Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
Общее покрытие расходов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета.
Принцип прозрачности (открытости) предполагает: ■ обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующего региона и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Отсутствие реального
подхода к определению
Секвестирование — специальный финансовый механизм, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем (кроме защищенных) статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся, а главный распорядитель бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования неподведомственным получателям бюджетных средств.
Получатель средств соответствующего бюджета (получатель бюджетных средств, ПБС) — органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также бюджетное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений осуществление расходов с единого счета бюджета.
Один из основных законодательных документов в процессе исполнения бюджета — БК РФ. Принципы построения бюджетной системы, получившие отражение в этом документе, на современном этапе реализуются в основном за счет организации и функционирования Казначейской системы исполнения бюджета.
4. Бюджетный федерализм- форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет общегосударственных интересов, интересов субъекта федерации и интересов населения на всей территории страны.
Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
Существует три типа бюджетного федерализма:
Под централизованным типом бюджетного федерализма понимается такая организация бюджетной системы, при которой.
Под децентрализованным типом бюджетного федерализма понимается организация бюджетной системы, при которой:
Комбинированным типом бюджетного федерализма является такая организация бюджетной системы, при которой:
• возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания субъектов федерации.
Для каждого типа федеративного устройства государства характерна своя модель бюджетного федерализма, наиболее известными из которых являются:
американская (конкурентная), при которой предусмотрена:
германская (кооперативная), предусматривающая:
Основными проблемами бюджетного федерализма являются:
• определение:
• состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней;
• источников поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней в целях обеспечения расходных полномочий;
• организация взаимодействия между бюджетами в области трансфертов.
Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:
Правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 22 августа 2004г. №122 – ФЗ.
Основной проблемой, характерной для РФ в области расходных полномочий, является их нечеткое разграничение в законодательстве и отнесение значительной части расходов к сфере совместного ведения, что приводит к размыванию ответственности между различными уровнями государственного управления и местного самоуправления. Нечеткое разграничение полномочий и наличие большого объема обязательств, возлагаемых вышестоящими уровнями власти на субфедеральные бюджеты, влечет за собой незаинтересованность региональных властей в проведении собственной экономической политики, направленной на экономическое и социальное развитие. Возлагаемые вышестоящими уровнями власти на субфедеральные бюджеты обязательства, необеспеченные источниками финансирования называют нефинансируемыми федеральными мандатами. Примером нефинансируемого федерального мандата является решение федерального центра о повышении зарплат работникам бюджетной сферы, ответственность за реализацию которого несут субфедеральные власти.
Требования о предоставлении льгот и субсидий отдельным категориям граждан содержаться в более чем 120 федеральных законодательных актах. Местным властям федеральные законы вменяют в обязанность оплачивать из своих бюджетов 37 видов льгот. Существование нефинансируемых федеральных мандатов является прямым нарушением принципа соответствия объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям.
Проблема разграничения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, как правило, рассматривается в контексте следующих аспектов:
Как правило, решения о введении или ликвидации того или иного налога принимаются на федеральном уровне, так как последствия от таких решений могут иметь глобальный, макроэкономический характер.
Большая часть функций по администрированию налогов, установлению налоговых баз, налоговых ставок или предельных налоговых ставок также возложена на центральные власти.
Доходы от налогообложения должны распределяться между бюджетами различных уровней согласно возложенным на них расходным обязательствам и ответственности субфедеральных властей за их реализацию.
Налоговые полномочия должны распределяться между уровнями бюджетной системы согласно принципам: