рисунок 11- Структура трудовой пенсии

 

Базовую часть трудовых пенсий определяют социальные факторы - достижение определенного возраста, инвалидность, наличие и количество нетрудоспособных членов семьи и др., а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения. Базовая часть устанавливается в твердом размере, определяемом Федеральными законами.

При наличии нетрудоспособных иждивенцев размер базовой части  трудовой пенсии по старости или инвалидности увеличивается в зависимости  от количества таких иждивенцев, при  этом учитывается не более 3-х иждивенцев.

Базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца круглым сиротам (потерявшим обоих родителей в возрасте до 18 лет) устанавливается на уровне табличного значения, потерявшим одного родителя — половина от табличного.

Страховая часть трудовой пенсии финансируется за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателем, и зависит от стажа, заработка гражданина до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет гражданина в системе обязательного пенсионного страхования после 1 января 2002 года.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется из взносов, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица после 1 января 2002 года.

Выплата базовой и  страховой частей трудовой пенсии находятся в ведении Пенсионного фонда России. Размер базовой части одинаков для всех пенсионеров получивших право на трудовую пенсию. Он устанавливается законом и регулярно  индексируется. Финансируются выплаты базовой части из бюджета. Страховая  часть финансируется  из бюджета ПФР. Она  зависит от  стажа и размера перечисленных  взносов на формирование страховой части. Таким образом,  выплата страховой  части пенсионерам обеспечивается за счет взносов  работающих граждан. Размер  страховой части тоже индексируется. Накопительная часть может формироваться и выплачиваться, в зависимости от желания гражданина, как в Пенсионном фонде России, так и в выбранном гражданином негосударственном пенсионном фонде. Формирование накопительной части осуществляется как за  счет взносов в размере 4% (1967 и моложе), так и за счет полученного инвестиционного дохода.

Таким образом,    создавая систему обязательного пенсионного страхования, Государство предоставило гражданам (застрахованным лицам)  возможность более рационально распорядиться той частью обязательных взносов, из которых  формируется накопительная часть пенсии и выбрать страховщика  по  ОПС –  ПФР или НПФ.

Изначально уплачиваемые работодателями средства пенсионных накоплений находятся в ведении и распоряжении ПФР. Если гражданин ничего не предпринимает, то эти средства передаются пенсионным фондом в управление уполномоченной Государственной управляющей компании (ГУК).

Начиная с 1 января 2009 года, в Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.  Эта Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В Программе могут участвовать  все граждане без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного  страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше).

Вступить в Программу  можно до 1 октября 2013 года. Государство  будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы.

Если на накопительную часть  пенсии перечисляется 2 000 и более  рублей в год, государство удваивает эти деньги: на индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год. Если менее 2 000 рублей в год, то софинансирование пенсии государством не осуществляется.

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы