Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Таким образом,  бюджетный механизм является реальным воплощением и активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

 

        3. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и развития социальной сферы, а также играет важную экономическую и политическую роль в воспроизводственном процессе.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.  С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение НД и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих НТП. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

  1. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Государственный бюджет обеспечивает выравнивание социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
  2. Государственный бюджет является основным инструментом государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования. Бюджетной финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На безвозвратной основе – дотации, субсидии, субвенции. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культурно-бытового назначения – магазинов предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья.
  4. Государственный бюджет мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов
  5. Государственный бюджет- это ведущее звено финансовой системы.  Для финансирования общегосударственных мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться в государственном бюджете значительная доля НД. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетное устройство — это организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, которая определяет взаимоотношения между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д.

По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства,  при котором административно – территориальные образования не имеют собственной государственной автономии. В стране действует едина Конституция,  общие для всех систем права и единые органы власти,  централизованное управление экономическим,  социальными и политическими  процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2-х звеньев – государственного и местного бюджетов. (Франция,  Италия,  Латвия,  Литва).

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства,  при которой государственные образования и административно – территориальные образования входящие  в государство имеют собственную государственность и обладают  определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративного государства трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. (Швейцария, Россия, США). Уровни данных бюджетов существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство Российской Федерации соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности и консолидирования бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма.

 

2. Бюджетная система — важнейший инструмент организованного руководства экономикой, под воздействием которого осуществляется непрерывный процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств для социально-экономического развития общества в целом и его составных частей

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на 
экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации является объединяющим фактором, так как его средства расходуются  в интересах всего населения  государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Российской Федерации, используются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности их бюджетов. Таким образом, акцент в оценке роли бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы  построения бюджетной системы  РФ

 

 

 

Принцип единства бюджетной  системы обеспечивается:

  • единством бюджетного законодательства;
  • единством принципов организации и функционирования бюджетной системы;
  • использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной отчетности и документации;
  • применением единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
  • применением единого порядка исполнения бюджетов, ведения 
    бюджетного учета и отчетности;
  • единством порядка исполнения судебных актов.

Таким образом, единство бюджетной системы обеспечивается управлением этой системой и реализуется через единую социально-экономическую, налоговую и бюджетную политику государства. Этот принцип — непременное условие осуществления общегосударственной финансовой политики.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между  собой, для чего применяется единая бюджетная классификация, которая предполагает группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Кроме того, единство бюджетной  системы Российской Федерации не предполагает слияние или поглощение бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами — каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно. Местные и региональные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь не входят в федеральный бюджет. Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней им могут передаваться дополнительные доходные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые средства в масштабе всей страны.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов, а также определение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований (сектора государственного управления).

Принцип самостоятельности  бюджетов предусматривает:

  • право и обязанность органов государственной власти и местно 
    го самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность 
    соответствующих бюджетов и осуществлять бюджетный процесс;
  • право определения собственных источников доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской 
    Федерации о налогах и сборах;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять 
    направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти 
    и местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных 
    трансфертов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять 
    источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года изменений бюджетного и налогового законодательства без 
    внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов или снижения до 
    ходов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных 
    в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения 
    доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением и утверждением бюджетной отчетности.

Базовое условие обеспечения  этого принципа — разграничение  бюджетных полномочий между властными  органами разных уровней. Это означает законодательное разграничение  предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений  органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ответственности за реализацию этих полномочий.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, местных бюджетов предусматривает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов

Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Равенство бюджетных  прав означает также применение единых формализованных методов распределения финансовой помощи и компенсаций нижестоящим бюджетам на базе государственных минимальных социальных стандартов для населения страны, обеспечивающее равные гарантии в потреблении государственных услуг на всей территории страны.

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме подлежат отражению в соответствующих бюджетах. Реализация данного принципа требует разработки специальной системы бюджетного учета и отчетности, которая позволяет усовершенствовать процесс мониторинга и контроля на последовательных этапах расходования средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Результативность  и эффективность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результатам использованием определенного объема средств.

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы