Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
— родовым объектом административных правонарушений в налоговой сфере выступают фискальные интересы государства (Российской Федерации, ее субъектов) или муниципальных образований;
— объективная сторона налоговых деликтов характеризуется формальным признаком, поскольку законодатель не ставит наложение административного штрафа в зависимость от образования вредных последствий для отношений налоговой сферы. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого предусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами.
Нарушением законодательства о налогах сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налоговым проступком), следует считать посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлены меры административной ответственности.
Основными характерными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются: общественная опасность (вредность); противоправность; виновность; наказуемость в соответствии с административным законодательством.
Состав административного проступка, посягающего на отношения налоговой сферы, аналогичен составу налогового правонарушения и выражается в виде совокупности объективных и субъективных критериев.
Объективными элементами составу налогового правонарушения являются:
объект правонарушения — фискальные интересы государства;
объективная сторона — противоправные деяния лица, выразившиеся в конкретных действиях либо бездействиях, игнорировании правовых норм.
Субъективные критерии состава образуют:
субъект правонарушения — гражданин или должностное лицо;
субъективная сторона — психическое отношение лица к содеянному им нарушению законодательства о налогах и сборах, т. е. вина, которая выражается в форме умысла или неосторожности.
Роль административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выражается в ее функциях.
В отличие от административной ответственности как целостного правового института ответственность за налоговые проступки выполняет только альтернативную и ограничительную функции.
- Альтернативная функция обусловлена публичной природой фискальных интересов государства. Налоговые проступки причиняют государству имущественный вред. Следовательно, государство заинтересовано не столько в наказании виновных лиц, сколько в восстановлении нормального режима поступлений денежных средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Поэтому административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не сопряжена с применением к виновным лицам специальных карательных методов в виде физического или психического принуждения.
- Ограничительная функция ответственности за налоговые проступки выражается в создании посредством правового регулирования предпосылок для ограничения ее вредных последствий. Применительно к нарушениям законодательства о налогах и сборах ограничительными мерами являются штрафы.
- Предупредительная (превентивная) и правозащитная функции ответственности за налоговые проступки не свойственны.
Субъектом административной ответственности за налоговые деликты может быть гражданин или должностное лицо.
По общему правилу административной ответственности подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин может быть привлечен к ответственности за налоговые деликты только в случае, если он к моменту их совершения достиг 16-летнего возраста. Относительно составов налоговых деликтов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, субъектный состав является усеченным. Согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная за нарушения законодательства о налогах и сборах ст. 15.3—15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо, что обусловлено спецификой отношений в сфере управления. Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков:
— постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти;
— наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
—
выполняющее организационно-
Применительно
к правовому институту
Субъектный состав налоговых деликтов отличает нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных проступков, от налоговых правонарушений.
При малозначительности нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки административного правонарушения, виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности. Решение об освобождении от мер административного воздействия за налоговый деликт принимается соответственно судьей, налоговым органом:
Основным наказанием за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, является административный штраф. Административный штраф представляет собой денежное взыскание. При назначении административного наказания за нарушения законодательства о налогах и сборах учитываются характер совершенного деяния, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность:
— раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
— совершение административного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
— совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет;
— совершение административного проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В отличие от смягчающих перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Также не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельства, если аналогичные юридические факты одновременно являются квалифицирующими признаками налогового правонарушения.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
—
продолжение противоправного
—
повторное совершение однородного
административного деликта
— вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
— совершение административного проступка группой лиц;
— совершение административного проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
— совершение административного проступка в состоянии опьянения.
Назначение административного наказания не освобождает гражданина или должностное лицо, представляющее организацию, от налоговой обязанности, за неисполнение которой и был взыскан штраф.
При неоднократном нарушении законодательства о налогах и сборах штраф взыскивается отдельно за каждое правонарушение. В то же время КоАП РФ предусматривает возможность поглощения санкций в пределах одной суммы штрафа при условии, что налоговый деликт совершен одним лицом и дела о данном правонарушении рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.
Давность привлечения гражданина или должностного лица к административной ответственности не может превышать одного года со дня, когда было нарушено законодательство о налогах и сборах.
Большинство составов налоговых деликтов имеют признаки, аналогичные составам налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена НК РФ. Единственным отличающимся элементом состава административного правонарушения в налоговой сфере выступает субъектный состав.
Составы нарушений законодательства о налогах и сборах содержатся в гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» КоАП РФ.