Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
Объективно бюджет выполняет одну функцию - перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам потребителям. (таблица). Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.
Аккумулируя часть денежных средств субъектов производственной сферы общества, государственный бюджет осуществляет вторичное распределение (или перераспределение) национального дохода страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды субъектов государственного аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем неимущих и нетрудоспособных граждан, далее нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, на потребности непроизводственной сферы. (Слайд 3)
Таблица 1 – Порядок перераспределения финансовых ресурсов государственным бюджетом
Имущие субъекты – источники денежных средств |
Неимущие субъекты – потребители денежных средств |
1.Производители жизненных ценностей: наемные работники, предприниматели 2. Владельцы движимого и недвижимого имущества 3. Высокодоходные сферы экономики 4. Высокодоходные регионы
и административно- |
управления, правопорядка, вооруженных сил 2. Неимущие и нетрудоспособные граждане 3. Убыточные и малоприбыльные сферы экономики 4. Малодоходные и убыточные
территории и административно- 5. Субъекты сферы услуг |
Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской, и т.д.) перераспределения средств как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы. Непроизводственная сфера не участвует в создании НД, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев общества, а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.
В процессе реализации контрольной
функции бюджета
- содействие:
- обеспечение:
- выявление воспроизводственных
резервов роста финансовых
- повышение отдачи
от внешнеэкономической
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Основные функции бюджета:
• образование бюджетного фонда — доходы бюджета;
• использование бюджетного фонда — расходы бюджета;
• контроль за образованием и использованием бюджетных фондов (Слайд 4)
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Функция образования бюджетного фонда. Образование бюджетного фонда выполняют доходы бюджета, которые включают следующие доходы.
1. Налоговые доходы, к которым относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени, штрафы, таможенные пошлины и иные таможенные платежи, государственная пошлина.
2. Неналоговые доходы, в состав которых входят:
• доходы от использования,
продажи или другого
• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, а также бюджетными учреждениями;
• штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
• иные неналоговые доходы (в доходах федерального бюджета учитывается прибыль Центрального банка Российской Федерации (Банка России), доходы от внешнеэкономической деятельности и от реализации государственных запасов и резервов);
3. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде финансовой помощи (дотаций, субсидий) и субвенций, полученных от бюджета других уровней бюджетной системы.
Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны.
Функция использования бюджетного фонда. Использование бюджетного фонда выполняют конкретные целевые расходы бюджета, предусмотренные Бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Использование бюджетного
фонда включает две составляющие
— текущие и капитальные
Текущие расходы бюджетов, которые представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме межбюджетных трансфертов на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации. При этом под межбюджетными трансфертами понимаются:
• дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
• субсидии — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
• субвенции — межбюджетные трансферты,
предоставляемые бюджетам субъектов
Российской Федерациив целях финансового
обеспечения расходных
Совокупность субсидий бюджетам Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов, а совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета — Федеральный фонд компенсаций.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. К капитальным расходам бюджетов также относятся средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации не просто регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его. (Подробно финансовый контроль рассмотрен далее.)
Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:
Среди них:
■ предварительный контроль, который выполняется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
Таким образом, на современном этапе развития экономических отношений в стране роль бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого на законодательном уровне, обусловлена тем, что бюджет:
Экономическая сущность бюджета — основной фактор в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании его доходов и расходов в современных условиях.
Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения, регулирования и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом бюджетном механизме. Регулирование экономики посредством бюджетного механизма осуществляется путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие в распоряжения государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.
По мере развития экономики, внедрения рыночных условий хозяйствования радикально изменяется бюджетный механизм, директивное администрирование заменяют методы косвенного влияния бюджета на экономику, бюджетная политика переходит от решения текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ; коренным образом изменяется методика бюджетного планирования (на смену объемным показателям приходят качественные ориентиры, типа социальных стандартов).