Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)

                                   

     Что касается «внутренней позиции школьника» (таблица 6), то это психологическое новообразование также более выражено у семилетних детей: «внутренняя  позиция школьника»  проявляется у 55 % семилетних детей и у 30% шестилетних, у 70% шестилеток такое понятие не наблюдается.

таблица 6

Сопоставительные данные по методике «Внутренняя позиция школьника»

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Внутренняя позиция школьника сформирована

 

8

 

40%

 

12

 

60%

Внутренняя позиция школьника не сформирована

 

12

 

60%

 

8

 

40%

Всего детей

20

100%

20

100%

 

 

  И все-таки основная масса детей как шести, так и семи лет стремится в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы изменить порядок вещей  в своей жизни. Об этом говорит большой процент детей у которых мотивационная сфера  находится  в  стадии  формирования (таблица 7): 45% шестилетних и 40% семилетних дошкольников.

таблица 7

Результаты  обследования мотивационной сферы                                           

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

6

30%

10

50%

Готовность в стадии формирования

 

9

 

45%

 

8

 

40%

Не готовы

5

25%

2

10%

Всего детей

20

100%

20

100%

 

Результаты обследования по мотивационной  сфере  в целом выглядят следующим образом  Рисунок 2.

Рисунок 2 Уровень мотивационной готовности к школе детей 6 и 7 лет.

   Поэтому, можно смело утверждать, что с точки зрения развития мотивационной сферы,  семилетние дети более готовы к обучению к школе, чем шестилетние.

Произвольность.

  При выполнении методики  «Домик» были получены следующие результаты (таблица 8)

 

 

таблица 8

Сопоставительные данные по методике «Домик»

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

6

30%

9

45%

Готовность в стадии формирования

 

7

 

35%

 

11

 

55%

Не готовы

7

35%

-

0%

Всего детей

20

100%

20

100%

 

 

Только  30% шестилетних испытуемых справились с заданием, то есть без ошибок срисовали картинки «домика, среди семилетних этот процент   выше – 45%. Это свидетельствует о том, что у шестилетних детей слабая учебная мотивация, слабо развита сенсомоторная координация, которая связана с созреванием мозговых структур. Таким образом, мы можем утверждать, что шестилетние дети не готовы к школе даже на психофизиологическом уровне.

    

 

таблица 9

Сопоставительные данные по методике «Да и Нет»                                           

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

3

15%

6

30%

Готовность в стадии формирования

 

11

 

55%

 

11

 

55%

Не готовы

6

30%

3

15 %

Всего детей

20

100%

20

100%

 

Результаты по методике «Да и нет» показывают, что 30% шестилетних детей не могут справится с этим заданием, среди семилетних детей таких 15%, то есть в два раза меньше. Это задание является обычной вербальной игрой с правилами.  Возможно столь высокий процент не справившихся с заданием среди шестилетних детей  связан с тем, что эти дети не научились играть  в  игры  по  правилам  либо  вообще  не  сталкивались  с  такими играми.

В общем результаты  обследования по развитию произвольной сферы выглядят следующим образом: таблица 10.

таблица 10

Результаты  обследования произвольной  сферы

 

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

1

5%

4

20%

Готовность в стадии формирования

 

12

 

60%

 

15

 

75%

Не готовы

7

35%

1

5 %

Всего детей

20

100%

20

100%

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет