Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с запросом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу лицензий, на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1532.. В решении по данному делу Конституционный Суд, исследовав порядок установления налогов, отметил, «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством». Это решение не содержало развернутой характеристики налогов, однако попытка ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказалась существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.
Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей.
В постановлении по делу в связи с проверкой конституционности "постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»2 СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1729. он дал анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации.
В решении по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»1 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339. Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее суд указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
В Особом мнении по названному делу судьи Конституционного Суда А. Л. Кононова налог определен как форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности, обеспеченной государственным принуждением.
Эволюция подходов Конституционного Суда к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «центра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.
Винницкий
Проводимая в настоящее время кодификация налогового законодательства сопровождается и унификацией используемой терминологии. НК РФ, как было отмечено, ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст. 8 Кодекса: «налог» и «сбор». (Ранее ст.З Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержала словосочетание, заменяющее собой все термины, используемые для обозначения взиманий налогового характера, — «обязательный платеж». Вряд ли стоит порицать законодателя, что он отказался от использования этого нечеткого по своему значению словосочетания (обязательный денежный платеж может осуществляться не только в рамках налоговых отношений). Поэтому (еще раз подчеркнем) целесообразно обозначить понятие, охватывающее все виды налогов и сборов, термином «фискальное взимание»).
Понятие налога в современной науке налогового права (как, например, и понятие договора — в науке гражданского права) является многозначным.
Под налогом можно понимать:
1)
определенную совокупность
2) определенную процедуру (или порядок действий, действие);
3) материальный объект налогового правоотношения;
4) налоговое обязательственное правоотношение. (Так, итальянский ученый Г. Фальситта определяет налог как «денежное обязательство, прямо или косвенно порождаемое законом ...». См.: Falsitta G. Manuale di diritto tributario. Parte generale. P.25.)
Рассмотрение различных точек зрения позволяет выделить два основных направления, по которым разрабатывается понятие налога.
во-первых (концепция — налог как процедура, налог трактуется как «обязательный индивидуально безвозмездный платеж»528, или как «форма отчуждения собственности»529 или «изъятие денежных средств» , или как «средство распределения бюджетных расходов»531 и т. д.);
во-вторых, (концепция — налог как материальный объект правоотношения).— как «часть имущества налогоплательщика»
Первая концепция является господствующей в отечественной науке; на основе разработанных в ее рамках подходов сформулировано легальное определение налога (ст. 8 НК РФ). Исходя из понимания налога как определенной процедуры, порядка действий, формулируются также традиционно выделяемые признаки налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность и т. д.
Вторая концепция налога в меньшей степени распространена в литературе. Согласно этому подходу подчеркивается, что одной из существенных черт налога является то, что он всегда представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая как таковая должна передаваться на законном основании субъектам публичной власти при наступлении определенных сроков (В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечается, что «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». См. также: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 145-146.).
Можно предположить, что, используя в гл. 8 НК РФ выражения «перечисление налога», «уплата налога», законодатель понимает под налогом не процедуру (порядок действий), не действие (платеж), а определенную сумму, т. е. налог как материальный объект налогового правоотношения.
Однако
основное содержание
юридической категории
налога раскрывается
при ее определении
как некоторой процедуры,
порядка действий, как
бы мы их ни именовали:
«форма отчуждения», «средство распределения»,
«платеж», «взнос» и т. д. Закрепленная
в ст. 8 НК РФ дефиниция
понятия «налог» отражает
именно такое понимание
сущности и назначения
налога как важнейшего социального
института.
Современная юридическая наука включила дефиницию налога в круг наиболее дискуссионных понятий. В юридической и экономической литературе существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории
Винницкий, налог — установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах равенства, всеобщности, соразмерности (С учетом значения понятия «фискальное взимание» данное определение можно сформулировать также следующим образом: налог — это установленное законно сформированным представительным органом фискальное взимание, осуществляемое в денежной форме, обусловленное необходимостью решения общественных задач, основанное на принципах равенства, всеобщности, соразмерности)
С. Г. Пепеляев: «Налог — единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, дуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспечения государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти»1 Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 1995. С. 24..
Н. И. Химичева определяет налог как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф. Н. И. Химтева. М., 1995. С. 225..
В другом издании этого же автора делается акцент на установлении налогов «в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти и местного самоуправления»3 Проблемы финансового права. Черновцы, 1996. С. 135. См. также: Химтева Н. И. Налоговое право: Учебник. М., 1997. С. 5..
Схожие
подходы, базирующиеся на нормах действующего
законодательства, характерны и для других
ведущих специалистов в этой области4 См.: Грачева
Е. Ю., Соколова Э. Д.
Финансовое право: Учеб. пособие. М.,
2001. С. 126; Финансовое право Российской
Федерации: Учебник / Отв. ред. М.
В. Карасева. М., 2002. С. 320..
Согласно
ст. 8 НК РФ под налогом
понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с
организаций и физических
лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на
праве собственности,
хозяйственного ведения
или оперативного управления
денежных средств в
целях финансового обеспечения
деятельности государства
и (или) муниципальных
образований.
Из положения части 1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) усматриваются следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ:
1) налог устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом);
2) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу фиска;
3) он социально обусловлен;
4) безвозвратен;
5) безвозмезден;
6) общеобязателен;
7) имеет стоимостной (денежный) характер;
8)
основан на принципах
всеобщности, равенства,
соразмерности533.
Учебник
Крохиной
Из
данного определения выводятся
следующие основные признаки налога.
Бесспорным
отличительным признаком
Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности является форма уплаты налога. Налоговый кодекс не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог — добровольного платежа или принудительного взыскания. В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.