Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
Что касается «внутренней позиции школьника» (таблица 6), то это психологическое новообразование также более выражено у семилетних детей: «внутренняя позиция школьника» проявляется у 55 % семилетних детей и у 30% шестилетних, у 70% шестилеток такое понятие не наблюдается.
таблица 6
Сопоставительные данные по методике «Внутренняя позиция школьника»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Внутренняя позиция школьника сформирована |
8 |
40% |
12 |
60% |
Внутренняя позиция школьника не сформирована |
12 |
60% |
8 |
40% |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
И все-таки основная масса детей как шести, так и семи лет стремится в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы изменить порядок вещей в своей жизни. Об этом говорит большой процент детей у которых мотивационная сфера находится в стадии формирования (таблица 7): 45% шестилетних и 40% семилетних дошкольников.
таблица 7
Результаты обследования мотивационной сферы
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 6 | 30% | 10 | 50% |
Готовность в стадии формирования |
9 |
45% |
8 |
40% |
Не готовы | 5 | 25% | 2 | 10% |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Результаты обследования по мотивационной сфере в целом выглядят следующим образом Рисунок 2.
Рисунок 2 Уровень мотивационной готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Поэтому, можно смело утверждать, что с точки зрения развития мотивационной сферы, семилетние дети более готовы к обучению к школе, чем шестилетние.
Произвольность.
При выполнении методики «Домик» были получены следующие результаты (таблица 8)
таблица 8
Сопоставительные данные по методике «Домик»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 6 | 30% | 9 | 45% |
Готовность в стадии формирования |
7 |
35% |
11 |
55% |
Не готовы | 7 | 35% | - | 0% |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Только 30% шестилетних испытуемых справились с заданием, то есть без ошибок срисовали картинки «домика, среди семилетних этот процент выше – 45%. Это свидетельствует о том, что у шестилетних детей слабая учебная мотивация, слабо развита сенсомоторная координация, которая связана с созреванием мозговых структур. Таким образом, мы можем утверждать, что шестилетние дети не готовы к школе даже на психофизиологическом уровне.
таблица 9
Сопоставительные данные по методике «Да и Нет»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 3 | 15% | 6 | 30% |
Готовность в стадии формирования |
11 |
55% |
11 |
55% |
Не готовы | 6 | 30% | 3 | 15 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Результаты по методике «Да и нет» показывают, что 30% шестилетних детей не могут справится с этим заданием, среди семилетних детей таких 15%, то есть в два раза меньше. Это задание является обычной вербальной игрой с правилами. Возможно столь высокий процент не справившихся с заданием среди шестилетних детей связан с тем, что эти дети не научились играть в игры по правилам либо вообще не сталкивались с такими играми.
В общем результаты обследования по развитию произвольной сферы выглядят следующим образом: таблица 10.
таблица 10
Результаты обследования произвольной сферы
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 1 | 5% | 4 | 20% |
Готовность в стадии формирования |
12 |
60% |
15 |
75% |
Не готовы | 7 | 35% | 1 | 5 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет